Гибель Адониса

Гибель Адониса или Смерть Адониса на охоте - одна из лучших скульптур эпохи итальянского барокко в собрании музея Эрмитаж.


1. Сюжет

Сюжет скульптуры являются иллюстрацией к поэмы древнеримского поэта Овидия "Метаморфозы". Сюжеты поэмы пользовались популярностью еще во времена Возрождения, потому рассказывали о любовных похождениях и отношения богов Олимпа. Сюжет о любви богини любви Венеры и юноши Адониса привлекал многих художников, среди которых

По античным мифом, юноша Адонис не внял любимую Венеру и пошел на охоту. Во время преследования кабана то напал на охотника и смертельно ранил Адониса. Момент атаки дикого зверя и смерть охотника и показал скульптор.


2. Автор

Джузеппе Маццуола - работал в Риме и был последователем эффектной, но холодновато-аристократической манеры в скульптуре, шла от образцов поздней скульптуры Лоренцо Бернини. Произведение был создан в начале 18 века и имел некоторые признаки упадка - отсюда очень виртуозная обработка поверхности мрамора (волосы прически Адониса, пряди шерсти кабана), попытки реалистично передать растения поляны. Условность приемов скульптуры отвергнута ради чрезмерной натуралистичности изображения. Произведение имеет привкус аристократической римской культуры 17 века, которая основывалась на глубоком знании латыни, древнегреческих мифов, литературы Древнего Рима. Сюжет без дополнительных объяснений оставался непонятным тем, кто не знал мифах, литературе Древнего Рима и ее выдающихся образцах. Скульптура настолько тщательно проработана, что приближенная к уровню ценного ювелирного изделия большого размера. Место ей только в роскошной дворцовой зале светского или церковного князя.


3. История пребывания

Скульптура никогда не принадлежала Императорском Эрмитаже, коллекция скульптуры которого пополнялась нерегулярно и часто случайными образцами. Она украшала частную сборку российского вельможи Мусина-Пушкина. В Эрмитаж ее перевезли только после 1917 года во время нацонализации и изъятия частных собраний искусства из дворцов аристократии.