Гомеровский вопрос

Гомер, Национальный археологический музея Неаполя

Гомеровский вопрос - совокупность проблем, связанных с выяснением возникновения гомеровских поэм, отношение к Гомера, их последующей формации и взаимоотношений. По выражению Кауэра, одного из лучших "гомеристив" начала 20 века, гомеровский вопрос составляет "проблему из проблем". Кратко суть "гомеровский вопрос" можно сформолюваты так:

  1. Существовал Гомер на самом деле, как конкретная историческая личность, или это вымышленный образ?
  2. Или "Иллиаду" и "Одиссею" создала один человек (автор), или эти эпосы складывались в разное время в различных эллинских землях, разными людьми спонтанно, а затем были собраны неким "редактором" (Гомером)?
  3. Ли поэмы возникли из разрозненных песен, собранных когда-то вместе, а выросли из каких-то единых "празерен"?

1. Гомер в античность

Критическое отношение к авторству Гомера возникло уже в античности на основе замеченных противоречий между некоторыми местами "Илиады" и приписываемой Гомеру поэмы "Киприи". Позже в сутки эллинизма, а именно александрийскую эпоху, "принцип противоречий? лег в основу критики Ксенофана и Гелланика, которые считали, что "Илиада" и "Одиссея" принадлежат двум разным поэтам, потому что иначе, по их мнению, невозможно было объяснить, например, то, что женой Гефеста в "Илиаде" была Харита, а в "Одиссее" - Афродита, или то, что в Нестора в "Илиаде" было 11 братьев, а в "Одиссее" - только два и т. д. Ксенофан и Гелланик относились к так называемым, "Хоризонт", т.е. "разделителей". Однако критические взгляды "Хоризонт? не укрепились, и верх получила мнение Аристарха, который считал, что обе поэмы принадлежат Гомеру: "Илиада" была написана поэтом в молодости, а "Одиссея" - в старости. Многочисленные противоречия в поэмах объяснялись таким образом забывчивостью поэта. Естественно поставить вопрос: что знали о Гомере сами греки. Имеются сведения о том, что в первой половине 6 века до н. е. афинский законодатель Солон постановил выполнять поэмы Гомера на празднике Панафиней в определенном порядке и во второй половине того же века тиран Писистрат созвал комиссию из четырех человек для записи поэм Гомера. Итак, уже в 6 веке до н. е. текст Гомера был вполне известен. Однако что это был за текст и которые поэмы здесь надо иметь в виду неизвестно. Всего в древнегреческой литературе существуют девять биографий Гомера, наполненных сказочным и фантастическим материалом, на основании которого очень трудно сделать определенные научные выводы. Даже в древние времена не существовало единого мнения относительно места рождения и времени жизни поэта, хотя преимущественно источники описывают его как уроженца Ионии, но города указываются самые. Различные греческие писатели относили его жизни к периоду от 12 до 6 века до н. е.

Общая и популярная мысль античности о Гомере сводилось к тому, что это был старый и слепой певец, который, вдохновляясь музой, вел бродячий образ жизни и сам составил известные нам поэмы, как и многие другие поэм.


2. Новое время

В таком положении вопрос оставался до 18 века, когда и возникает, по существу, "Гомеровский вопрос" с появлением в 1795 году знаменитого исследования немецкого филолога Фридриха Августа Вольфа "Prolegomena ad Homerum". Исходя из принципа противоречий и отмечая многочисленные слабые в композиционном отношении места поэмы, Вольф, выдвигая на первое место значение "доброй" редакции текста поэмы, стремился доказать, что: 1) "Илиада" и "Одиссея" не могли принадлежать одному поэту, но были плодом творчества многих певцов и поэтов, 2) объединение отдельных песен в две большие поэмы произошло много столетий после времени составления песен 3) сведением и редактированием песен были заняты мало выдающиеся личности, 4) окончательная редакция принадлежала редакторам при дворе афинского тирана Писистрата в 6 веке до н. е. С появлением критической труда Вольфа, не потеряла своего значения и по сей день, возник спор в кругу ученых, расколола филологов на два лагеря: "вольфианци" проводили взгляды Вольфа, а их противники, "унитарии", доказывали единоличную творчество Гомера.

После Вольфа протяжении 150 лет выдвигалось множество различных теорий относительно гомеровского вопроса, из которых ни одна не получила всеобщего признания. Прежде всего, филологи продолжали стоять на точке зрения авторской одноосибности поэм, понимая эту единоличность в самых смыслах. Была так называемая "теория малых песен", которая разбивала эпос Гомера на отдельные, мало связанные между собой песни, соединенные только впоследствии уже рукой какого-то писателя или редактора. Роль этого писателя или редактора тоже понималась бесконечно разнообразно, начиная от механического склеивания отдельных песен и заканчивая подведением отдельных песен под собственную творческую концепцию. Существовала и так называемая "теория зерна". Она признавала Гомером создание только одной небольшой поэмы и приписывала развитие и окончание поэм целому ряду других авторов. Этих авторов иногда насчитывали несколько десятков, базируясь на разного рода противоречиях в поэмах Гомера и считая, что противоречащие части поэм должны обязательно принадлежать разным авторам. Не раз возобновлялась также теория "абсолютной единоосибности", которая приписывала создание обеих или по крайней мере одной поэмы только одному автору, подобно создания такого же рода поэм в новое время.


3. Современное состояние

Только в некоторых принципиальных вопросах был достигнут относительной ясности, более-менее удовлетворяет ученых. Так например, в историческом отношении можно считать в целом решен в положительном смысле вопрос об отношении "возраста эпоса" к крито-микенской культуры, а следовательно и четко поставленный вопрос об исторической основе гомеровских поэм. Благодаря изучению немецкого и кельтской поэзии выяснилось и основное положение, что при решении проблемы об авторстве Гомера критика должна иметь в виду "одного поэта", однако не одного личного поэта, создателя "Илиады" и "Одиссеи", но поэта-творца того или иного эпического произведения малого объема, предшествовавшего "Илиаде". Необходимо иметь в виду также "автора" того или иного эпической части "Илиады", а также "автора" основного малого эпического произведения, составил ядро ​​"Илиады" (например, песню о Ахилла). При этом вопрос о гениальности автора должен решаться не в индивидуалистическом направлении, но в коллективистический: художественное единство "Илиады" и "Одиссеи" обусловлена, в первую очередь, не личным творческим стремлением одного поэта, но объясняется процессом развития эпической поэзии. Роль певцов сводилась скорее к передаче уже готовых произведений с некоторыми мелкими изменениями, которые вносились независимо от желания в процессе их воспроизведения.