Надо Знать

добавить знаний



Гийом Аполлинер


Guillaume Apollinaire 1914.jpg

План:


Введение

Гийом Аполлинер ( фр. Guillaume Apollinaire ; Настоящее имя - Вильгельм-Альберт-Владимир-Александр-Аполлинарий Вонж-Костровицкий, 1880 - 1918) - французский поэт польского происхождения, художник, критик. Проводник авангардной парижской литературы (член движения кубистов и футуристов). Вдохновитель сюрреализма. Основные сборники: ?Алкоголь. Стихи 1898-1913 гг", "Калиграмы. Стихи Мира и Войны". Другие произведения:

По украинским мотивам написал произведение "Ответ запорожских казаков турецкому султану".


1. Биография

В начале XX века французский поэзия начала расширять круг своих художественных поисков. Гийом Аполлинер, как в фокусе, собрал художественные импульсы, идущие из прошлого, и во многом определил развитие французской поэзии на десятилетия вперед.

Вильгельм Аполлинарий Костровицкий родился в Риме в 1880 году, его родными языками были польский и итальянский, а французский он овладел в монастырских школах на юге Франции. Внебрачный сын итальянского офицера и польской дворянки (Анжелики Кастровицких, российской подданной, дочери польского офицера Михаила Аполлинария Кастровицких, бежавший в Италию после Польского восстания 1863-1864 г. ;) появился на свет 26 августа 1880 г. в Риме во имя ям Вильгельма Аполлинариса Костровицкая.

Сначала он посещал школу в Монако, куда переехал вместе с матерью. В 1899 году он перебрался в Париж, где вращался среди авангардистов от искусства (среди его друзей были художники Марлен Андре Дерен, Рауль Дюфи, Пабло Пикассо, писатели Макс Жакоб и Альфред Жарри) и политиков. Костровицкий, начав писать, взял псевдоним - Гийом Аполлинер.

В 1902 году он отправился в один из рейнских замков. Как домашнего учителя встретил и полюбил английский гувернантку Анне Плейден, что - несмотря на длительные ухаживания - так и не стала его женой. Несчастная любовь была темой многих стихов Аполлинера.

1887 - вместе с матерью и младшим братом Аполлинер переезжает в княжество Монако, где учится в монакском религиозном колледже Св. Карла.

1896-1897 - в течение пяти месяцев посещает лицей в Ницце, затем вступает в лицей Станислава в Каннах.

1899 - семья Кастровицких переезжает в Париж. Аполлинер устраивается служащим банковской конторы.

1901 - публикует стихотворение "Город и сердце", в котором сочетается любовная лирика с урбанистическими мотивами, что будет характерно для всего творчества Аполлинера.

1901-1902 - работает в Германии в качестве воспитателя в немецкой семье.

1902 - возвращается в Париж; становится редактором финансового издания "Спутник рантье". Занимается журналистской деятельностью, пишет небольшие статьи для журналов "Европеец", "Солнце", "Мессидор", "Социальная демократия". В том же году публикует несколько стихотворений и рассказов, один из которых - "Ересиарх" ("L'еrеsиаrquе") был впервые подписан псевдонимом Гийом Аполлинер.

1903 - знакомится с поэтами Максом Жакобом и Андре Сальмоном и вместе с ними основывает журнал "эзопов праздник" ("Le Festin d'Еsоре"), просуществовавший до 1904 г. (вышло 8 номеров). Становится завсегдатаем литературных кафе; знакомится с плеядой признанных мэтров и будущих знаменитостей Жаном Мореаса, Полем Фором, Альфредом Жарри, Морисом де Вламинка, Андре Дереном, Анри Руссо и многими другими.

1905 - знакомство с Пабло Пикассо. Печатается в журнале "Стихи и проза", издаваемом поэтом-символистом П.Фором.

1907 - пишет ради заработка два эротических романа. Выступает с лекциями в Салоне независимых художников о поэтах и ​​поэзии.

1908 - в лекции под заголовком "Новая поэтическая фаланга" Аполлинер выдвигает программу нового, гуманистического лиризма.

1909 - начинает вести рубрику художественной критики в журналах "Непримиримый" и "Французский Меркурий", большой резонанс вызывает его статья "Поэзия символистов" ("Poesie symboliste").

Май 1909 - публикует поэму "Песни несчастного в любви" ("La Chanson du mal-aime"), в декабре поэтическую прозу "Гниющий волшебник" 1910 - выходит сборник рассказов "Ересиарх и компания" ("L'еrеsиаrquе et Companie").

Март 1911 - опубликован стихотворный сборник "Бестиарий, или Кортеж Орфея" ("Le Bestiaire, ou le Cortege d'оrрhее"). Открывает в "Французском Меркурии? раздел ?Курьезы", ведущей до самой смерти.

7 сентября 1911 - по подозрению в соучастии в краже "Джоконды" Леонардо да Винчи из Лувра заключен в парижскую тюрьму Санте; 12 сентября отпущен за отсутствием состава преступления.

1911: Ранняя лирика. По финансовым соображениям Аполлинер писал порнографические романы, самый известный из которых "Одиннадцать тысяч розог" ("Les onze mille verges"), опубликованный в 1907 году, по-новому представил труда маркиза де Сада.

Двумя годами позже появился рассказ "Гниющий волшебник" ("L'еnсhаntеurроur-rissant"), проиллюстрирован Дереном. В нем Аполлинер впервые заявил свои основные темы: любовные страдания, смесь реальности и "надреальности", лжи и правды. Стилистически Аполлинер шел новыми путями: он комбинировал различные повествовательные стили и отменял классическую пространственно-временную структуру повествования (хронологическое построение рассказов и романов). В 1911 году вышел его первый сборник стихов "Бестиарий, или Кортеж Орфея" ("Le bestiaire ou le cortege d'оrрhее") - рифмованные, главным образом посвященные животным, четверостишия с иллюстрациями Дюфи.

1912 - вместе с друзьями основывает журнал "Парижские вечера" (с 1913 г. его директор), призванный информировать публику о новых тенденциях в поэзии и живописи, на его страницах фигурируют имена М.Жакоба, Б.Сандрара, Анри Матисса, А.Руссо , А.Дерену, Франсиса Пикабиа, Жоржа Брака, Фернана Леже, М. де Вламинка и др..

Февраль 1912 - печатает лирической из своих стихов "Мост Мирабо" ("Le Pont Mirabeau"), а в декабре - поэму "Зона" ("Zone"), которая выдвигает его на первое место среди современных ему поэтов.

Июнь 1913 - по следам февральской выставки итальянских футуристов пишет статью "Футуристическая антитрадиция" ("L'аntиtrаdиtиоn futuriste"). В мае 1913 выпускает книгу "Художники-кубисты: размышления об искусстве" ("Les Peintres cubistes: Meditations esthetiques"), где доказывает право каждого художника на творческий поиск.

Аполлинер, изложил в этой книге принципы живописного кубизма, сам испытал на себе влияние этой школы и пытался перенести ее приемы на искусство слова. Не довольствуясь нарушениями канона в области синтаксиса, метра и словаря, Аполлинер изгоняет из своих стихотворений пунктуацию, прибегает к типографским ухищрениям и др.. приемов, цель которых дать в поэзии свойственно живописному кубизму многоплановое ощущение объекта. После выхода книги Аполлинера признают глашатаем и теоретиком кубизма.

1913 - выходит сборник стихов 1898-1913 г. "Алкоголь" ("Alcools"). Этот сборник, как и "Размышления об искусстве", рассматривались поэтами-модернистами в качестве программных. Название сборника намекала на пьянку качество "нового мира", на его технизированность и стремительный темп жизни. Пятьдесят стихотворений сборника не отмечены какой-то единой стилевой направленностью, они демонстрируют элементы футуризма и стилистическую многогранность автора. ?Алкоголь" утвердили безпунктуацийне письмо, которое Аполлинер впервые использовал в "Зоне". В этой "эстетике удивление" он рассматривал кубизм как исходный пункт собственной поэтического творчества. Первое стихотворение "Зона", будучи гимном Эйфелевой башне, большому городу и - одновременно - признанием одиночества человека в нем, представлял собой манифест современной лирики: вещи и мысли, реальность, чувства и картины сна сплетаются здесь воедино. Аполлинер писал длинные рифмованные и нерифмованные стихи, игнорировал пунктуацию и общепринятую метрику. Большую часть сборника составляли символистские и романтические стихи, а также стихи из отголоском народных песен (в частности, рейнских). Особую популярность завоевал стихотворение "Мост Мирабо" ("Le Pont Mirabeau"), в котором Аполлинер сравнивал свое любовное страдание с полноводной Сеной. "Песня нелюбимого" ("La chanson du malaime") - автобиографический стихотворение, в котором Аполлинер писал о своем великом неразделенной любви. В этих стихах - как и в других своих доработках - Аполлинер выставлял себя аутсайдером, и эта доля, по его мнению, уготована в обществе всем художникам-авангардистам.

1914 - публикует несколько экспериментальных стихотворений, набранных в форме рисунков (калиграм).

1915 - во время Первой мировой войны Аполлинер уходит добровольцем на фронт, где получает тяжелое ранение в голову. После демобилизации возвращается в Париж, где занимается активной творческой деятельностью.

1916 - выпускает сборник рассказов "Убийство поэта" ("Poete assasine") в одном из них смоделировал универсальный образ судьбы поэта, отданного на растерзание толпе.

Июнь 1917 - осуществляет постановку своей пьесы "Грудь Тирезия" ("Les Mamelles de Tiresias"), вызвавших общественный скандал. Пьеса "посредством ирреальности происходящего, особых декораций, танцев, акробатики и шумов была призвана показать Аполлинерове представление тотального театра". Эта пьеса, на основании новой эстетической формы, считается началом театра абсурда. Для такого рода драматургии Аполлинер первым выдвинул понятие сюрреализма.

В декабре Аполлинер выступает с лекцией "Новое сознание и поэты" ("L'еsрrиt nouveau et les poetes"), ставший его поэтическим завещанием.

1917-1918 - активно публикуется в журналах, готовит несколько сценариев для фильмов, пишет две пьесы и комедию "Казанова" ("Casanova").

В 1918 году появились "Калиграмы". Аполлинер организовал стихи визуально и, таким образом, впервые создал так называемые идеограммы, в которых текст и текстовые образы сплавляются воедино. В том же году 38-летний поэт умер в Париже от гриппа. Вскоре после его смерти вышел том рассказов "Ересиарх и Ко" ("L'hеrеsиаrquе et Cie", 1920), в которых действительность и выдумка сплетались в новую фантастическую реальность.

Особая эмоциональность стихов Аполлинера эстетизирует области деятельности человека, считавшиеся до того поэтический. Аполлинер советовал современным поэтам обращаться к романного опыта. Он ориентирует стихотворение на ассоциативный образ, вводит в ткань текста некнижне слово, поэтичность поддерживается как с помощью рифмы, так и через изменение внутренней содержательности. Поэт называл свою реформу стиха, его формальный и содержательный уровне, как бы это ни могло показаться парадоксальным, "натурализмом высшего порядка", имея в виду "правду жизни". Именно Аполлинер вводит в литературный обиход слово ?сюрреализм?, что в его интерпретации означает "новый реализм", как антитезу отвлеченности символизма и жизнеподобия натурализма.

Аполлинеру принадлежат несколько сборников стихов, новелл, рассказов, буфонна пьеса "Грудь Тиресия" (1917) и опубликован посмертно роман "Сидящая женщина" (1920). Первый издан поэтический сборник называется "Бестиарий, или Кортеж Орфея" (1911). Поэт, используя средневековый жанр бестиария, четверостишия, объединяющая рассказ о животных с назидательной моралью, передает свое наслаждение жизнью. Зрелым является сборник "Алкоголь" (1913), в котором Аполлинер меняет камерную символистскую эстетику на эпос, делая предметом поэтического исследования обыденность, за которой скрывается мощный и трагический ритм века, началось. Лирическая эпичность поэзии Аполлинера не противоречит музыкальности.

Во время первой мировой войны Аполлинер уходит добровольцем на фронт. в марте 1916 года он был тяжело ранен в голову, после ранения поэт так и не смог поправиться. 9 ноября 1918 - Аполлинер умер в Париже, заразившись испанским гриппом, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер-Лашез.


2. Начало творческого пути

Творческий дебют Гийома Аполлинера состоялся в начале 20 века. Его первые, довольно традиционные, поэтические опыты ("Рейнские стихи") были навеяны любовными увлечениями во время путешествия Германией в 1901-1902 годах. Связь с романтической и символистской традиции здесь усиливается глубоким эмоциональным восприятием немецкого фольклора и образов романтической поэзии, усвоением тем и ритмов немецкой народной песни ("Колокола", "Ночь на Рейне"). Ощущаются в творчестве Аполлинера и славянские источники, которым поэт всегда придавал большое значение. Используя образ Лорелеи, созданный К. Брентано и подхвачен другими немецкими романтиками, в том числе Генрихом Гейне, поэт усиливает его выразительность, драматизирует стихотворение, придает ему динамизма.


3. Сборки

Аполлинеру принадлежат несколько сборников стихов, новелл, рассказов, буфонна пьеса "Грудь Тиресия" (1917) и опубликован посмертно роман "Сидящая женщина" (1920). Первый издан поэтический сборник называется "Бестиарий, или Кортеж Орфея" (1911). Поэт, используя средневековый жанр бестиария, четверостишия, сочетающий рассказ о животных с назидательной моралью, передает свое наслаждение жизнью. Зрелым является сборник "Алкоголь" (1913), в котором Аполлинер меняет камерную символистскую эстетику на эпос, делая предметом поэтического исследования обыденность, за которой скрывается мощный и трагический ритм века, началось. Лирическая эпичность поэзии Аполлинера не противоречит музыкальности.

В 1915 году поэт пишет "Послание к Лу", в котором он признается в своих чувствах великосветской красавицы Луизе Колиньи-Шатийон, которая отклонила его притязания.

Апрель 1918 - выдает стихотворный сборник "Калиграмы" (Calligrammes). Для сборника "Калиграмы" характерно трагическое восприятие войны, когда иллюзии развеяны, а приобретенный на войне опыт противоречит официальной пропаганде. "Калиграмы" важные с точки зрения изменения формы стиха, Аполлинер использует коллаж, включает в поэтический текст отрывки услышанных фраз, газетные заголовки, объявления. Все это делается поэтом для того, чтобы доказать, что любое проявление жизни может быть предметом эстетического осмысления, поскольку в реальности не существует деления на высокое и низкое.


4. Новаторство

Особая эмоциональность стихов Аполлинера эстетизирует области деятельности человека, считавшиеся до того поэтический. Аполлинер советовал современным поэтам обращаться к романного опыта. Он ориентирует стихотворение на ассоциативный образ, вводит в ткань текста некнижне слово, поэтичность поддерживается как с помощью рифмы, так и через изменение внутренней содержательности. Поэт называл свою реформу стиха, его формальный и содержательный уровне, как бы это ни казалось парадоксальным, "натурализмом высшего порядка", имея в виду "правду жизни". Именно Аполлинер вводит в литературный обиход слово ?сюрреализм?, что в его интерпретации означает "новый реализм", как антитезу отвлеченности символизма и жизнеподобия натурализма.

От шаблонного футуризма Аполлинера, испытавший на себе влияние не только Рембо, но и Гейне и Бодлера, отличает его связь с литературой прошлого. Даже своими калиграмамы и идеограммами Аполлинер обязан не только новаторским тенденциям, но и знакомству с поэзией александрийцев. Аполлинер повлиял на новейшую французскую поэзию вплоть до последних ее представителей - надреалистив, что не только название своей школы, но и принцип надреалисичнои импровизации заимствовали у Аполлинера.

Жизнь настолько многогранна, что понятие магистрального и маргинального направлений в искусстве могут поменять знаки. Аполлинеривського поэтические новации были подхвачены дадаистов, сюрреалистами, они продолжились в творчестве Арагона, Элюара, Перса, Каду. Творчество Аполлинера опиралась на традиции французского фольклора, поэзии Франсуа Вийона и лирику суток Возрождения. Поэт был сторонником творчества французских романтиков, а также поэтов рубежа веков - Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме.

В дальнейшем традиционность все больше вытесняется поэтическими новациями: конкретностью непосредственного выражения, прозаизация стихотворения, разговорным ритмом, отсутствием знаков препинания. Аполлинер совершенстве овладевает верлибр (свободный стих) - систему стихосложения, появившейся во французской поэзии в конце XIX века. Верлибр лишен привычных признаков поэтического произведения: рифмы, строгого ритма и деления на строфы. Для верлибра характерные строки разной длины, различные двух-и трехсложные стопы; ритм может иметь перебои.

Имя Аполлинера исследователи связывают с кубизмом в литературе, иногда сочетая это явление с литературным футуризмом и называя кубофутуризм. В творчестве Аполлинера оказались присущи кубизм особенности, и, прежде всего, симультанизм (от фр. simultaine - "Одновременный") - склонность к одновременному изображения в одной плоскости разнородных объектов, удаленных, не связанных между собой образов, мотивов, переживаний и впечатлений. Следуя поэтов конца прошлого века, Аполлинер считал, что магистральный путь развития приводит к созданию синтеза искусств - музыки, живописи и литературы.

В своей первой большой поэтического сборника ?Алкоголь. Стихи 1898-1913 годов" (1913) Аполлинер включил стихи, созданные в разные времена, в том числе "рейнские". Свободные стихи здесь соседствуют со стихами с традиционными размерами. На время издания сборника Аполлинер вовсе отказался от пунктуации как средства регулирования ритма стиха. Поэт считал, что читатель должен сам почувствовать ритм, эмоциональную выразительность стиха и создать его синтаксический и интонационный рисунок.

Сначала Аполлинер хотел назвать сборник "Вода жизни". Но изменение названия на "Алкоголь" делала поэта бы наследником темы опьянения, развитой Ш. Бодлером и А. Рембо. В контексте поэзии Аполлинера алкоголь сочетается с огнем и прометеевской началом ("И жизнь как спирт пламенный ты пьешь"). Крупнейшими в сборнике есть стихи "Зона", "Мост Мирабо", "Кортеж", "Странник". Лиричность у них сочетается со стремлением к сюжетности, к широкому охвату современных проблем, богатства тем.

Сборник открывается стихотворением "Зона" (1912), образцом аполлинеривського "нового лиризма". Во французском языке слово "зона" имеет дополнительное значение - так называются городские окраины, которые кольцом окружают центральную часть Парижа. Парижская "зона" выступает как воплощение нового индустриального города, новой жизни вообще. Свои чувства и переживания Аполлинер изображает на фоне панорамы общественной жизни современной Европы. "Зона" написана как свободный, иногда ироничный диалог поэта с самим собой, сюда же вмонтированы, будто кадры кинохроники, важнейшие события его жизни.

Поэтическая свобода реализуется в стихотворении как на уровне содержания - поэт бросает вызов старому миру, идеалам прошлого, так и на уровне формы - он выражает себя в абсолютно свободном стихе: "Старина надоела нам безгранично / Ты слышишь блеют мосты Пастушка Эйфелева башней / В печенках сидят античная Греция и Рим / Автомобиль и то кажется здесь старому "(" Зона ").

Кажется, что поэт пишет на ходу, во время прогулки, и его творческая лаборатория - на городских улицах. Неуклюжий, дисгармоничное, "некрасивый" стихотворение нельзя отнести к определенному жанру. Он написан под впечатлением неудачного любви и представляет собой исповедь, откровенную картину страдания и одиночества. Впрочем, автор, будто наблюдая за собой извне, видит уже героя эпического, следит за его поступками, за его движением. Лирическое "я" превращается в "ты". В основе композиции "Зоны" - принцип симультанизму. В сплошном потоке, этого момента, на этой странице возникают события, происходившие в разное время и в разных местах. Для Аполлинера такая концентрация времени и пространства - способ создания широкой панорамы города и Вселенной. Поэт собирает на своем пути все приметы новой реальности: автомобили, самолеты, рекламу и, конечно, Эйфелеву башню - это символ технического прогресса, и одновременно подчеркивает фрагментарность поэтического повествования: "Ты идешь по Парижу", "А вот ты в заезде на окраине Праги ... "," Вот ты в Марселе ... "," Вот ты в Амстердаме ... "- именно так к стихотворению вводятся различные" эпизоды ".

Резкие пространственные прыжки, сопоставление конечно незиставлюванимы явлений - все это создает эффект, близкие к тем, которыми вскоре уславляться сюрреалисты. Возвышенное и приземленное, поэтическое и прозаическое оказываются рядом, в одной плоскости.

Постепенно складывается эстетическая программа того искусства, которое Аполлинер определил термином "сюрреализм" (буквально - "надреализм"). Впервые это слово прозвучало в мае 1917 года. Литературное течение, которая в дальнейшем возьмет на себя это название, наполнила его уже другим содержанием. Для Аполлинера же "сюрреализм" - прежде всего, способ познания реальности, а не бред или сон, причем познания более глубокого, чем позволяет простое воспроизводство жизни.

Что же из этой программы были воплощены самим поэтом? Прежде всего, в его поэзии ощутима такая же мощная, как и в манифестах, уверенность, что человечество на пороге новой эры: "Идет сутки новейших магий / И скоро скоро мы увидим / Миллионы см. миллиарда чудес / Которые и не снились мифотворцам / Старых причудливых веков . Лирический эпос Аполлинера естественно передается посредством свободного стиха: этого требует и фрагментарность выбранных деталей, и перенос внимания с отдельных моментов личной судьбы на события всемирного значения. Мощный прогресс истории, чрезвычайная величие и разнообразие событий этого века - войн, революций, технических переворотов - все это становится объектом поэзии и, в свою очередь, требует особой формы изображения, такой же многообразной.

В таких произведениях, как "Зона", "Вайдемьер", "Е", "Кортеж", "Музыка из Сен-Мерри", "Странник" найдены действительно новые эпические решение, когда простого, "наивного" перечня "того , что есть "(" есть вражеский подводная лодка ... есть тысяча елок вокруг обчухраних оскиллям ... там и сям отдельные кресты ... есть длинные гибкие руки моей любимой ... есть чернильница сделанное мной из гильзы ... ") рождается объемная картина человеческой судьбы. Позже аполлинеривського принцип сочетания "мгновенных вспышек" действительности выберут Л. Арагон и П. Элюар, Ю. Тувим и П. Неруда.

Но Аполлинер склонен не только к эпическому взгляда на действительность, он - один из самых ярких, изысканных лириков XX века. ?Рейнская осень" (1901), "Колокола" (1902), "Лорелея" (1904), "Цыганка" (1907), "Мост Мирабо" (1912), "Мария" (1912), "Отеле" (1913) , "Если бы моя власть" (1916), цикл "Жизнь посвятить любви" (1917) написаны совсем по-другому, чем "Зона" или "Кортеж". Элегическая просветленность, задумчивая философичность, свежесть непосредственного чувства, музыкальность - так поэт продолжает богатую традицию французской лирики и добавляет в нее новых красок: "

Под мостом Мирабо струится Сена
Так и любовь
Бежит у тебя и у меня
Печаль и радость крутнява безумная
("Мост Мирабо") [1].

Вторая большая поэтический сборник, изданный Аполлинером за жизнь, получила название "Калиграмы. Стихи мира и войны (1913-1916)" и вышла в 1918 году. Сборник посвящен памяти друга-поэта, литератора Рене Дализ, убитого на фронте 1917 года.

"Калиграмы" состоят из шести разделов и содержат 84 поэзии. Разделив книгу на шесть частей по хронологическому принципу, Аполлинер бы подчеркнул, что "Калиграмы" - лирический летопись эпохи. Последовательность стихотворений создает нечто похожее на прохождение кругов ада, которое завершается коротким оптимистичным апофеозом из нескольких обращенных в будущее стихов 1917-1918 годов.

Калиграма "Эйфелева башня"

Стихи, вошедшие в сборник, - образец аполлинеривського поэтического эксперимента: часть стихотворений напечатаны в виде "лирических идеограмм? или ?калиграм", то есть таким образом, чтобы их текст образовывал графический рисунок.

Свои первые идеограммы Аполлинер создал весной - летом 1914 года. Такие "рисунки" по-своему выражали аполлинеривського потребность в синтезе словесного и графического образов. Словесный образ возникает на странице в пространстве, сочетая "нарисовано" словами с пробелами, с пустотой, то есть с определенным звучанием текста. Аполлинер не первый использовал эту форму стиха. Известны идеограммы, принадлежат еще к IV веку до н. е., встречаются они и в "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле. В 1889 году А. Бургард написал стихотворение в форме Эйфелевой башни: в нем было 300 строк, причем длина каждого соответствовала контуру рисунка. Новаторство Аполлинера - не в изобретательности предложенных рисунков - они несложные: солнце, мандолина, струйка дыма, голубь, фонтан, ботинок, а в стремлении остаться лирическим поэтом и в экспериментальной форме.

Сначала Аполлинер попытался соединить тему войны с мотивами любви (цикл "Стихи к Лу", многочисленные послания Мадлены). Наивная вера влюбленного в то, что "во имя нашего счастья схватились армии", потому и "гранаты похожие на звезды", постепенно вытесняется пониманием трагедии, чувством общности с ней, своей ответственности. Поэт поражен размахом бойни: "Кто бы мог подумать что так расцветет людоедство / Что нужно столько огня во зажарьте мясному человеческое ...".

В сборник ?Калиграмы? вошло много фронтовых стихов, которые протестовали против войны, разоблачали ее кровавую абсурдность. В стихах этого цикла Аполлинер проявляет определенную сдержанность, избегает прямого выражения сожаления - скрытое страдание еще больше впечатляет.

В поэзии "Зарезанная голубка и фонтан" Аполлинер использовал возможности идеограммы для создания антивоенного стихотворения-плаката. Расположив буквы разного размера строками, расходятся в разных направлениях, поэт создал рисунок голуби струями фонтана. Этот образ является символом вечной плачу по тем, которые погибли в Первой мировой войне ("Душа заболит с беспокойства / И фонтан рида со мной").

Одновременно фонтан символизирует потоки крови, льющиеся на войне. Зарезана горлица Аполлинера стала прототипом голубки Пикассо, через сорок лет подхватил идею поэта, создав образ, символизирующий мир в глазах современного человечества. Отражая античеловечно реальность войны, пережитой им в траншеях и на полях сражений, Аполлинер противопоставляет ей уничтожены гуманистические ценности, прежде всего - любовь.

"Калиграмы" есть почти последней ступенью высвобождения стихотворения, экспериментом, который выходит даже за пределы верлибра. В сборнике много прозаизованих "стихов-прогулок", "стихов-разговоров", которые иногда больше похожи на склад строительных материалов, чем на построенную сооружение. Поэт пытался почти непосредственно передать мгновенные впечатления, разговора. Так, в стихотворении "В понедельник на улице Кристин" мы слышим характерные для парижской улице обрывки разговоров. Внешне это походит на обычный магнитофонная запись. Но в Аполлинера эти приближенные к бытовой прозы отрывки вписаны в интенсивный лирический контекст.

Статья Аполлинера ?Новый дух и поэты" (1918) прозвучала как манифест нового поколения поэтов. В ней поэт отстаивал широкий охват современной действительности и выдвигал положение о "новом реализме" в поэзии. Аполлинер ставил под сомнение необходимость "писать прозой или писать стихами", соблюдая при этом правила грамматики или норм стихосложения. Даже свободный стих казался ему только первым толчком к свободе искусства. Эта свобода, считал поэт, достигается лишь созданием "визуальной лирики" путем сложного синтеза. Между прочим, Алоллинер указывал на открытие науки и техники, на "новый язык" кино и звукозаписи как на средства обновления поэтического языка.

Гийом Аполлинер смело прокладывал путь тогдашней поэзии в XX век. Вслед за романтиками, а также Ш. Бодлером, В. Уитмена, А. Рембо, Е. Верхарном. Гийом Аполлинер сделал возможным художественное освоение новых "непоэтических" областей жизни человека и общества. Именно он ввел в сферу лирики "прозу жизни" и дал мощный толчок развитию лирического эпоса в новом веке.


5. Основные произведения

Поэтические сборники "Рейнские стихи", ?Алкоголь. Стихи 1898-1913 pp." (1913), "Калиграмы. Стихи мира и войны (1913-1916)" (1918), статья "Новый дух и поэты" (1918).

Литература

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Гийом Аполлинер

См.. также

7. Сноски


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам