Генри Джеймс

Генри Джеймс ( англ. Henry James - 15 апреля 1843, Нью-Йорк - 28 февраля 1916, Лондон) - американский писатель.

Биография

Родился в состоятельной семье религиозного философа, лектора и писателя Генри Джеймса-старшего, который поддерживал дружеские отношения с Ральфом Волдо Эмерсоном, X. Грили, другими выдающимися деятелями культуры США. Старший брат писателя - Уильям Джеймс (1842-1910) стал значительным философом, одним из родителей прагматизма, и ученым-психологом. Ранние годы будущий писатель провел за границей, учился в Женеве, Лондоне, Париже. Отец хотел, чтобы дети стали ?гражданами мира?, вобрали в себя духовные приобретения разных народов, изучали иностранные языки и знакомились с иностранными обычаями и системами образования. Джеймс учился в юридической школе при Гарвардском университете (1862-1863). С началом Гражданской войны (1861-1865) братья писателя воевали на стороне северян, Уильяма были ранены. Джеймс не мог служить в армии из-за серьезной травмы.

В 60-х pоках начал заниматься литературным трудом, в 1864 году опубликовал свой первый рассказ "Трагическая ошибка" ( англ. "A Tragedy of Error" ) И впоследствии стал профессионалом. В ранних произведениях ощутимо влияние Чарльза Диккенса, Натаниэля Готорна, Вашингтона Ирвинга, но быстро вышел на самостоятельную дорогу. В это время он жил в Кембридже в штате Массачусетс, но с 1866 года большую часть времени проводил за рубежом - в Англии, Франции, Италии; с 1876 года жил в Лондоне, хотя время от времени посещал родные пенаты. Рафинированный интеллектуал, который вращался в литературно-художественной среде и почти не сталкивался с "грубой" реальностью, Джеймс, лишен материальных забот, считал обременительным вульгарный, как он считал, практицизм своих соотечественников, их увлечение бизнесом и художественное "глухоту". В конце концов, это привело Джеймса к добровольной "экспатриация", отрыва от национальных корней, в чем он иногда видел и отрицательные моменты. Незадолго до смерти он признался одной поетци, которая, как и он, выехала из США: "Не повторяйте моих ошибок. Я отрезал себя от Америки, которой я принадлежу". Он принадлежал к тому типу художника, стороннего наблюдателя, который избегает политических страстей. Пребывание в Европе дало ему возможность приобщиться к новейшим художественных веяний и лично познакомиться со многими выдающимися мастерами словесного искусства.

Джеймс никогда не был женат. Мужчина одинок, он всего себя отдавал писательской профессии. Полвека длился его путь в литературе, все это время он самоотверженно работал "без простоев", хотя и не пользуется особым успехом у широкого круга читателей. За это время он опубликовал десять романов, более десятка повестей, более сотни новелл, девять пьес (постановки которых оказались, однако, неудачными), значительное количество критических статей, эссе, путевых очерков, рецензий, а также мемуары. Он оставил большое эпистолярное наследие (в трех томах, 1974-1980), "Записные книжки" ( англ. "Notebooks" , Опубл. в 1948 p.). Как художник слова, он настойчиво совершенствовал стиль и форму своих произведений, одним из первых среди американских писателей начал тщательно анализировать и обобщать самый творческий процесс, выявлять его закономерности, касаясь этого не только в критических работах, но и в художественных произведениях, где не случайно, конечно, действуют писатели, художники, люди искусства. Он пытался отразить "вечные" эстетические ценности, которые находил в психологии людей, их внутренней жизни, морально-этических коллизиях. Тонкий психолог, Джеймс отличался обостренным вниманием к проблемам совести, долга, нравственности, чистоте и греховности, эгоизма и альтруизма, которые по-разному варьировались в его книгах.

Писатель-реалист, Джеймс внес значительный вклад в разработку теории психологического романа, который делал возможным отразить жизнь человеческого духа, внутренний мир личности. Его статьи на литературные темы вошли в книги "Французские поэты и романисты" ( англ. "French Poets and Novelists" , 1878), "Готорн" ( англ. "Hawthorn" , 1879), а также программные сборника "Искусство прозы" ( англ. "The Art of Fiction" , 1855), "Будущее романа" ( англ. "The Future of the Novel" , 1899), "Новый роман" ( англ. "The New Novel" , 1914). Стремясь аккумулировать художественные достижения Старого Света, Джеймс был одним из самых "европеизированных" американских писателей, хотя, конечно, образы Америки и его соотечественников сыграли значительную роль в его творчестве; в этом аспекте он составлял определенный контраст по сравнению со своим большим собратом по перу Марком Твеном, глубоко национальным по своему мироощущению и стилистике. Джеймс был выдающимся литературным критиком, который высоко поднял престиж этой профессии. Он считал, что критик является "настоящим помощником художника, факелоносцем, толкователем, братом". Как критик, Джеймс непревзойденный в анализе писательского мастерства; слабее он был там, где речь шла об интерпретации социальных аспектов литературы.

Уже в первых книгах Джеймса наметились три доминирующие темы: тема столкновения европейской и американской культурных традиций, конкретнее, поведение американца, который оказался в Старом Свете; тема художника, творца, конфликтует со своим окружением, переживает внутренние коллизии, связанные с его творческой трудом; тема "пилигрима", который ищет пристанище, родного дома: результатом его первого путешествия в Европу стал сборник рассказов "Пламенный паломник" ( англ. "A Passionate Pilgrim" , 1869).

"Европейский" период творчества Джеймса открывается романом "Родерик Хадсон" ( англ. "Roderick Hudson" , 1876), в центре которого молодой одаренный американский скульптор, который уезжает на средства спонсора в Рим, в Италию, страну искусства, где плодотворно работает, сблизившись с группой захваченных искусством юношей. Правда, Родерик Хадсон - человек импульсивный, неуравновешенный, в которой творческая активность сменяется апатией. В Италии он знакомится с красавицей Кристиной Лайт, восхищается ею до такой степени, что почти оставляет свои художественные занятия. Однако мать Кристины находит дочери богатого жениха, принца Казамассима. Приехав в Швейцарию, Родерик Хадсон встречает там свою бывшую любовь вместе с мужем, вновь переживает наплыв страсти; пытается идти за ним и погибает в горах во время бури по не вполне понятным обстоятельствам. Возможно, это было самоубийство, а, возможно, и трагический случай.

Вслед за этим романом появились другие, в которых закрепились любимые герои и ситуации Джеймса: "Американец" англ. ("The American" , 1877), "Вашингтонская площадь" ( англ. "Wachington Square" , 1881), "Женский портрет" ( англ. "The Portrait of a Lady" , 1881), "бостонцев" ( англ. "The Bostonians" , 1886), а также "Принцесса Казамассима" ( англ. "The Princess of Casa-massima" , 1886). В последнем он впервые откликнулся на актуальные социально-политические проблемы, изобразив деятельность революционеров-подпольщиков анархистского толка в Лондоне. Написал и ряд своих известных повестей, достигнув особого мастерства в этом жанре: "Лжец" ("The Liar", 1889), "Ученик" (1892), "Бруксмит" ( англ. "Booksmith" , 1892), "Ковровый узор" ( англ. "The Figure in the Carpet" , 1896), "Поворот винта" ( англ. "The Turn of Screw" , 1898) и др..

Среди них особенно важной является "хрестоматийная" повесть "Дейзи Миллер" ( англ. "Daisy Miller" , 1879). Героем-рассказчиком выступает здесь молодой, не без великосветского снобизма состоятельный американец Фредерик Винтербуорн, живущий в Швейцарии, где он знакомится с семьей Миллер - матерью, ее 9-летним сыном Рэндольфа и дочерью Дейзи (букв, имя означает "маргаритка"), которые путешествуют по Европе. Дейзи Миллер - самобытный характер; невиновности сочетается в ней с живостью и раскованностью поведения. Непосредственная Дейзи не принимает чопорных правил "хорошего тона"; ужасу своей матери, она, например, отправляется из Винтербуорном на прогулку в Шильонский замок. Через несколько месяцев Винтербуорн встречает ее в Риме, где она становится предметом сплетен "порядочного" общества, поскольку появляется на людях вместе с красавцем-итальянцем Джованелли, выходцем из простой семьи. За это ее подвергают настоящему остракизму бывшие друзья и знакомые, которые считают, что юная леди зашла слишком далеко в своей "интриге" с поклонником (с которым, как она позже признается Винтербуорну, не была помолвлена). Как-то Винтербуорн встретил ее во время прогулки ночным Колизеем в сопровождении Джованелли. Эта прогулка стала для нее роковой: она заболела редкой болезнью, т. н. римскую лихорадку, и умерла. Винтербуорн возвращается в Женеву, где продолжает беззаботную жизнь, наблюдая за великосветским жизнью и осматривая достопримечательности. Выразительным оказался в повести образ главной героини, которая была весьма непохожа на "идеальную американку", культивируемую "традицией благопристойности". Дейзи Миллер, которая противостоит лицемерным условностям, по мнению критиков, является одним из интереснейших женских образов американской литературы.

Для его произведений этого периода характерны усложненная форма, стилевые эксперименты, символика и аллегории, усиленная заинтересованность тончайшими движениями человеческой души. Часто предметом внимания Джеймса становится не жизнь героев или среду, а их видiбраження в индивидуальном сознании, восприятии. Правда, иногда поиски новых форм и средств выражения становились у позднего Джеймса самоцелью при достаточно узком, ограниченном содержательном наполнении, что, конечно, придавало его книгам дымке элитарности. Несправедливой, однако, мнение некоторых критиков, например, известного исследователя американиста И. Кашкина, о том, что Джеймс был "писателем для писателей". Но безусловно, что для современников он был мастером, "метром", искусным на всех тайнах своего искусства. Его "пионерские" поиски в области психологического романа повлияли на художественное развитие литературы XX в., На литературную технику многих писателей, склонных к экспериментированию, таких, как Дж. Джойс, У. Фолкнер, В. Вулф, Г. Стайн, Е. Хемингуэй и др..

Последние годы жизни Джеймса были омрачены смертями многих близких людей, прежде всего брата Уильяма (1910). После вступления Англии в войну он взял британское подданство (1915); однако завещал, чтобы его прах после кремации похоронили в Америке. Так он подчеркнул свою связь с национальными корнями.

В 40-50-х pp. XX ст. началось "возрождение Джеймса", он стал исключительно популярным, причем, прежде всего у критиков, которые нашли в его наследии чрезвычайно благодарный материал для исследований. Литература о его творчестве, "джеймсиана", поистине безгранична и пополняется все новыми работами.


Источники