Надо Знать

добавить знаний



Глущенко Николай Петрович


Глущенко.JPG

План:


Введение

Николай Петрович Глущенко (* 17 сентября 1901, Новомосковск, Днепропетровская область - ? 31 октября, 1977) - украинский советский художник (автор портретов и пейзажей), советский разведчик (псевдо "Ярема").


1. Жизнеописание

Николай Глущенко 1918 году окончил коммерческое училище в г. Юзовка (ныне Донецк).

Он был мобилизован в Добровольческой армии Антона Деникина. Вместе с ней отступил за границу и был интернирован на территории Польши. После побега из лагерей для пленных достался Германии.

1.1. Обучение

Играл основы искусства в Школе-студии Ганса Балушека ( Берлин). В 1920 - 1924 гг продолжил обучение в Берлинский высшей школе изобразительного искусства в Шарлоттенбурге. Как выходец из Украины имел материальную поддержку от украинской эмиграции разных политических ориентаций. Обучение оплачивал гетман Скоропадский, средства на жизнь оказывал бывший представитель УНР в Германии Роман Смаль-Стоцкий, а первую персональную выставку работ помог организовать в Берлине Владимир Винниченко [1].


1.2. Заграничный период жизни

1923 - с помощью Александра Довженко получил гражданство СССР, имел назначение на должность главного художника торгово-промышленных выставок СССР за рубежом. Среди работ на этом посту - декор советского павильона на выставке в Лион, Франция. Обратился в дипломатические учреждения СССР с просьбой о возвращении в Украину, в ответ на что, как предполагают, ему предложили сотрудничать с советскими спецслужбами [1].

1925 - перебрался из Берлина в Париж, открыл художественное ателье на улице Волонтеров, 23, которое посещали представители украинской и русской эмиграции.

1926 - окончательно завербован советской разведкой, получил агентурный псевдоним "Ярема".

Во время проживания во Франции и Германии "Ярема" выполнил ряд сложных задач по научно-технической информации оборонного характера. Советская разведка получила совершенно секретные чертежи на 205 видов военной техники, в частности авиационных моторов для истребителей. С помощью Глущенко зарубежный отдел Главного управления государственной безопасности привлек к разведывательной работе нескольких влиятельных деятелей зарубежных антисоветских организаций [2].

К 1936 жил в Франции и Испании. Занимался живописью, делал портреты ( Ромен Роллан, Анри Барбюс и другие).

Общался с Эльзой Триоле, Луи Арагоном, Фернаном Леже, Пабло Пикассо, Анри Матиссом. Владимир Винниченко учился в Глущенко искусства живописи [3] [4].

О психологическом состоянии Глущенко в это время свидетельствует сообщение Центра советского резидента во Франции: "Ярема настойчиво требует разрешения на возвращение в Украину. Мы пытаемся доказать, что нужно оставаться в Париже. Он крайне негативно реагирует на это и говорит, что больше не выдержит".


1.3. Советский период

1936 - получив долгожданный разрешение на возвращение в СССР, уехал с женой в Москву. Перед отъездом из Парижа получил от Владимира Винниченко письмо следующего содержания: "Ваша религия, Николай Петрович, ваше самое дорогое и" святое "- это Материальный интерес ... Я пишу вам по-русски. Пишу так, потому что в глубине души я не считаю вас настоящим украинцами. называе вы себя украинцами не так, как должен Называть себя член угнетенного коллектива, а только тогда и там, где это вам выгодно ... ".

В Москве в семье Глущенко выделили комнату в коммунальной квартире площадью 9 кв. г.

1937 - Н.Глущенко посетил Киев в связи с проведением там художественной выставки, на которой было выставлено и его произведения. После этого в личном деле агента "Яремы" появился рапорт агента "Агафона" с сообщением о визите в Киев "с целью установления связей с украинской фашистским подпольем эмиссара зарубежных украинских контрреволюционеров" - Николая Глущенко. На рапорте "Агафона" сохранилась резолюция: автор "расстрелян как провокатор" [1].

Выполняя задание чекистов, М.Глущенко 17 апреля 1940 г. выехал в составе делегации Всесоюзного общества культурных связей в Берлин, где провел ряд конспиративных встреч и добыл чрезвычайно ценную информацию. На ее основе подготовили докладную записку высшему руководству СССР, из которой следовало: невзирая на заключенный с СССР договор о дружбе, правительство Германии активно готовится к войне против Советского Союза. Докладная с материалами "Яремы" попала в Сталина 10 июня 1940 года, то есть на 5 месяцев раньше, чем о возможном нападении Германии на СССР сообщил из Японии другой советский агент - Рихард Зорге ( 18 ноября 1940) [2].

Прикрытием для такой деятельности было участие Глущенко в организации в Берлине (столице дружественной тогда государства) выставки "Народное творчество в СССР". Именно тогда по поручению Гитлера министр иностранных дел Германии Риббентроп подарил украинскому художнику альбом литографий лучших акварельных работ фюрера. По возвращении делегации в Москву альбом захотел увидеть Сталин. Лишь в октябре 1941 года его вернули Глущенко [1]. Дальнейшая судьба альбома неизвестна.

1944 - Глущенко поселился в Киеве. Преподавал в КХШ, профессор КХИ с 1939.

Проживая в СССР, как лояльный к власти художник имел право на заграничные командировки, путешествовал Италией, Швейцарией, Францией, Бельгией и т.д.. Из заграничных командировок привозил пейзажные произведения и эскизы.

Имел около 50 персональных выставок, принимал участие более чем в 200 групповых.

Произведения представлены в музеях Украины, России, Франции, США, Канады и других стран.

Народный художник Украины ( 1944).

Лауреат Государственной премии Украины им.Т. Г. Шевченко ( 1972).

Народный художник СССР ( 1976).

По завещанию художника, 1250 его работ были переданы Министерству культуры СССР [1].


2. Избранные произведения

Подход лодки
  • Портрет писателя Ромена Роллана
  • Портрет Анри Барбюса
  • Портрет Мишеля Кашена
  • Портрет Поля Синьяка
  • серия "Берлинские этюды" (1939)
  • "Зимний лес" (1943)
  • пейзажи послевоенного Киева (1944)
  • "Март на Днепре" (1947)
  • "Казнь испанских революционеров"
  • "Ленин у стены Коммунаров"
  • "Оборона Москвы"
  • "Деревья в воде"
  • "Автопортрет"
  • "Киевская осень" (1950)
  • "Берег Днепра" (1955)
  • "Оттепель" (1956)
  • "Зимнее солнце" (1956)
  • "Весна в Карпатах" (1957)
  • "Море" (1958)
  • "Весна под Киевом" (1961)
  • "Смерека" (1961)
  • "Морские эффекты", (1965)
  • "Яблоня" (1966)
  • Цикл "По ленинских местах за рубежом "(1966 - 1970)
  • "Женщина в саду" (1967), монотипия
  • "Обнаженная" (1968)
  • "Натюрморт" (1970), монотипия
  • "Пригород Днепродзержинска" (1971)
  • "Последний снег" (1972)
  • "Май" (1974)
  • "Гурзуф. Пристань "(1976)
  • "Флоренция. Река Арно"
  • "У окна" (1976)

Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам