Надо Знать

добавить знаний



Генри Гудзон



Генри Гудзон

Генри Гудзон также Генри Хадсон ( англ. Henry Hudson ; Примерно 1550-1611) - английский мореплаватель, в 1607 совершил путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс. Между Гренландией и Шпицбергеном его задержали льды - и он повернул назад. Установил рекорд свободного продвижения на север 80 ? 23 ', который продержался 158 лет.


Сведения о путешествиях

О Генри Гудзона известно мало. Исследователи нашли згадкy о том, что экспедицию Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировали в доме Джона Гудзона в Лондонском Истенди: не исключается, что Генри был его сыном или родственником и грамотным и знающим моряком - в противном случае Лондонская "Московитська компания" [1] не доверила ему корабли для путешествия в Америку.

1607 - Гудзон отправился на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Он направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льда, доплыл до островов Ньюланд (теперь Шпицберген).

Здесь ему удалось пройти до 80 ? северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

1608 - Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же целью, что и в первый раз: открыть Северо-Восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. К нему этой дорогой пытался пройти голландский мореплавателям Виллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытать счастья на северо-западе, но и здесь его вынуждены отступить перед грозным фронтом ледяных полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе в голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Гальф-Моон". Гудзона была предоставлена ​​свобода выбора между Северо-Восточным и Северо-Западным проходами. В начале мая он уже снова был в настоящем Баренцевом море, у Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень тяжелых условиях: стояли лютые холода; тяжелая лед, невидимые в тумане, окружали "Гальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из 18-20 человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовили бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карты, оставленных капитаном Джоном Смитом, около 60 ? северной широты был пролив, или искать путь на север - через нынешнюю пролив Дейвиса.

Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова, а в июне "Гальф-Моон" был недалеко от Ньюфаундленда. В настоящее время одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до берега Америки и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести обменную торговлю, а море богато треска. После этого он еще дважды подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, в бухты Пенобскот и мыса Код (южнее Бостона).

Гудзон обогнул этот мыс и в августе пидиплив до залива Делавэр и Чезапик. Никакой пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где к нему уже был Джованни де Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне расположен город Олбани, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.

Того же года другой европейский исследователь, француз Самюэль де Шамплейн, пытался проплыть в Китай рекой Ришелье, притоком реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящей его имя, подошел к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.

В Гудзона опять возникли недоразумения с командой, - и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Гальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды запрещен выезд в европейские страны. Англичанам посоветовали делать открытия в пользу своей родине, если они хотят продолжать исследования.

Уже на следующий (1609) г. Гудзон так и поступил, а Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-Западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с экипажем 23 человек. Гудзона не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром, - и недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.

17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялось ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно ища проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета-Инкогнита, открытой Мартином Фробишер, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящую пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдом. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем закончил открытие всего северного побережья Лабрадора.

2 августа в 63 ? 20 'северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (остров Солсбери). На следующий день судно обогнули мнимый выступление, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкий серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 г. Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигси и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

Карта последнего путешествия Гудзона

Остальные через полгода доложил в Лондоне Абакук Приккет, моряк с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул на юг. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг по воображаемой проливе более 1200 километров, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джемс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон высадил на берег, оставив там погибать моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53 ? северной широты, судно было окружено краги и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях: топливо вполне хватало, а успешную охоту на птиц позволяло хорошо питаться. В середине июня следующего, 1611 года судно спустили на воду и начали медленно продвигаться на север. Через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение, 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона, его малолетнего сына, помощника штурмана и еще 6 человек, верных капитану и оставили их на произвол судьбы без оружия и продовольствия.

Единственный уцелевший офицер штурман Роберт Байлот осенью 1611 года привел "Дискавери" обратно в Англию. На Родину вернулись 13 человек (по другим данным, 8). К капитану-неудачника пришла посмертная слава: Великую Северную реку, открытую к нему, назван его именем; пролив, открытую С.Каботом, - Гудзонов пролив; море, ставшее его могилой, - Гудзонов залив.


Сноски

  1. Московитська компания (также называлась "Русской компанией"), организованная в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонским купцами для систематической торговли с Московией. Направила несколько экспедиций на поиски Северо-Восточного прохода

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам