Надо Знать![]() |
Литература ВведениеНиколай Николаевич Ге (15 февраля ( 27 февраля) 1831, Воронеж - 1 июня ( 13 июня) 1894, хутор Ивановский, ныне с.Шевченко Бахмачского района Черниговской области) - русский живописец, художник - передвижник, мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Жизнь и творчество художника связаны с Украина - от 1876 года проживал на Черниговской, много преподавал в украинских художественных школах, помогал талантливой молодежи, финансово способствовал открытию памятника Николаю Гоголю в Нежине ( 1881). Брат Николая Ге - Григорий Ге ( псевдоним "Григор Лядава"; 1830 - 1911) - украинский и российский культурный и общественный деятель, историк - краевед, прозаик, публицист и драматург (в том числе автор пьес украинские), живший в Юге Украина - в Николаеве и Херсоне. 1. Биография1.1. ДетствоНиколай Николаевич Ге родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Отец художника Николай Осипович - внук французского эмигранта, покинувшего родину еще в XVIII веке. [1] Дед художника Осип Ге женился на дочери полтавского помещика Дарьи Яковлевне Коростовцев. [2] ![]() Портрет Григория Николаевича Ге (брата художника), 1856 Николай Осипович был женат дважды: впервые с круглой сиротой, дочерью ссыльного поляка Еленой Яковлевной Садовской. От этого брака родились три сына: Осип, Григорий и Николай (будущий художник). Через три месяца после рождения Николая Николаевича его мать умерла. После этого семья переезжает в имение отца в село Попелюхи Могилевского уезда Подольской губернии (ныне Мурованокуриловецкий район Винницкой области). [3] Николай Осипович посвятил себя сельскому хозяйству, сумел до конца своей жизни увеличить вдесятеро свою прибыль. Несмотря на рациональное ведение дела, что, по словам брата Григория, помогло отцу оставить сыновьям в наследство "хозяйство в порядке уже почти капиталистическом" , в имении отца царил крепостной строй, жестокие правила. [4] По собственному признанию Николая Николаевича, быт того времени наложило отпечаток на его дальнейшее духовное развитие. [5] В 1840 году девятилетнего мальчика отвезли в Киев, где был зачислен в Киевской первой гимназии. Это учебное заведение сыграл важную роль в формировании личности будущего художника. В то время в гимназии работали некоторые профессора, прогрессивно мыслили, в частности, Николай Иванович Костомаров, которого вскоре арестуют за деятельность в Кирилло-Мефодиевского общества. Позднее Ге вспоминал: "Приближаясь к 48-м году, идея свободы проникала в запертые двери гимназии", и юноша "уже тогда осознавал всю несправедливость угнетения ... личности ... и считал себя обязанным никого угнетать". [1] 1.2. Обучение в Академии художеств в ПетербургеХудожественный талант мальчика проявился довольно рано. Однако, в 1847 году, после окончания гимназии, Ге, по совету отца, поступает в математического отделения Киевского университета. Позже он переводится в Петербургского университета. Оказавшись в столице империи, он, в большинстве благодаря своему другу скульптору П. Забелло [6], который тогда учился в Академии художеств, попал в среду художественной молодежи. Страсть к рисованию вытесняет интерес к наукам. Не закончив курса обучения на математическом отделении, Николай Николаевич поступает в Академии художеств. Девятнадцатилетний Ге пришел в Академию художеств со сложившимися взглядами и вкусом. Очень скоро он стал в оппозицию к бюрократических порядков и художественной рутины, царивших в учебном заведении во времена репрессий. По словам Николая Николаевича, после отъезда Брюллова в Италию воспитанием молодежи занимались малоодаренные художники, а преподавание сводилось к обучению ремеслу - освоение суммы технических навыков. [7] Официально Ге был учеником Петра Васильевича Басина, однако настоящим своим учителем он считал Карла Брюллова. Брюллов вдохновлял Ге, потому что Карл Павлович требовал от творца всегда оставаться самим собой, воплощать в своих произведениях только собственные мысли и чувства. [8] 1.3. Первый зарубежный периодВ 1856 году Николай Ге получил за картину "Саул в Аендорськои колдуньи" Большую золотую медаль Академии художеств и право на выезд за границу. Ге буквально бежал из России: "Если бы меня спросили: зачем вы едете? Я бы, возможно, ответил: заниматься искусством, хотя это был бы ответ внешняя, не та. Себе бы я отвечал: оставаться здесь я не могу, там, где шир, где свобода - туда хочу "- писал художник. [9] Сначала Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию , после того несколько лет прожил в Италии. В Париже на Николая Николаевича сильное впечатление произвели Салон 1857 года и выставка произведений Поля Деляроша. В Риме он познакомился с А. Ивановым. [10] Своими работами, которые были созданы в этот период, Ге остается неудовлетворенным, поэтому решает оставить искусство:
Однако Ге был с детства человеком религиозным, поэтому в критический для себя период обратился к Библии. [10] В ней он находит силы продолжать свое творчество. В 1861 году он работает над картиной "Тайная вечеря", которую выставляет в 1863 году на осенней выставке Академии художеств в Петербурге. Работа вызвала активные дискуссии в тогдашнем обществе. За "Тайную вечерю" Ге получил звание профессора. 1.4. Второй заграничный периодПосле относительного успеха картины "Тайная вечеря", Ге возвращается Италии ( Флоренция) и продолжает работать над библейскими сюжетами. В это же время Николай Николаевич знакомится с Александром Герценом. В 1867 году было завершено его портрет, который считается одним из наиболее удачных работ Ге. 1.5. Возвращение в РоссиюКартины второго заграничного периода не получили положительных отзывов в Петербурге. Картины "Вестники Воскресения", "В Гефсиманском саду" не принимают на выставку. Это заставляет Ге вернуться к России и оставить библейскую тематику. В это время он становится одним из инициаторов основания Товарищества передвижных выставок. Ге старается быть ближе к российскому обществу, поэтому обращается к истории. К двухсотлиття со дня рождения Петра он пишет картину "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871). Картина была выставлена на Первой выставке Товарищества передвижников. Также Ге пишет работы: "Екатерина II перед гробом императрицы Елизаветы "( 1874), "Царь Борис и царица Марфа" ( 1874), "А. С. Пушкин в селе Михайловском "( 1875). Однако позже художник признавал: "Две картины:" Петр с царевичем Алексеем "и" Екатерина II во время похорон императрицы Елизаветы "измучили меня. Исторические картины тяжело писать ... Четыре года в Петербурге и занятий искусством, искренним, привели меня к тому, что так жить нельзя ... Искусство я просто люблю, как духовное занятие, я должен найти себе способ независимый от искусства. Я пошел в село. Я думал, что жизнь там дешевле, проще, я буду хозяйничать и этим жить, а искусство будет свободным . [12] "Трех" исторических "картин мне было достаточно, чтобы выйти из тесного круга на свободу, снова туда, где можно найти задушевным, самое дорогое - свою и всемирное". [13] 1.6. Жизнь в деревнеТак, в 1876 году Ге переезжает в село в Черниговской губернии. В творчестве он возвращается к библейской тематике. В 1882 году он познакомился с Львом Толстым, идеи которого оказали на художника большое впечатление. Ге был солидарным с Толстым числе и в приверженности к простому народу, крестьян. Николай Николаевич становится частым гостем в Ясной поляне. Начинает серию иллюстраций к "Нового Евангелия" Толстого. В 1884 году было завершено портрет Толстого. Работы последнего периода творчества Ге, за некоторыми исключениями, также не нашли одобрительных отзывов современников. Картины "Суд Синедриона", "Христос и Пилат" были запрещены для экспонирования. Относительно последнего, Ге понимал, что картину не поймут в России. Но ее было показано на выставках Европы, Америки, но и там она не нашла сторонников. Ге проводил беседы с учащимися Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, также разъясняя им свои работы. Среди его любимых учеников были С. Костенко, В. Замирайло, А. Куренной, Г. Бурданов, С. Яремич, Л. Ковальский, Г. Дядченко, И. Пархоменко. Они делали одиночество художника после смерти его жены легче, помогали в домашних делах, в работе. Известно, что Степан Яремич, впоследствии признанный искусствовед и художник, позировал, подвязанный веревками к импровизированному кресту, для последней и трагической картины его учителя - "Распятие", которая стала своеобразным реквиемом мастеру. Николай Николаевич Ге умер 1 июня 1894 года. ![]() Л. Толстой и Ге (Юлий Львович Синькевич, 1982; Луганский областной художественный музей) Человеческая сущность художника особенно ярко вырисовывается в воспоминаниях дочери Льва Толстого Татьяны. Живя на хуторе, Николай Николаевич примкнул к вегетарианству, старался как можно меньше пользоваться услугами прислуги и делал для себя все сам, что было ему под силу. Он признавал необходимость физического труда и вне занятий полем, садом, пчелами у себя на хуторе избрал еще и профессию печника. Он хорошо клал печи и любил эту работу, оставил после себя много печей в округе. Отличительной чертой Николая Ге была любовь к людям. В любом человеке он находил хорошую сторону. И если во время работы к нему приходил кто-то за советом или с просьбой, он бросал работу и посвящал все свое внимание посетителю. В Ге был удивительный дар влиять на людей, заставлять себя слушать и находить с каждым человеком те точки общения, на которых не могло быть разногласий. Он прекрасно говорил, всегда вкладывая в свои слова всю душу. Очень характерно отношение Николая Ге к своим коллегам. Посетив однажды с писателем Иваном Тургеневым в Репина и увидев "Бурлаков", над которыми он работал, уже знаменитый в то время Николай Ге, картину которого "Тайная вечеря" Репин считал вершиной в мировом искусстве, сказал Репину, что "Бродяги" затмили "Тайную вечерю". К деньгам Николай Ге относился равнодушно. И если у него покупали картину, он радовался прежде всего потому, что это было признание его работы. Одежду он носил грубый, полотняный, не стеснялся надевать старый поношенный пиджак и в такой одежде ездил в Петербурга, Москвы, бывал в разных обществах. Николай Ге принадлежал к той передовой части интеллигенции, которая высоко несла эстетические и нравственные идеалы эпохи. Но он во многом сумел опередить время - и в творчестве, и в нравственных поисках истины. Стремясь показать глубину человеческих страстей и страданий за правду, Ге ушел от тесноватых уже для него рамок традиционной живописи передвижников - их идейного натурализма. Силу эмоций своих героев и драматизм ситуации он выразил в таком динамизме формы и мазка, что сделало его провозвестником экспрессионизма - художественного течения ХХ века. Николай Ге 18 лет провел в Украине. Он принимал активное участие в культурной жизни Киев конца XIX века, дружил со многими известными людьми - художниками, меценатами. И не случайно 1927 года Всеукраинский исторический музей (ныне Национальный художественный музей Украины) приобрел у одного из сыновей художника 32 полотна его отца. Природа Украины во многом определила образный строение работ художника. Украинских лунные ночи нашли свое отражение в пейзажах Ге. 2. Ранний период творчества![]() "Суд царя Соломона" (1854), Национальный музей русского искусства, Киев Самые картины Ге, которые были выполнены в Академии художеств в Петербурге - это работа "Суд царя Соломона" ( 1854) и "Ахиллес оплакивает Патрокла" ( 1855). Они выполнены в академической манере, по всем канонам, поэтому несколько в скованы манере. 2.1. "Саул в Аендорськои колдуньи"Картина "Саул в Аендорськои колдуньи" была написана в 1856 году. Рассказ о Аендорську чакнунку находим в Первой книге Царств (глава 28). ![]() "Саул в Аендорськои колдуньи" ( 1856) Картина "Саул в Аендорськои колдуньи" свидетельствует о том, что за годы учебы Ге совершенстве овладел рисунком и композицией. [14] риторически-театральная композиция наполнена глубоким драматизмом. В резком боковом свете поднимается тень пророка Самуила, которое было вызвано властным жестом колдуньи. Напуганный царь Саул падает, а его спутники убегают. Динамическая композиция свободная от традиционной центричности, напряженный ритм движения. Драматический поединок взглядов, резкие контрасты света и тени - все создает в картине неподдельное чувство страсти. Романтично поднята тема - ничтожестве человека перед неизвестным грозными силами. В эскизе яснее, чем в конечном варианте, чувствуется романтическое настройки художника: здесь в глубокую темную тональность врывается холодный лунный свет. [15] В картине чувствуется влияние творчества Брюллова на Ге (динамика жестов и мимики героев, особое звучание пурпурного цвета напоминают " Последний день Помпеи" ). [16] За картину "Саул в Аендорськои колдуньи" Николай Николаевич Ге получил Большую золотую медаль Академии художеств и право на выезд за границу за счет учебного заведения. 3. Первый зарубежный периодЗа рубежом Ге работает в разных жанрах: портрет, этюды итальянской природы, сцены народного быта. Однако свое настоящее призвание он находит в крупных исторических работах. В картинах "Любовь весталки" ( 1857 - 1858), "Смерть Вергинии", "Разрушение Иерусалимского храма" ( 1859) сильные и прекрасные герои выступают в драматических ситуациях. 3.1. "Смерть Вергинии"![]() "Смерть Вергинии" ( 1859) Сюжет картины "Смерть Вергинии" взято из одноименной трагедии Альфьери (поэта, популярного в Италии в годы освободительной борьбы): старый римский воин убивает родную дочь, чтобы спасти ее честь от Аппия Клавдия, который объявил девушку своей рабыней. Народ был возмущен этими событиями и был поднят восстание против тирании. Ге пытается соединить драматизм сюжета с исторической достоверностью. Как и Брюллов, он обращается к изучению источников - памятников Рим; пишет этюды. Один из них - молодая итальянка в народном костюме ( 1857). Колорит этюда, эмоциональная непосредственность образа свидетельствуют о том, что художник хотел приблизить античную трагедию в живой действительности. О стремлении художника овладеть натурой говорит упорная работа над пейзажем ("Вид на Везувий в Вико" ( 1858), "Облака. Фраскита" ( 1859) В 1858 году Ге пишет маленький портрет жены в белом пеньюаре на фоне вскрытых на балкон двери. Среди картин, изображающих народный быт, стоит выделить "Утро" ( 1857) и "Мать на похоронах ребенка" ( 1857 - 1858). 3.2. "Возвращение с погребения Христа", "Разрушение Ерусалимскього храма"В Риме Ге познакомился с Александром Ивановым. Не без его влияния он вновь возвращается к библейской тематике в своих произведениях. И в 1859 году он работал над двумя картинами: "Возвращение с погребения Христа" и "Разрушение Иерусалимского храма". ![]() "Возвращение с погребения Христа" ( 1859) И композиция, и отдельные фигуры, и пейзаж картины "Возвращение с погребения Христа", обращение к работе на натуре, попытки передать свитоповитряне среду, солнечное освещение явно навеяны творчеством Иванова. [17] Иерусалимский Храм - центр еврейского религиозного жизни между Х в.до н.е. и И ст.н.е. Был построен на Храмовой горе в Иерусалиме. В 66 - 73 годах был поднят антиримского восстания, в ходе которого были разрушены Храм. Ге писал о создании этой картины:
![]() "Разрушение Иерусалимского храма" ( 1859) По воспоминаниям Л. В. Даля, Ге в Флоренции "... почти ничего не сделал, но часто часами может говорить о России, о ее несчастной положение редко противоречит при этом сам себе на каждом слове" [19] Ге был недоволен своими последними работами, поэтому писал: "Я закончил тем, что решил: лучше ничего не сказать, чем сказать ничего - слова Карла Павловича Брюллова ... Я хотел поехать в Россию и сказать, что тому ничего не привез, что убедился в отсутствии в себя таланта художественного " [18]. 3.3. "Тайная вечеря"В 1860 году в Италии Ге решает завершить свое творчество. Но обращение к Библии помогает ему преодолеть творческий кризис, возобновить свою деятельность. [10] Ге обращается к новой для себя темы драматического столкновения мировоззрений, которая занимает важную роль во всей дальнейшей творчества Николая Николаевича. В 1861 году Ге начинает работать над картиной "Тайная вечеря". Он вспоминал: Приехав из Рима во Флоренцию, я разбирал св. Писания, читал произведение Штрауса и стал понимать св. Писания в современном смысле, с точки зрения искусства" [20] Д.-Ф. Штраус - немецкий философ-идеалист. Его книга "Жизнь Иисуса" ( 1835 - 1836) посвящена критике христианских догматов. Штраус не отрицал существования исторической фигуры Христа, однако признавал, что большинство представлений о Нем имеют позднее происхождение. Он пытался выяснить, из которых греческих, еврейских и восточных элементов складывались эти представления. В книге "Евангелие трактуется ... в духе современного бунтарского радикализма. Христос выступает в этой книге как основатель новой религии, но как вожак движения, направлено в обновление человечества". [21] Ге писал:
События в картине происходят в тесном бедной темной здания: нет никаких признаков театральности, академической чопорности. Спаситель изображен печальным: он тоскует по учеником. Слева от Него - Иоанн Богослов, он удивлен тем, что происходит. Справа - возмущен Петр. Остальные апостолов, изображенные позади Христа, кажется, не понимают, что только случилось. Главным образом картины является образ Иуды. Ге нарушил академическую композиционную схему: Иуду изображена сбоку картины. [23] Иуда заслоняет собой свет, поэтому его фигура темная, зловещая. Она контрастирует с лицами других апостолов, которые освещены. Борьба таинственного лунного света с теплым желтым светом светильников усиливает ощущение драматизма. Сначала художник выполнял скульптурный эскиз картины, что помогло ему достичь пластической выразительности формы. Ге отказывается от локальной системы колорита. [23] Известно, что голову Иоанна Ге писал со своей жены, Петра - с самого себя. Для реализации образа Христа он использовал фотографии Герцена, выступавший для Николая Николаевича идеалом писателя-гражданина. Черты академизма прослеживаются только в идеализации образа Христа, условном изображении складок одежды. 3.4. КритикаВ 1863 году картина была выставлена в Петербурге. Академия художеств признала, что картина выполнена "с особым мастерством и с сильным психологическим выражением" [22] Однако отзывы общества не были единодушны. Большинство критиков осуждали картину за реализм, вольная трактовка евангельского сюжета. Александр Васильевич Никитенко в своем дневнике от 27 сентября 1863 году писал: "Тайная вечеря" произвела на меня неприятное впечатление. Христос похож на какого-то парня, что скучает о чем-то. Это они называют простотой в духе новейшего искусства [24] Василий Григорьевич Худяков ( русский живописец) признавал "Тайную вечерю" явлением
Ахшарумов Николай Дмитриевич ( писатель): Картина
Андрей Иванович Сомов (русский искусствовед) писал:
Так же как и М. Ахшарумов, многие представители тогдашней интеллигенции и видели в Иуде прежде всего представителя своего народа - иудеев, которые ожидали от Христа освобождение от угнетения римлянами. Так, А. Сомов писал:
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин так трактовал образ Иуды:
Владимир Васильевич Стасов в 1863 году писал о Николае Николаевиче:
Федор Михайлович Достоевский был возмущен манерой письма Ге: Вглядитесь повнимательнее:
Исходный текст (Рус.) Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссор весьма обыкновенных людей. Вот сидит Христос, но разве это Христос? Это, может быть, и очень добрый молодой человек, очень огорченный ссорой с Иудой, ... но не тот Христос, которого мы знаем .... но спрашивается: где же и при чем тут последовавшие восемнадцать веков христианства? Как можно, чтоб из этой обыкновенной ссоры таких обыкновенных людей, как в г. Ге, собравшихся поужинать, произошло нечто столь Колоссальное? Здесь совсем Ничего не объяснена, здесь нет исторической правды, тут даже и правды жанра нет, тут все фальшивое По мнению Д. В. Сарабьянова, Ге в картине пытался "объединить ... реально-историческое и идеально возвышенное" [30] Кандидат искусствоведения, сотрудник Третьяковской галереи Светлана Степановна Степанова пишет: Иуда "представлен не как предатель, который делает низкий поступок, а как явный противник Христа, что не соответствует евангельскому тексту. Кроме того, он идет опознан в том, что слова Христа указывают на него, а это также расходится с текстом ". [31] 4. Второй заграничный период4.1. Портрет Герцена![]() Портрет Герцена, Национальный музей русского искусства, Киев Одной из важнейших работ этого периода считается портрет Александра Герцена. После приезда в Италии Ге мечтал о поездке в Лондон с целью встречи с Александром Ивановичем Герценом. Однако встреча состоялась в Флоренции. Портрет был выполнен за пять сеансов. Темный фон и белый воротник рубашки фиксируют внимание зрителя на лице писателя. Ге не исправлял несколько крупных славянских черт лица Герцена: широкий нос, усы и борода, лоб мыслителя. Темпераментный мазок, контраст светотени усиливают ощущение одухотворенности. Герцен был чрезвычайно доволен портретом. В письме Огарева ( 16 февраля 1867 года) он писал: "Портрет идет Rembrantish (по-рембрандтовскую)" [32] Этот портрет является воплощение народного представления о русском писателе и публициста. Вернувшись на родину, Ге тайно перевез портрет в 1869 году в Россию. Долгие годы портрет находился под запретом. Его даже был снят с посмертной выставки Николая Николаевича. Общение с Герценом оставило глубокий отпечаток в душе художника. В годы жизни в Италии Ге писал также портреты людей, связанных с Герценом (И. Доманже - воспитатель детей Герцена, А. Бакунина, М. Шифа) Портрет Шифа также значительной работой Ге. Главное в этой картине - утверждение силы ума и деятельного характера. 4.2. "Мария, сестра Лазаря, встречает Христа, идущего к ним домой", 1864Евангельский сюжет в картине трактуется в лирико-поэтическом плане. Мария стоит слева на ступеньках в тени. Дело подходит Христос, который освещен жизнерадостным ясркавим солнечным светом. 4.3. "Вестники Воскресения", 1867Над данным сюжетом художник начал работать в 1866 году, и первоначальный замысел был воплощен лишь в эскизе. Позднее Ге изменил замысел картины, которая была завершена в 1867 году. [31] Мнение картины, по словам художника: "Воскресение, которое было уведомлено противоположно двумя сторонами свидетелей" [33] О создании картины Ге писал:
![]() "Вестники Воскресения" ( 1867) Как и предыдущая работа, картина "Вестники Воскресения" выполнена в лирически-поэтическом настроении. А. Н. Веселовский писал:
4.4. "Искушение Христа", "Христос в синагоге", "Христос перед Анной"![]() "Христос в синагоге", 1868 Над этими тремя картинами Ге работал в период с 1864 по 1869 года. Сюжет картины "Искушение Христа" ( 1864 - 1867): "Затем, по обычаю, Иисус отправился на гору Елеонскую. И ученики последовали за Ним. Придя на место, Иисус сказал им:" Молитесь, чтобы вам не введены в искушение ". Отойдя от учащихся на расстояние полета камня, Иисус стал на колени и начал молиться: "Отче, если воля Твоя, забери эту чашу от Меня. Но пусть свершится воля не Моя, но Твоя ". И ангел с небес явился пред Ним и укрепил его силы. Преодолевая муку, Иисус молился еще более ревностно. И пот Его падал на землю, как капли крови" (Лк. 22, 39 -45). Сюжет картины "Христос перед Анной" ( 1869): "Тогда воины во главе со своим командиром и иудейская сторожа схватили Иисуса. Они связали Его и повели сначала к Анне, Каяфиного тестя" (Ин.18 :12-13). Однако все эти три картины остались на стадии эскизов. С дальнейшим картин этого творческого этапа было завершено только картину "В Гефсиманском саду". 4.5. "В Гефсиманском саду"В первоначальном варианте этой картины царил настрой строгого резкого драматизма. В процессе разработки общей концепции работы был эскиз-вариант, на котором Христос в муках лежал на земле. На конечном варианте в холодном лунном свете написано силуэт человека с аскетично мужественным лицом, который стоял на коленях. Фигура полна решимости. В образе Христа нет прошлого лиризма, перед нами боец, который собирает свои духовные силы для выполнения сложного долга [36] Не случайно современники увидели в образе Христа характерные черты шестидесятника. Художник намеренно пошел на такое толкование. Один из этюдов картины был написан на художника гарибальдийця Сани [36]. Александр Антонович Риццони писал в марте 1869 года П. М. Третьякову о "В Гефсиманском саду":
В 1869 году картины "В Гефсиманском саду" и "Вестники Воскресения" было экспонировано на Международной художественной выставке в Мюнхене [38] В корреспонденции "Голоса" от 6 сентября 1869 года было сказано:
Исходный текст (Рус.) Сюжеты г. Ге вызвавшего НЕ художественную полемику, и это - его прямая вина. Произведение искусства изобразительного не должно ни в каком случае проявлять личные философско-литературные воззрения артиста. Такой дилетантизм губит самые богатые творческие силы ... Г. Ге упорно трудится над своим оригинальным, новым отношением к евангельской драме. Он хочет что-то сказать не только в манере письма, но и в замыслах сцен их жизни Иисуса. Такое желание отвечает ли какому-нибудь крупном, Знаменательно движению в стране, в народе, в обществе, где вырос и развился г. Ге? Конечно, нет ..... Нельзя, следовательно, и претендовать на то, что Ни одна из картин г. Ге не вызывает на Мюнхенское выставке интереса зрителей В 1870 году картину "В Гефсиманском саду" был показан на персональной выставке Ге в Академии художеств. Но и там она "никого не поразила ..., она упала, как камень, в глубокий колодец". [40] Через неканоническое трактовка евангельского сюжета картина была запрещена выставлять. Только через 20 лет после ее написания "В Гефсиманском саду" приобрел П. М. Третьяков. 5. Петербургский период![]() Портрет Николая Костомарова ( Львовская галерея) Общение с Герценом подготовило Ге к созданию Товарищества передвижных художественных выставок. В конце 1869 году он вернулся в России. В перетбурзький период ( 1869 - 1875) художник тесно общается с кругами русской интеллигенции. Однако критики идеалистического направления определили этот период, как "попытку Ге ради родства с современниками стать посредственностью". [41] В настоящее время Ге пишет портреты И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. И. Костомарова, выполнил скульптурный портрет В. Белинского. Более удачными среди них считаются портреты историка Костомарова и Салтыкова-Щедрина. В них подчеркнуто интеллектуальность, нравственная сила образов, глубокий психологизм. 5.1. "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе"![]() "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", 1871 Эту картину было создано в 1871 году по случаю первой передвижной выставки. Как и в "Тайной вечери", здесь Ге обращается к теме борьбы двух мировоззрений. Художник обращается к острому и дискуссионного вопроса русской истории - реформ Петра I. Николай Николаевич тщательно изучал документальные материалы, специально ездил в Петергоф. Как и Брюллов, Ге обладал феноменальной зрительной памятью, поэтому почти не делал натуральных зарисовок. Салтыков-Щедрин в рецензии к первой передвижной выставки отмечал демократизм понимание реформ Петра I в картине. В работе нашла воплощение идея патриотизма, гражданского долга. Картина получила всеобщее признание, еще в мастерской ее приобрел П. М. Третьяков. Кроме этого, Ге создал две картины на историческую тематику: " Екатерина II у гроба Елизаветы "( 1874), " А. С. Пушкин в селе Михайловском "( 1875). У них нет той глубины сюжета, как в работе "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе". В 1876 году наступает новая творческий кризис Ге. Три крупных исторических работы чрезвычайно истощили художника. Он вновь обращается к проповеди нравственного совершенствования, оставляет Петербург. Однако Николай Николаевич до конца жизни остался сторонником идей товарищества передвижных выставок. 6. Последний творческий период (1876-1864)Так, в 1876 году Ге покупает хутор в Черниговской губернии. Художник считает, что деньги он будет зарабатывать за счет собственного хозяйства, а искусство будет свободным. Первые годы он дорабатывает прошлые картины (например, "В Гефсиманском саду") и пишет портреты местных богачей (портреты Терещенко, И. Я. Петрункевича ( 1878). В конце 1879 года начинает работать над картиной "Милосердие". На ней девушка подавала воды нищему, вспоминая слова из проповеди Христа: "А кто напоит нищего, меня напоит. В лице нищего Ге пытался передать Христа. [42] Картина была экспонированы на восьмой передвижной выставке ( 1880), однако художник остался недоволен картиной, потому зарисовал ее в будущем новой "Что есть истина? Христос и Пилат" (на картине между Христом и Пилатом проступает голова женщины). После знакомства с Львом Толстым в 1882 году начинается новый этап творчества Николая Николаевича. К циклу иллюстраций "Новых Евангелий" Толстого принадлежала работа "Омовение ног" (1886). За ней последовали работы "Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане" и "Последняя беседа Христа с учениками", которые остались на стадии эскиза. В 1870 - 1880 гг Николай Николаевич работал над картиной "Иуда". Драматическое трактовка образа Иуды подчеркнуто колористическими находками художника, близкими к экспрессионистических осмысления натурных впечатлений. [43] 6.1. "Христос в Гефсиманском саду", 1888![]() "Христос в Гефсиманском саду", 1888 В 1888 году Ге создает картину "Христос в Гефсиманском саду", на которой в ночь после Тайной вечери апостолы выходят из здания, где праздновали Пасху, а Христос останавливается у входа и молится. Его голова поднята к небу, руки судорожно сцепленных, его охватывает чувство одиночества. Поникшие фигуры апостолов, процессией продвигаются в ночную тьму, усиливают настроение глубокой печали. Чувствуется атмосфера трагедии приближается. Картина "Христос в Гефсиманском саду" была подготовлена для передвижной выставки 1889 года. 6.2. "Христос и Никодим", 1889Сюжет картины находим в Евангелии от Иоанна: "И был там человек по имени Никодим. Он был фарисеем и одним из иудейский вождей. Однажды ночью он пришел к Иисусу и говорит:" Равви, мы знаем, что Ты учитель, посланный Богом, ибо никто не способен на такие чудеса, как Ты, если не поддерживает Бог ". И сказал тогда Иисус:" Истинно говорю, если кто-то хочет увидеть Царство Божие, он должен родиться второй раз. Кто не родился вновь, то не увидит Царства Божия "(Ин. 3:1-3) ![]() "Христос и Никодим", 1889 На картине две фигуры прямо противопоставлены друг другу. Голова и тело Христа изображены темными на светлом фоне. Только контур вытянутой правой, указательный палец, глаз Христа переданы красными и белыми бликами. Фигура Никодима наоборот изображена яркими зелеными, желтыми, белыми красками. Палец Христа почти касается лица Никодима, который передает взволнованность ситуации. В этой картине Ге впервые создает новый образ Христа - слабого физически, но сильного духом, верой. Эскиз является лаконичным, он написан широкими мазками. В противостоянии Христу и Никодима впервые поднимается тема столкновения двух социальных миров, нашла полное выражение в следующей картине "Что есть истина? Христос и Пилат". 6.3. "Что есть истина? Христос и Пилат", 1890В Библии разговор Христа с Пилатом описано так: "А как наступило утро, первосвященники вместе со старейшинами, с книжниками и со всем Синедрионом решили, что делать. Они связав Иисуса, отвели и передали Его Пилату. Пилат спросил Его:" Ты - Царь Иудейский? " Иисус ответил: "Ты сказал". Первосвященники обвиняли Его во многих преступлениях. Пилат снова спросил Его: "Ты не собираешься отвечать? Но посмотри, сколько обвинений предъявлено против Тебя! "Но Иисус дальше не отвечал. Пилат был смущен. (Мк. 15:1-5). "Тогда Пилат обратился к первосвященникам и толпе:" Я не вижу вины за этим мужчиной ". Но первосвященники настаивали, говоря:" Он Своим учением подстрекает людей по всей Иудее. Он начал в Галилее и пришел сюда "(Лк, 23:4-5). ![]() "Что есть истина?" Христос и Пилат, 1890 Художник так описал сюжет картины в письме 1889 года: "Что есть истина?" - Ироническое или просто глупое отрицание Пилата Христу на его ответ, что он для того родился, чтобы свидетельствовать об Истине, и, кто от истины, слушает и понимает его. [44] Лев Толстой так трактовал сюжет работы: "... в историческом отношении она выражает ту минуту, когда Иисуса, после бессонной ночи, во время которой его связанного водили с места на место и били, привели к Пилату. Пилат - римский губернатор, вроде наших сибирских губернаторов, которых вы знаете, живет только интересами метрополии и, конечно, с презрением и некоторой отвращением относится к тем смут, и еще и религиозных, грубого, суеверного народа, которым он руководит. Здесь-то происходит разговор ..., в которой добродушный губернатор хочет опуститься ... к варварским интересов своих подчиненных и, как это свойственно важным людям, составил себе представление о том, о чем он спрашивает, и сам заранее говорит, даже не интересуясь ответами; с улыбкой снисхождения, я считаю, все говорит: "ты царь?". Иисус устал, и одного взгляда на его холеное лицо достаточно, чтобы понять всю сложность для Пилата понять его учение. Но Иисус помнит, что и Пилат человек и брат, то, что заблудился, однако брат, и он не имеет права не открывать ему ту истину, которую он открывает людям, и он начинает говорить. Но Пилат останавливает его на слове истина. Что может оборванный нищий-юноша рассказать ему, другу и собеседнику римских поэтов и философов, - сказать об истине? ... И, сказав, "Что есть истина?" и вернувшись на каблуках, добродушный губернатор уходит к себе. А Иисусу жалко человека и страшно за ту пропасть лжи, которая отделяет его и людей от истины ... " [45] В отличие от предыдущей работы ("Христос и Никодим"), на картине Что есть истина?" Христос не убеждает оппонента. Его взгляд выражает соболезнование и горечь. Картина указывает на влияние учения Толстого на Ге: в пассивной обреченности Христа отражается идея "непротивления злу", надежда на изменение человечества через любовь. Другая сторона влияния Толстого на Ге - осуждение чиновников, защиту народной правды. Картина получила категоричны неодобрительно отзывы от представителей власти и церкви, поэтому по приказу царя была снята с выставки. Д. Л. Мордовец считал картину Ге найвеличнищим явлением не только в области искусства, но и философии истории. 6.4. "Совесть. Иуда"Над этой картиной Ге работал в 1891 году. Сюжет ее заключается в том, что Иуда, который только что предал Христа, следует за Учителем, апостолами и стражниками. О картине Николай Николаевич писал: "Толпа идет быстро - Иоанн и Петр - бегут следом. Иуда идет медленно: и побежать не может, и вовсе отстать также не может. Душа его разрывается. Он вдруг осознал всю мерзость своего поступка и был напуган ним. Что делать? Куда идти? Вперед нельзя, назад - никуда ... Один выход таком мертвец - умереть, он и умер " [46] Перед художником была тяжелая задача: событие уже произошло, и нужно было выразить идею только одной фигурой Иуды. Она в холодном темном пространстве кажется еще более одинокой. Василий Дмитриевич Поленов (русский художник) так высказался о "Совесть": "очень и очень слабая вещь". [47] Павел Петрович Чистяков (русский художник и педагог) считал, что Ге "пачкает святое искусство своими размышлениями" [47]. 6.5. "Суд синедриона"В 1892 году Ге создал картину "Суд Синедриона. Должен умереть". Татьяна Львовна Сухотина-Толстая писала: "В картине" Должен умереть "Ге хотел изобразить Христа мысленно молится за своих врагов и просит бога дать ему сил простить их, поскольку они" не знают, что делают "... Мимо проходит синедрион во всей своем величии. Первосвященники Анна и Каиафы идут торжественно ... Только Никодим, который понимает, что происходит, сидит, закрыв лицо руками, в левом углу картины. Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает старый палец вверх, чем-то угрожая ему. Другой плюет ему в лицо. За ними - открытая дверь, сквозь которые видны темно-синее южное небо. " [48] Исходный текст (Рус.) В картине "Должен смерти" Ге хотел изобразить Христа, Который мысленно молится за Своих врагов и просит бога дать ему сил простить их, так как они "не ведают, что творят". Мимо него проходит синедрион во всем своем величии. Первосвященники Анна и Каиафа идут торжественно ... Только Никодим, Понимая то, что происходит, сидит, закрывших лицо руками, в левом углу картины. Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает дряхлый палец кверху, чем-то грозы ему. Другой плюет ему в лицо. За ними - открытая дверь, через которую видно темно-синее южное небо Картина была написана к очередной передвижной выставки 1892 года, однако сразу же ее сняли с экспозиции, после чего Ге в своем селе несколько переделал фигуру и лицо Христа. После смерти художника в 1894 году сын Николая Николаевича две последние работы отца ("Суд синедриона" и "Распятие") отправил Л. Н. Толстому в Ясную Поляну. Для перевозки картины сняли с подрамников и обратили в газеты, влиплися в краску. В 1897 году картина была передана Третьяковской галерее. Реставрация картины было завершено в 2008 году. 12 декабря 2008 "Суд синедриона заняла место среди постоянных експонаций Третьяковской галереи. [49] 6.6. "Голгофа", "Распятие"Работы "Христос и Пилат", "Совесть. Иуда", "Суд Синедриона" принадлежит к "страстной" цикла, к которому также относятся последние работы художника: "Голгофа" (1892) и "Розпиьяття" (1892 и 1894). В 1891 году Ге задумал создать цикл картин о событиях последнего дня земной жизни Христа. На работе "Голгофа" он хотел изобразить неповторимый ужас, что происходит. Трагичность и монументальность достигают лаконичности. Николай Николаевич продолжил традицию неканонического понимания евангельского сюжета: мы не видим крест на картине - на него только указывает рука легионера. С обеих сторон от Христа стоят розбойникы: один - тот, что насмихатиметься над Иисусом после распятия, второй - тот, что поверит Его словам. Первого из них изображен с дикими глазами, черным лицом, другой отвернулся от страданий Христа. Фигуру Христа вылеплен с удивительной энергичной пластичностью. Она передает крайнюю эмоциональность события. Христос заламывает руки. Художник смело сопоставляет цвета: синий, фиолетовый с желтым, золотистый с зеленым. В поисках страшной правды умирает романтическая поэзия и красота. Ге ищет теперь максимальной реалистической выразительности, почти натуралистической достоверности. [50] В последние годы жизни Ге работал над сюжетом распятия Христа. В 1892 году он писал: "Я пишу Распятие так. Три креста, один разбойник сознания, это тот, который ругался, потом Христос на последней минуте жизни, умирает, и третья фигура - разбойник, который пожалел Христа, он сделал большое усилия, чтобы увидеть Христа и, видя его страдания, забыл свое плачет, глядя на Христа, который умирает - видите, как просто " [51] Николай Николаевич Ге хотел доказать картиной победу любви, потому изобразил Иисуса, что исполнил свой долг самопожертвования, и разбойника, раскаявшегося. Тело Христа искажено муками. Председатель запрокинутом на последнем издыхании. Глаза потухли. Разбойник с нечеловеческим криком обращается к Христу. Его тело распухло через тугие веревки. Ге писал: "Я шокирую их все мозги страданием Христа. Я заставлю их плакать, а не умиляться. Вернувшись с выставки, они надолго забудут о своих свои интересы" [52]. Л. Н. Толстой писал об этой картине: "Впервые все увидят, что распятие - казнь, и ужасная казнь" [52]. Концепция "Распятие" 1894 года несколько иная. На создание этой работы его вдохновила картина Шведа, на которой Христос и разбойники стоят на земле. Это поразило Ге, и этой идеи он нашел подтверждение в словаре древности летие и в труде Ренана. [53] Ге никогда не оставался равнодушным к судьбе родины. Время правления "царя-миротворца Александра III был переполнен казнями, однако все это было тайным. Сделать это тайное открытым Николай Николаевич хотел в своих последних работах. [52] Президент Академии художеств великий князь Владимир был возмущен картиной и говорил: "это - бойня". Соответственно, полотно не было допущено к выставке. [52] Зато Толстой считал запрет картины и слова князя триумфом Ге: наконец-то ему удалось показать истинные события, происходившие на Голгофе, а не то, как их трактует "домашнее, карманное" христианство [54] Цензура запрещала хранить "Распятие" Ге в России, поэтому в 1892-1894 годах сын художника вывез их из страны. Сейчас неизвестно нахождения картин. "Распятие" в 1894 году известно лишь по черно-белой фотографией. [55] Примечания
Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |