Надо Знать

добавить знаний



Гносеология



План:


Введение

Гносеология, эпистемология когнитивная наука (от греч. γνώσις - "Знание" и λόγος - "учение, наука") - теория познания, раздел философии. Термин "гносеология" был введен и активно применялся в немецкой философии XVIII в.

Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология, как философская дисциплина анализирует не индивидуальные механизмы, действующие в психике, позволяющие тому или иному субъекту прийти определенного познавательного результата, а общие основания, которые дают возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей . Два основных направления в теории познания - материализм и идеализм.

Познание у Рене Декарта: Декарт критикует существующее познания. Он сомневается во всем, что к тому времени считалось безоговорочным знанием. Он считает, что ни данные ощущений, ни мышления не дают такого знания. Иллюзии чувств делают ненадежными показатели ощущений, ошибки суждений ставят под сомнение выводы разума. Поэтому необходимо начинать с общего, радикального сомнения. Однако, каким бы всеобъемлющим он ни был, есть в деятельности познания кое-что, что не подлежит никакому сомнению. Декарт не скептик и не агностик, его сомнение лишь предварительный прием, метод установления достоверной истины. Достоверным во всяком случае является то, что сомнение существует. Сомнение - акт мышления, я мыслю, значит я существую - лат. cogito ergo sum . Это знаменитое положение - основа, на которой может строиться все достоверное знание.

Познания в Артура Шопенгауэра развивается в двух формах: непосредственное (интуитивное) познания или отстраненное (рефлективное) познания (познание разума). Основным видом познания Шопенгауэр считает интуитивное: в конечном итоге весь мир рефлексии базируется, по его мнению, на интуиции. Шопенгауэр утверждает, что наука не столько деятельность познания, сколько деятельность, направленная на служение свободы. Цель науки в удовлетворении практических интересов, которые по своей сути всегда интересы свободы, слепого хотения. Совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли. Такое созерцание рассматривает вещи не в каком-то отношении, а как смысл, только проявляется в относительности, но сам ей не подчиняется.

Созерцательное познание, по мнению Шопенгаура, недоступно науке, так как она всегда звертаетья к интеллекта, который глубоко погружен в интересы свободы. Однако такое познание вполне доступно различным видам искусства.


1. Понятие вопрос гносеологии

  • Понятия:
  • Основной вопрос - познаваемый мир в принципе?
  • Ответа на этот вопрос дает:
    • оптимизм - мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
    • агностицизм - мир познаваем в принципе, человек не познает мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия.
    • скептицизм - мы познаем реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.

2. Основные принципы теории познания

Современная научная гносеология основывается на таких основоположениях. [1]


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам