Надо Знать![]() |
ВведениеГенеральная Ассамблея ООН - главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединенных Наций, созданный в 1945 г. согласно уставу ООН. Генеральная ассамблея состоит из 192 членов ООН и является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, изложенных в Уставе. Она также играет большую роль в процессе установления и кодификации норм международного права. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости. Помимо регулярных сессий, Ассамблея может проводить специальные и чрезвычайные специальные сессии. Каждое государство может быть представлена в ней делегацией максимум из пяти человек. Одно государство-член организации имеет в Генеральной Ассамблее один голос. Каждая страна представлена в ГА дипломатом высокого ранга, но время от времени министры иностранных дел и даже главы государств также посещают сессии ГА. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации относительно мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. 1. Функции и полномочия Генеральной АссамблеиСогласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:
Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи "Единство в пользу мира" от 3 ноября 1950 г. (Резолюция 377 (V)), Ассамблея может также принимать меры, если Совет Безопасности не способен действовать из-за голосования против одного из своих постоянных членов в случае, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Ассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос с целью предоставить членам необходимые рекомендации относительно коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Хотя Ассамблея уполномочена делать государствами рекомендации, которые не имеют обязательного характера, по международным вопросам, входящим в компетенцию, она, однако, инициировала меры политического, экономического, социального и правового характера, повлиявшие на жизнь миллионов людей во всем мире. Историческая Декларация тысячелетия, принятая в 2000 г., свидетельствует о приверженности государств-членов достичь конкретных целей, изложенных в Декларации с целью обеспечения мира, безопасности и разоружения; искоренение бедности, защиты окружающей среды, удовлетворения особых потребностей Африки и укрепления Организации Объединенных Наций. 2. Принятие решенийКаждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации по миру и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. В последние годы особое внимание уделялось достижению консенсуса по обсуждаемым вопросам, а не принятию решений путем проведения официального голосования, что и обеспечивало активную поддержку решений Ассамблеи. Председатель Ассамблеи, после проведения консультаций и достижения договоренности с делегациями, может предложить принять резолюцию без голосования. 3. Неофициальные заседания Генеральной АссамблеиНа своей 52-й сессии Генеральная Ассамблея предложила новый способ достижения консенсуса по вопросам путем обсуждения задачи реформирования Организации Объединенных Наций в ходе неофициальных пленарных заседаний Генеральной Ассамблеи. Практику проведения неофициальных заседаний была продолжена на последующих сессиях для обсуждения, в частности, вопросов, касающихся Саммита тысячелетия ООН, специальной сессии Генеральной Ассамблеи по вопросу ВИЧ / СПИДа, укрепление системы ООН и активизации Ассамблеи. На 58-й и 59-й сессиях эта практика стала включать проведение неофициальных заседаний Генерального комитета, открытых для всех делегаций, а также организацию групповых обсуждений и тематических брифингов под руководством Генеральной Ассамблеи. 4. Выборы Председателя и заместителей Председателя Генеральной Ассамблеи и председателей главных комитетовВследствие осуществляемых усилий по активизации своей работы и согласно правилу 30 своих Правил процедуры, измененных в соответствии с резолюцией 56/509 Ассамблеи от 8 июля 2002 г., Генеральная Ассамблея избрала своего Председатель ГА ООН и заместителей Председателя, а также председателей шести главных комитетов 60-й сессии 13 июня 2005 г., то есть не позднее, чем за три месяца до открытия сессии. Согласно резолюции 58/126 Ассамблеи другие должностные лица главных комитетов также были избраны в тот же день. 5. Вспомогательные органы5.1. Шесть главных комитетовПосле завершения общих прений Ассамблея начинает рассматривать основные пункты повестки дня. Поскольку количество вопросов, которые она должна рассматривать очень велика (так, например, повестка 59-й сессии включал 163 пункта), Ассамблея распределяет пункты повестки дня в зависимости от их тематики между своими шестью главными комитетами, которые проводят их обсуждение, стараясь, по возможности, согласовать различные подходы государств, а затем предоставляют Ассамблее на рассмотрение на одном из пленарных заседаний проекты резолюций и решений.
Однако по отдельным пунктам повестки дня, такими, как вопрос о Палестину или состояние на Ближнем Востоке, Ассамблея принимает решение непосредственно на своих пленарных заседаниях. 5.2. Генеральный комитетГенеральный комитет, состоящий из Председателя и 21 заместителя Председателя Ассамблеи и председателей шести главных комитетов, выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы. 5.3. Комитет по проверке полномочийКомитет по проверке полномочий назначается Генеральной Ассамблеей на каждой сессии. Он предоставляет Ассамблее отчеты о полномочиях представителей. 5.4. Рабочие группы АссамблеиВ прошлом Генеральная Ассамблея санкционировала создание рабочих групп для рассмотрения важных вопросов, в том числе Специальную рабочую группу открытого состава по вопросам конфликтов и содействию обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке и Специальную рабочую группу по комплексному и скоординированного осуществления решений и последующей деятельности по результатам крупных конференций и встреч на высшем уровне ООН в экономической и социальной сфере, которые завершили свою работу. 5.5. Региональные группыС течением времени в Генеральной Ассамблее возникли различные неформальные региональные группы, которые являются механизмами для проведения консультаций и оказания помощи в работе с процедурными вопросами. Это группы африканских государств, азиатских государств, восточноевропейских государств, государств Латинской Америки и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств. Турция, которая с целью выборов входит в состав Группы западноевропейских и других государств, является членом Группы азиатских государств. 6. Специальные сессии и чрезвычайные специальные сессииПомимо регулярных сессий, Ассамблея может проводить специальные и чрезвычайные специальные сессии. В разные годы Ассамблеей было созвано 28 специальных сессий по вопросам, которые требовали особого внимания, в том числе по проблемам Палестины, финансов ООН, Намибии, разоружения, международного экономического сотрудничества, апартеида, наркотиков, окружающей среды, народонаселения, женщин, социального развития, населенных пунктов, ВИЧ / СПИДа и детей. Десять чрезвычайных специальных сессий были проведены в связи с ситуациями, при рассмотрении которых Совет Безопасности оказался в тупике. Эти сессии были посвящены состоянию на Ближнем Востоке ( 1958 и 1967 гг), состояния в Венгрии ( 1956 г.), положения о Суэцкого канала ( 1956 г.), положения в Конго ( 1960 г.), Афганистане ( 1980 г.), Палестине ( 1980 и 1982 гг), Намибии ( 1981 г.), положения на оккупированных арабских территориях ( 1982 г.) и рассмотрению незаконных действий Израиль в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной оккупированных территорий ( 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 и 2004 гг.) Ассамблея постановила временно прекратить десятой чрезвычайной специальной сессии и уполномочила Председателя Ассамблеи возобновить ее заседания по просьбе государств-членов. 7. Осуществление деятельности АссамблеиРабота ООН в значительной мере основывается на решениях Генеральной Ассамблеи и осуществляется:
8. Активизация работы АссамблеиВ последние годы предпринимаются все более активные меры с целью сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. На 58-й сессии это стало важным приоритетным заданием. В резолюциях 58/126 и 58/316, принятых 19 декабря 2003 г. и 1 июля 2004 г. соответственно, изложены конкретные меры по упорядочению работы Ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов и повышению роли Генерального комитета. 59-я сессия продолжила работу по оценке выполнения этих мандатов и поиски дополнительных путей и средств дальнейшей активизации работы Генеральной Ассамблеи, включая укрепление роли и полномочий Председателя. 9. Праздники, учреждены АссамблеейВсемирный день охраны окружающей среды был учрежден Генеральной ассамблеей ООН в 1972 году и с тех пор отмечается всем мировым сообществом ежегодно. Поводом к проведению этой всемирной акции послужило обращение, поступившее 11 мая 1971 года генеральному секретарю ООН. Обращение подписали 2200 деятелей науки и культуры из 23 стран мира, которые предупреждали человечество о беспрецедентной опасности, угрожающей ему в связи с загрязнением окружающей среды. код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |