Гендер

Два пола

Гендер ( англ. gender - "Пол", от лат. genus - "Род") - социально-биологическая характеристика, по которой определяются понятия "Мужчина" и "Женщина" [1], психосоциальные, социокультурные роли мужчины и женщины как личностей, в отличие от пола, которая обозначает биологические различия [2], целостная психическая репрезентация пола, полна неповторимым динамическим глубинным, когнитивным и поведенческим смыслом женской и мужской, полученное индивидом в результате приобретения индивидуального гендерного опыта [3].
В отличие от биологического пола, гендер выступает набором социально ролевых самоидентификаций (самоопределений), которые могут совпадать с чисто биологическими поло-ролевыми стереотипами или противоречить им. [4].

Различия формируются в процессе социализации - обучение роли мужчин и женщин, который происходит от первых дней рождения до половозрелого возраста, и в меньшей степени - позже. На это влияют семейное воспитание, школа, взаимодействие с другими детьми и игровая активность. Понимание различий между полами формируется начиная примерно с двухлетнего возраста.

При совпадении биологических поло-ролевых стереотипов с гендером поло-ролевое поведение может быть охарактеризована как нормативная; При отсутствии такого совпадения есть основания говорить о гендерных инверсии [5].


1. Происхождение термина

До 1960-х гг психические или поведенческие свойства, которые вероятно отличают мужчин от женщин, называли половыми свойствами или различиями. В современном понимании термин гендер был введен в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлер (Robert Stoller) в конце 60-х годов XX в. - Он предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятия гендер (на английском gender - род), которое к тому использовалось только для обозначения грамматического рода и потому не вызывало никаких коннотаций с биологией [6].


2. Использование термина

2.1. Отличие понятий "гендер" и "пол"

Одной из распространенных ошибок в понимании понятия "гендер" касается использования его взаимозаменяемы с понятием "пол".

Поскольку социальная пол не обязательно совпадает с биологической статью индивида, с его или ее статью воспитания или его / ее паспортной статью, поэтому в научных исследованиях используется понимание гендера в широком смысле.

В психологии и сексологии под понятием "гендер" понимается совокупность стандартов и сценариев поведения, которые общество определяет как "женские" и "мужские", которые выражаются в двух главных категориях - маскулинность и феминность. Они, в свою очередь, оприявнюються в стиле одежды, способах хождение и говорения, в манерах, увлечениях и других способах поведения [7].

Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ) использует термин гендер для определения "социально обусловленных ролей, моделей поведения, деятельности, а также атрибутов, которые данное общество считает необходимыми для мужчин и женщин" [8].

Поскольку именно социальная идеология отвечает за определение типично мужских или типично женских ролей и моделей поведения, определенные социальные субъекты, которые доминируют в сфере идеологического производства могут с помощью идеологии подавлять природные (биологические) самоидентификации мужчин и женщин или поощрять их в тот или иной образом.

Позиция по поощрению гендерного равенства путем подавления естественных биологических различий между мужчинами и женщинами присущей феминизма как идеологии эгалитарной направленности.


3. Различия между женщинами и мужчинами на биологическом уровне

  • морфологические различия в строении половых органов и способности к воспроизводству [9];

Однако, на эти биологические различия накладываются социальные факторы, и в зависимости от того, насколько толкуется роль биологических и социальных факторов в разделении гендера, сформулированы два основных подхода.


4. Подходы к пониманию гендера

  • полоролевой подход сводит гендер к одному из его социально-психологических проявлений - гендерным стереотипов (схем восприятия), при этом такое толкование соответствует начальному пониманию гендера как социальной надстройки над биологическим полом;
  • социально-конструктивистский подход рассматривает отношения между мужчиной и женщиной прежде всего как социокультурно сконструированы, акцент при этом делается на властных отношениях между мужчиной и женщиной, в то время как биологические различия считаются второстепенными.

По мнению сторонников социально-конструктивистского подхода, гендерные отношения построены на доминировании и подчинении, паритете и неровности, внутришньогрупповому фаворитизме и межгрупповой дискриминации. Они создают неравенство социальных возможностей мужчин и женщин, властную асимметрию, которая подчеркивается разницей в гендерно-специфических моделях общения. Признание "объективности" гендерных различий мужчин и женщин маскирует дискриминацию [11].

Действительно, биологические подходы, и в меньшей степени - ентноцентрични и теологические гендерные модели часто используются для оправдания социальных предрассудков и несправедливостей. Различия никогда не должны использоваться для оправдания гендерного неравенства, однако отрицать, что эти различия существуют или они не могут изучаться, может иметь негативные последствия для общества.

М.С. Боровцова определяет 4 основные теоретико-методологические подходы к толкованию гендера, сложившихся на сегодня:

  • гендер как социальный феномен, т.е. как действительность межполовых отношений, выраженная в межличностных, социально-экономических, правовых, политических отношениях (Н. Абубикирова, Т. Бендас, Д. Воронцов, Н. Городнов, Н. Лавриненко, А. Лосева, Т. Мельник, Г. Петрова, Р. Столер и др..)
  • гендер как культурный феномен, т.е. как мнимое, символическое, фантазматическая представление о действительности межполовых отношений, выражено в дискурсах литературного, изобразительного, кинематографического искусства, СМИ и рекламы, императивах гендерной идеологии (С. Бем, В. Брайсон, Б. Эллиот, Д. Коновалов, В. Менжулин, К. Трофимова, Р. Хаббард, Ю. Шабалина и др..)
  • гендер как когнитивный феномен, то есть как то, что мыслится о мужчин и женщин, и то, относительно чего мыслится о себе как о мужчине или о женщине (В. Кириченко, Д. Майерс, А. Мистрюкова, Н. Приходькина и др.). ;
  • гендер как личностный дискурс, т.е. как средство определения пола, ее высказывания, выражения, поведенческого осуществления (К. Вест, Д. Зиммерман, Ю. Маслова, Н. Чодороу и др..). [3]

Примечания

  1. Шон Берн Гендерная психология. - С. 320. - Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-125-6.
  2. Ильин Е.П. Пол и гендер. - С. 688. - Питер, 2010. ISBN 978-5-49807-453-5.
  3. а б Боровцова М.С. Гендер как неповторимая репрезентация пола / М.С. Боровцова / / Вестник Одесского национального университета. Психология. - 2012. - Т. 17, Вып. 5. - С. 6-12.
  4. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - С. 310. - Москва, АСТ, 2006. ISBN 978-5-89349-435-8, 978-5-89502-423-2.
  5. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. - С. 463. - Москва, 2004.
  6. Stoller R. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. - New York, 1968.
  7. Kelly GF Sexuality Today: The Human Perspective / Updated 7th ed. - Boston, 2004.
  8. What do we mean by "sex" and "gender"? - www.who.int / gender / whatisgender / en / index.html
  9. а б в г Leibenluft E. Sex is complex / / American Journal of Psychiatry. - 1996. - No 153 (8). - P. 969-972. - ajp.psychiatryonline.org/cgi/reprint/153/8/969
  10. Geer JH, Manguno-Mire GM Gender differences in cognitive processes in sexuality / / Annual Review of Sex Research. - 1997. - No 7. - P. 90-124.
  11. Воронцов Д. В. Что такое гендер / / Бендас Т. В. Гендерная психология. - СПб., 2006. - www.koob.ru / bendas_t_v / gendernaya_psihologiya_bendas