Надо Знать

добавить знаний



Генри Филдинг



Генри Филдинг
Henry Fielding
Henry Fielding.png
Псевдонимы, криптонимы: "Капитан Геркулес Уксус", некоторые работы опубликованы анонимно
Дата рождения: 22 апреля 1707
Место рождения: Шапргем, Гластонбери, Сомерсет, Англия
Дата смерти: 8 октября 1754
Место смерти: Лиссабон, Португалия
Национальность: англичанин
Гражданство: Соединенное Королевство
Язык произведений: английский
Вид деятельности: писатель
Годы активности: 1728-1754
Magnum opus : Том Джонс (роман)


Филдинг Генри ( англ. Henry Fielding ; 22 апреля 1707 - 8 октября 1754) - английский писатель, выдающийся представитель английского реализма XVIII века, один из основателей европейского реалистического романа, автор романа "Том Джонс" (Tom Jones).

Родился в семье лейтенанта, который в конце концов дослужился до генерал-лейтенанта. Мать Филдинга, которая происходила из древнего дворянского рода, умерла, когда будущему писателю исполнилось 11 лет. Отец женился вторично, а Генри, старший из числа двенадцати детей, стал воспитанником Итонского колледжа, где очень хорошо учился и подружился с известным политическим деятелем бароном Литлтон, который, к тому же, был другом А. Поупа и С. Джонсона. Будучи довольно легкомысленным молодым и лелея намерения улучшить свое материальное положение выгодной женитьбой, Филдинг, впрочем, зарабатывал себе на пропитание компоновкой пьес. Его тетя, известная писательница Мэри Монтегю, которая ввела в Англии прививки от оспы, поощряла и поддерживала творчество Филдинга, и его первую пьесу "Любовь в нескольких масках" ("Love in Several Masques") тепло восприняла публика в Друри-Лейн.

В 1728 г. Филдинг стал студентом Лейденского университета, изучал литературу, углублял свои знания классической словесности. Через полтора года вернулся в Лондон и продолжал заниматься драматургией. С 1729 до 1737 Г. Филдинг написал 25 сатирических пьес и фарсов, включая две сценические постановки Мольера. В 1730 г. три пьесы были поставлены в Друри-Лейн.

В 1744 г. умерла любимая жена писателя, затем - старшая дочь, а он остался с двумя детьми. Филдинг очень болезненно переживал эту потерю и почти ничего не писал, за исключением отдельных статей и предисловия к роману своей сестры Сары Фиддинг "Дэвид Симгои". Однако впоследствии жизни писателя вновь вошло в привычное русло, он стал постоянным корреспондентом двух журналов - "Истинный патриот" и "Якобинский журнал", в 1746 г. начал писать роман "История Тома Джонса, найденыша" (Шаблон: "The History of Tom Jones , a Foundling "), a 1747 p. шокировал своих знакомых, женившись на служанкой своей сестры, Мэри Дэниэл, которая в то время была уже на третьем месяце беременности. От этого брака было двое сыновей и дочь.


Филдинг считается основателем английского современного романа. Сам он означал этот жанр как "комический эпос в прозе".

Отказавшись от эпистолярной прозы Ричардсона, Филдинг проторил свой оригинальный путь, создав удивительно яркие жизненные характеры. Называя свои романы подражанием Сервантеса, он раскрывает богатый внутренний мир своих персонажей, изображает динамику развития характера, описывая обычаи и колорит эпохи. Филдинг называл свои романы историями. Уже в самом определении подчеркивались эволюция, развитие, изменение, процесс становления характеров героев, различных по своим природным склонностям, однако в основном не слишком прямодушных, откровенных и искренних. В этих произведениях нет вдаваности и надуманности, лицемерия и показной красивости.

Пьесы

В 1728 появляется его первая комедия "Любовь в различных масках" ("Love in Several Masques"), по которой последовал ряд других пьес, всего за промежуток между 1728 и 1743 Филдингом единолично или в сотрудничестве с другими авторами написано 26 произведений для сцены, не считая посмертной пьесы "The Fathers, or a Good-natured Man", найденной Джонсом в 1776 и изданной с прологом и эпилогом Гаррика в 1798. Пьесы Филдинга, представлявшие собой части подражания Конгрива и Уичерли, иногда - Мольеру ("The Mock Doctor", 1732, "The Miser", 1733), впоследствии утратили свое художественное значение. Однако социально-обличительные мотивы и просветительские тенденции, проступающие уже в этих ранних произведениях Филдинга, позволяют предположить в их авторе будущего Филдинга-романиста. Посвящая Честерфильд своего "Дон Кихота в Англии" ("Don Qvixote in England", 1734), Филдинг заявлял, что его задачей было изображение "бедствий, навлекает на страну общей коррупцией". Во вполне просветительском духе выдержана ?Жизнь и смерть Здравого Смысла", рассказывающая о борьбе королевы Здравый Смысл с попами и Законом, добиваются ее смерти, - входит в состав комедии "Пасквино, драматическая сатира на современность" ("Pasquin, a Dramatick Satire on the Times ", 1736).

Романы

Титульная страница "Истории приключений Джозефа Эндрюса и его второй Эйбрахама Адамса"

Широкая писательская известность Филдинга основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трех больших его романах: ?История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса" ("The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams" , 1742), "История Тома Джонса, найденыша" ("The History of Tom Jones, a Foundling", 1749) и "Эмилия" ("Amelia", 1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть "Жизнь Джонатана Уайльда Великого" ("The life of Mr. Jonathan Wild the Great", вошедшей в состав сборника "Miscellanies", выпущенного Филдингом в 1743.

Толчком к созданию "Джозефа Эндрьюса" послужила "Памела" Ричардсона. Делая героем своего романа воображаемого брата Памелы, находящегося, как и она, в служении и подвергается таким же посягательствам на его добродетель, Филдинг ядовито пародирует сентиментально-дидактический стиль Ричардсона. Однако литературно-историческое значение "Джозефа Эндрьюса" выходит далеко за пределы простой пародии. Уже в этом романе, написанном почти экспромтом, Филдинг осознает и провозглашает себя творцом нового литературного жанра - "комического эпоса в прозе, отличается от комедии так же, как серьезный эпос отличается от трагедии тем, что его действие шире и более развернутая, что он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры ". Этот новый жанр - настоящая реалистическая эпопея буржуазного общества, - противопоставляется им в равной мере барочном пасторально-исторического романа XVII века и сентиментально-семейному роману ричардсоновской школы.

Новаторские принципы, намеченные уже в "Джозефа Эндрьюс", получили развернутое выражение в шедевре Филдинга "Том Джонс". Вступительные теоретико-эстетические главы "Тома Джонса" представляют собой настоящий манифест просветительской эстетики. Задача художника - черпать свой материал из "великой книги Природы"; истинное подражание природе - единственный источник эстетического наслаждения. Воображение писателя должно быть строго замкнуто в пределах возможного, "за крайне редкими исключениями, высочайшим предметом для пера ... историков и поэтов является человек" ("Том Джонс", книга VIII, 1). Воспитательно-публицистическое значение литературы - с точки зрения Филдинга - огромная, борьба с социальными злоупотреблениями, с человеческими пороками и лицемерием - задача, которую сам Филдинг ставил себе в каждом своем романе. Смех, с его точки зрения, одно из самых мощных средств художника в этой борьбе.

Проблема человеческой природы - основная проблема для всего просвещения XVIII века - занимает центральное место и в творчестве Филдинга, особенно в "Томи Джонсе", наполняя его романы новым морально-философским содержанием. "Природа человека сама по себе далеко не плохая, - говорит один из персонажей Филдинга. - Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют ее к пороку. По порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство "(" Эмилия ", кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником ("Том Джонс", кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничества своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.

Однако, согласно Филдинга, добродетель сама по себе так же недостаточна, как недостаточный разум, оторванный от добродетели. Победа Тома Джонса над Блайфил раскрывается не только как победа абстрактной Добродетели над абстрактным Пороком, но и как победа обладателя доброго сердца (хотя бы он и нарушил все правила буржуазной нравственности) над односторонностью буржуазного благоразумия. Эта апелляция от разума к чувству, от благоразумия к доброму сердцу в творчестве Филдинга уже заставляет предчувствовать будущую критику буржуазного общества в произведениях сентименталистов.

"Том Джонс" отмечает собой вершину творчества Филдинга. Следующую его последний период творчества Филдинга, в центре которого стоит "Эмилия", характеризуется ослаблением реалистического таланта писателя и его сатирической заостренности. Если в "Томи Джонсе" была заключена лишь известная потенциальная возможность перехода к сентиментализма, то "Эмилия", последний роман Филдинга, показывает, что сдвиг в этом направлении уже успел реально осуществиться в его творчестве. Несмотря на наличие ряда ярких сатирических образов (судья Трашер, м-сс Эллисон, безымянный ?благородный лорд" и другие), общий колорит книги резко отличается от предыдущих романов Филдинга.

Однако они достигаются, в отличие от "Джозефа Эндрьюса" или "Тома Джонса", уже не столько средствами реалистической сатиры, сколько средствами сентиментально-моралистической дидактики. Образ резонирующего пастора Гаррисона (в известной мере аналогичный Оллверти "Тома Джонса") выдвигается на первый план романа, соответственно снижая удельный вес образа капитана Бузса - слабого эпигона Тома Джонса. Типично для нового этапа в творчестве Филдинга заключительное ?обращение? Бузса, который позволил себе сомневаться во всемогуществе провидения (после прочтения им в арестные дома проповедей Барроу). Именно построение романа существенно отличается от предыдущих книг Филдинга, на отличие от "Джозефа Эндрьюса" и "Тома Джонса", развернутая композиция которых давала художнику возможность широкого охвата действительности, действие "Эмилии" сконцентрировано вокруг узкого семейного мирка Эмилии. Начав свой творческий путь с пародии на Ричардсона ("Джозеф Эндрьюс"), Филдинг в "Эмилии" заметно приближается к нему. Характерно, что в то время как "Джозеф Эндрьюс" и "Том Джонс" осуждались за "грубость" и "безнравственность", "Эмилию" Филдинг пришлось защищать от прямо противоположных обвинений в излишней сентиментальности и плоскости (см. "Covent-Garden Journal" , 1752).

Статья о "Чтении" ("Covent-Carden Journal", 4/II 1752), написанная вслед за появлением "Эмилии", подтверждает изменение в философско-эстетических принципах Ф.; в этой статье он отрекается Аристофана и Рабле, которыми он еще недавно восхищался в "Томи Джонсе", и делает попытку примирения с Ричардсоном, положительно отзываясь о нем как о "остроумному автора" Клариссы "". Литературный стиль

В то время как Дефо и Ричардсон пытались скрыть вымышленный характер своих произведений под прикрытием "мемуаров" и "литературных произведений", соответственно, Генри Филдинг занял позицию, которая представляла собой некое новое отклонение в прозаической беллетристике, что ни в коей мере не представляет собой усилие , для того чтобы скрыть литературные приемы его романов. На самом деле, он был первым великим писателем, который открыто признал, что его проза была чистой выдумкой. Кроме того, по сравнению с его главным соперником и современником, Ричардсон, Филдинг представляет своему читателю гораздо более широкий спектр характеров, взятых из всех социальных классов.

Отсутствие в Филдинга психологического реализма (чувства и эмоции его героев, редко анализируются очень глубоко) можно, пожалуй, простить, учитывая его острой озабоченности выявлением универсального порядка вещей. Можно утверждать, что роман "Том Джонс" отражает основные неоклассические взгляды автора - характер есть нечто, чем индивидуум одаренный при рождении, часть естественного порядка жизни или системы. Персонажи в романах Филдинга также в значительной степени типичны, например: Сквайр Вестерн - это типичный грубый и неотесанный сквайр Тори, одержим лишь Лисиной охотой, выпивкой и приобретением новой собственности.

Так комический эпос Филдинга, содержит целый ряд прекрасных, но по сути неизменных (статических) характеров, чьи мотивы и поведение в значительной степени предопределены. В их изображении мало эмоциональной глубины, и сложные реалии интерактивных человеческих отношений, которые являются столь же неотъемлемой частью современного романа, не представляют для Филдинга значительной важности. Возможно, характер, мы узнаем лучше всего, является всезнающий рассказчик (т.е. Филдинг), чьей компанией наслаждаются некоторые из его читателей. Значение

"Комическая эпопея" Филдинга имела своих предшественников и в лице испанского плутовского романа XVI-XVII веков, и в лице французского "комического романа" XVII века. (Сорель, Скаррон, Фюретьера). Однако новая тематика, введенная ими в литературу, - жизнь плебейских ?низов? общества, - используется ими почти неизменно в плане гротеска. В творчестве же Филдинга буржуа входит в литературу в прозаическом костюме мистера Оллверти и Тома Джонса, в обычном виде рядового гражданина буржуазной Англии XVIII века. Недаром в борьбе за достоинство новой буржуазной тематики и нового буржуазного "комически-повествовательного" жанра Филдинг, давая определение своего "комического эпоса", так настойчиво отграничивает его от бурлеска и карикатуры, от всего "абсурдного и чудовищного".


Библиография

  • Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературе. - М., 1985. - 485 с.
  • Давиденко Г.И. История зарубежной литературы XVII-XVIII века. - 2-е изд.; Перераб. и доклада. - М.: ЦУЛ, 2009. - 289 с.
  • История английской литературы. - М.; Л. ,1943-1958. - 294 с.
  • Артамонов С.Д., Гражданская З.Т., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII-XVIII в.в. - М.: "Просвещение", 1967. - 854 с.
  • Шалагинов Б.Б. Зарубежная литература: От античности до начала XIX века. - М.: "Академия", 2004. - 358 с.

Ссылки


Википедия содержат высказывания, автором которых является: Генри Филдинг


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам