Геннокультурна коэволюция

Геннокультурна коэволюция - двустороннее взаимодействие генетических и культурных факторов с обратными связями.

В современной социобиологии разработан ряд теорий Г.к. которые отличаются друг от друга уровнем описания механизмов взаимодействий генов и культуры. Некоторые из этих теорий ограничиваются попытками выявить определенные статистические корреляции между биологическими и культурными феноменами, не претендуя на их теоретическое объяснение. Другие теории используют модели классической этологии и экологии поведения и стараются напрямую связать гены с различными типами культуры.


1. Развитие теории

В 1981 Ч. Ламсден и Е. Уилсон предложили принципиально новую теорию Г.к., получившая дальнейшее развитие в работах Ламсден, А. Гушурста и др.. Согласно этой теории, возникновение человеческого рода произошло не в ходе биологической эволюции дарвиновского типа, а в результате переплетения двух линий унаследованной информации - генетической и культурной.

2. Суть теории Г.к.

Культура (а ее правомерно рассматривать как передаваемую по социальным каналам информационную систему) формируется на когнитивном уровне специфическими, присущими только людям когнитивными механизмами. Эти механизмы направляются генетическими программами развития нервной системы, причем они гораздо менее чувствительны к широкому диапазону изменений окружающей среды, чем создаваемые ими культурные феномены. То есть в психике человека есть какие-то врожденные ограничительные начала, стратегии, генетически закрепленные естественным отбором (их назвали "эпигенетические правила"), которые направляют наш когнитивное развитие, наше мышления, поведение и т.д. Они напрямую зависят от ДНК, причем генетические изменения могут трансформировать как сами эти правила, так и отношения между ними.


3. Эпигенетические правила и развитие

Эпигенетические правила, последовательно возникают в когнитивной системе, обычно разделяют на два класса. "Первичные" эпигенетические правила направляют автоматические процессы переработки когнитивной информации, ведущие от периферийных сенсорных фильтров к восприятию. "Вторичные" эпигенетические правила относятся к внутренним ментальных процессов, в т. ч. сознательной оценки и выбора, они действуют на основе цвета и любой другой информации, появившейся в поле восприятия. В этих правилах закодированы врожденные компоненты стратегий индивидов, которые способствуют овладению культурой и обучению.

Это обучение происходит благодаря передаче геннокультурнои информации, в процессе которого врожденные эпигенетические правила с большей вероятностью используют одни, а не другие культургены. "Культурген" - это сконструирована социобиологов условная единица культурной информации, которую операционно определяют как информационный образ, или паттерн (шаблон), соответствующий культурно-логическом артефакта, поведенческом образце, ментальной конструкции и так далее. Культурген, подлежащего эмпирической идентификации выступает как элемент ментального "Эпигенеза", т.е. целостного процесса взаимодействия между генами и окружающей средой в ходе развития, направляется и формируется в генетической информацией.


4. Проблемы теории

Теория Г.к. сталкивается с рядом проблем, связанных прежде всего с эмпирической идентификацией единиц культурной информации, отбираемых эпигенетическими правилами. Все интенсивное культурное дивергенцию человечества, начиная с эпохи палеолита, сторонники этой теории объясняют ростом роли эпигенетических правил в эволюционных изменениях. Действуя как своего рода фильтр, эти правила способствовали отбору и применению только некоторых культурных альтернатив, которые транслировались следующим поколениям. Это освободило людей от чрезмерно широких пределов культурной эволюции. Из теории Г.к. также следует, что по мере продвижения человечества к цивилизациям и др.. формам сложноорганизованных обществ действие биологической эволюции не ослабевала, как ранее считалось, а, наоборот, усиливалось из-за увеличения числа и сложности врожденных эпигенетических правил. По этим же причинам генетическая эволюция человечества (а соответственно, и его культурная эволюция) может протекать намного быстрее, чем это предусматривается эволюцией дарвиновского типа.


Источники