Надо Знать

добавить знаний



Гектор Берлиоз



План:


Введение

Гектор Берлиоз, фото Karl Reutlinger, 1864

Луи Гектор Берлиоз ( фр. Louis Hector Berlioz * 11 декабря 1803, Ла-Кот-Сент-Андре - ? 8 марта 1869) - французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856).


1. Биография

Родился в местечке Ла-Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача, свободомыслящей, образованного человека. Детские годы Берлиоз провел в провинции, где слышал песни и познакомился с древними мифами. Там же научился играть на флейте. В 1821 Берлиоз переехал в Париж, где стал изучать медицину, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Он подрабатывал пением в хоре и долго бедствовал. Первое публичное исполнение произведения Берлиоза (?Торжественная месса") состоялось в Париже в 1825. Берлиоз, занимаясь самообразованием, несколько лет брал уроки у Жана-Франсуа Лесюэра и к нему же в класс полифонии отправился после вступления в Парижскую консерваторию в 1826. Также он занимался в классе Антонина Рейхи. Начиная с 1828 года Берлиоз начал писать критические статьи о музыке и познакомился с популярными в то время писателями и музыкантами такими как Виктор Гюго, Александр Дюма, Паганини, Жорж Санд. В 1828 - 1830 -е годы вновь было публично исполнено несколько произведений Берлиоза-увертюры "Веверли", "Francs-juges" и "Фантастическая симфония", после чего публика обратила внимание на молодого композитора.

В 1830 году Берлиоз окончил консерваторию. Того же года он получил Римскую премию за кантату "Сарданапал". До этого Берлиоз 3 года подряд пытался получить премию, но жюри отказало ему так были озадачены. Того же года началась революция, Берлиоз сочувствовал революционерам и даже инструментовал "Марсельезу". После того жил (как стипендиат) в Италии. Там он заинтересовался итальянской музыкой, встретился с Глинкой, познакомился с произведениями Байрона. Вернувшись в Париж (1832), привез с собой написанную в Италии увертюру "Король Лир" и симфоническое произведение "Le retour ? la vie" в жанре, который он называл "мелолог" (смесь инструментальной и вокальной музыки с чтением), который является продолжением "Фантастической симфонии". Осев в Париже Берлиоз развил творческую активность, работал композитор, сочиняя программные симфонии и оперы, дирижер (в частности работал в Парижской консерватории), и музыкальный критик (писал в газетах "Gazette musicale de Paris", позднее в "Journal des D?bats" в 1864 года и приобрел репутацию строгого и серьезного критика). Однако его оперы не имели серьезного успеха и он все еще оставался бедным.

В 1839 году был назначен библиотекарем консерватории.

С 1842 много гастролировал за рубежом. С триумфом выступал как дирижер и композитор в России (1847, 1867-68), в частности собрал большого, публику на концерте в Московском манеже. В 1867-1867 годах жил в Санкт-Петербурге.

В 1856 году Берлиоза был назначен членом Академии художеств. В 1860-х годах Берлиоз выпускает сборники статей, а также свои "Мемуары" (1870 год).

Личная жизнь Берлиоза омрачается рядом печальных событий, о которых он подробно рассказывает в своих "Мемуарах" (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриет Симпсон (1833), закончился разводом в 1843 (Симпсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью) после ее смерти Берлиоз одруживвся с певицей Марией Ресио, которая внезапно умерла в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Сам композитор умирает в одиночестве 8 марта 1869.


2. Творчество

Берлиоз, портрет Аьфонса Легро

Берлиоз - яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Берлиоза во многом родственно творчеству Виктора Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Берлиоз смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений.

Творчество композитора отразило свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародность, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос - с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата ?Греческая революция? - отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Великую июльской революции 1830 года; на улицах Париж он разучивал с народом революционные песни, в частности обработанную им для хора и оркестра ?Марсельезу?. В ряде крупных произведений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный ?Реквием? (1837) и "траурно-триумфальная симфония" (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 Берлиоз не понял. В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к академизму, моральной проблематике: ораториального трилогия "Детство Христа" (1854), оперная дилогия "Троянцы" за Вергилием ("Взятие Трои" и "Троянцы в Карфагене", 1855-59).

Стиль Берлиоза определился уже в "Фантастической симфонии" (1830, подзаголовок - "Эпизод из жизни художника"). Это известное произведение Берлиоза - первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема "несчастной любви? приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Берлиоз пишет монодраму "Лелио, или Возвращение к жизни" (1831, продолжение "Фантастической симфонии"). Берлиоза привлекали сюжеты произведений Джорджа Байрона - симфония для альта и оркестра "Гарольд в Италии" (1834), увертюра "Корсар" (1844); Шекспира - увертюра ?Король Лир? (1831), драматическая симфония "Ромео и Джульетта" (1839), комическая опера "Беатриче и Бенедикт" (1862, на сюжет "Много шума из ничего") Гете - драматическая легенда (оратория) "Осуждение Фауста" (1846, свободно трактует поэму Гете). Берлиозу принадлежат также опера "Бенвенуто Челлини" (пост. 1838), 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе "Римский карнавал" (1844); романсы и др.. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) Издано в Лейпциге (1900-07).

Берлиоз был выдающимся дирижером. Вместе с Рихардом Вагнером он заложил основы новой школы дирижирования. Берлиоз внес существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли.


3. Произведения

3.1. Симфонии


3.2. Концертные произведения

  • Римский карнавал, Op.9 (1844)
  • Король Лир, Op.4 (1831)
  • R?verie et caprice - для скрипки с оркестром Op. 8, H 88 ( 1841)
  • Марш для последней сцены Гамлета H 103 ( 1844)
  • Марш троянцев H 133b ( 1864)

3.3. Оперы

  • Benvenuto Cellini ( 1838)
  • Осуждение Фауста Op.24, H 111 (La Damnation de Faust, 1846)
  • дилогия Троянцы ( фр. Les Troyens H 133a, "Взятие Трои", "Троянцы в Карфагене", 1859)
  • Беатриче и Бенедикт H 138 ( 1863)
  • Тайные судьи H 23 (сохранились только фрагменты) ( 1825 - 1834)
  • Бенвенуто Челлини Op.23, H 76a ( 1838)
  • La nonne sanglante H 91 (не закончена) ( 1841 - 1842)

3.4. Духовные произведения

3.5. Вокальные произведения

  • Летние ночи Op.7, H 81

3.6. Увертюры

  • Веверли H 26 ( 1826 - 1828)
  • Буря (по Шекспиру, с хором) H 52 ( 1830)
  • Роб Рой H 54 ( 1831)
  • Бенвенуто Челлини H 76b ( 1838)
  • Римский карнавал Op.9, H 95 ( 1844)
  • Корсар Op.21, H 101 ( 1846 - 1851)
  • Беатриче и Бенедикт H 138 ( 1860 - 1862)

3.7. Кантаты

  • Греческая революция (2-е разные версии) H 21a, H 21b ( 1825 - 1826, 1833)
  • Смерть Орфея H 25 ( 1827)
  • Эрминии H 29 ( 1828)
  • Клеопатра H 36 ( 1829)
  • Смерть Сарданапала H 50 (сохранился только небольшой фрагмент) ( 1830)
  • 5 мая Op.6, H 74 ( 1831 - 1835)
  • Эригона (сохранился только фрагмент) H 77 ( 1835 - 1838)
  • Hymne ? la France H 97 ( 1844)
  • Chant des chemins de fer H 110 ( 1846)
  • L'Imp?riale Op.26, H 129 ( 1854)
  • Le Temple universel Op.28, H 137 ( 1861)

Источники

5. Библиография

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Гектор Берлиоз
  • Хохловкина А. Берлиоз. М., 1966
  • Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967
  • Берлиоз Г. Избранные письма, тт. 1-2. М., 1984-1985


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам