Надо Знать

добавить знаний



Герасимов Сергей Аполлинариевич



Сергей Герасимов и Георгий Мдивани

Герасимов Сергей Аполлинариевич (21 мая ( 3 июня) 1906 - тысяче девятьсот восемьдесят пять) - советский кинорежиссер, сценарист, актер и педагог, лауреат Ленинской (1984), трех Сталинских премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1943 года.


Биография

Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года в станице Кундравинский Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне село в Чебаркульском районе Челябинской области). В 1923-1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году окончил Ленинградский государственный институт сценического искусства.

В кино дебютировал как актер в фильме "Мишки против Юденича" (1925), в котором играл роль шпика. Первые годы актерской деятельности Герасимова проходили в мастерской "ФЭКС" (Фабрика эксцентрического актера). Снимался в фильмах режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга в ролях: Чиновника ("Шинель", 1926), Медокс ("С. В. Д.", 1927), Журналиста ("Новый Вавилон", 1929), Председателя сельсовета ("Одна", 1931), а также в фильмах режиссеров Ф. Эрмлера - Меньшевик ("Обломок империи", 1929), В. Пудовкина - 2-й бонза ("Дезертир", 1933) и других.

Режиссерским дебютом Герасимова был фильм "Двадцать два несчастья" (1930, совместно с С. Бартенев), затем он поставил фильм "Сердце Соломона" (1932, сценарий совместно с М. Кресин), "Люблю тебя?" (1934, сценарист Герасимов, в главной роли Тамара Макарова).

В мастерской "ФЭКС" Герасимов прошел школу эксцентричного актера. В своих первых ролях проявил себя как актер преимущественно гротескного плана, мастер острого, графически четкого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актерской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актерской мастерской на киностудии "Ленфильм". В педагогической практике по воспитанию киноактеров и в режиссерской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве. Своеобразие дарования Герасимова проявилась в полной мере в его первом звуковом фильме "Семеро смелых" (1936, сценарий Герасимов совместно с Ю. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актеров ( Тамара Макарова, П. Алейников и др.).

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссером-педагогом, воплощающим свои замыслы через углубленную работу с актерами. В фильме "Семеро смелых" создан коллективный портрет советской молодежи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодежи, документальная достоверность ее изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя - все эти черты были присущи и фильму "Комсомольск" (1938), поставленный Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с 3. Маркин и М. Витухновсктм. Этот фильм рассказывал, как в нелегком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 1930-х годов, закладывают новый город в далекой тайге. Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм "Учитель" (1939; Сталинская премия 1941). Автор сценария и режиссер - С. Герасимов, главный оператор - В. Яковлев.

Придавая большое значение наследии русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, Герасимов поставил фильм "Маскарад" (1941, сценарий Герасимова), стоящий в стороне в его творчестве. Картина, воспроизводит романтический пафос драмы Лермонтова, которая трактовалась режиссером как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссерской и актерской культурой (Арбенин - Николай Мордвинов). Одной из самых значительных актерских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов участвовал в создании Боевой кинозбиркы № 1 (1941), поставил фильмы "Непобедимые" (1943, совместно с М. Калатозовым) и "Большая земля" (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944-1946 годах Герасимов возглавлял Центральную студию документальных фильмов. В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединенной режиссерской и актерской мастерскими в ВГИКа. Работая со студентами, Сергей Герасимов все больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Герасимов осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакль, постановку романа А. Фадеева "Молодая гвардия" (Театр-студия киноактера). На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм "Молодая гвардия" ([Сталинская премия], 1949). Монументальный по форме, строгий из художественного колорита фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьезной критике высшего партийного руководства (лично Сталина) за недооцененной роль партии в организации антифашистского подполья, фильм наконец был удостоен Сталинской премии.

Совместно с киноработниками КНР Герасимов создал документальный фильм "Освобожденный Китай? (1950; Сталинская премия, 1951), в 1952 году поставил фильм "Сельский врач" о людях советской деревни. В 1956 году, по сценарию Герасимова поставлен фильм "Дорога правды" (режиссер Я. Фрид), в 1958 году фильм "Память сердца" (режиссер Татьяна Лиознова).

В конце 1950-х годов Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода - фильм "Тихий Дон" (3 серии, 1957-1958) по мотивам одноименного романа М. Шолохова. Фильм решен в жанре народной драмы, он передает высокую правду человеческих характеров, рожденную в столкновениях революционной борьбы. Автор сценария и режиссер С. Герасимов, главный оператор В. Рапопорт. Фильма (1-я серия) присуждена премия за цвет на Международном кинофестивале в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждена Большая премия на XI Международном кинофестивале в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I Всесоюзном кинофестивале в Москве (1958).

Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году он окончил двухсерийный фильм "Люди и звери", охватывающий события эпического масштаба и жизнь многих людей, которые являются их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и вернулся после долгого отсутствия на родину. Герасимов играл в этом фильме роль эмигранта князя Львова-Щербацкого.

Творческая деятельность режиссера, актера и сценариста, Герасимов сочеталась с большой педагогической работой в ВГИКа, где он вел объединенную режиссерскую и актерскую мастерскую, руководил кафедрой режиссерского и актерского мастерства. Среди его учеников режиссеры и актеры: Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Николай Рыбников, 3инаида Кириенко, Жанна Болотова и многие другие. Был также художественным руководителем творческого объединения московской киностудии им.Горького. Герасимов выступал и как драматург - он автор пьес "Учитель" (1939) и "Наши дни" (1940) и эпизодически как театральный режиссер.


Источники

RR5110-0074R.gif

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам