Надо Знать

добавить знаний



Гончаров Иван Александрович


Ivan Goncharov.jpg

План:


Введение

Иван Александрович Гончаров (6 ( 18) июня 1812, Симбирск, ныне Ульяновск - 15 ( 27) сентября 1891, Санкт-Петербург) - русский писатель, член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности ( 1860).


1. Детство

Дом Гончаровых. Симбирск 1890

Иван Гончаров родился 6 ( 18) июня 1812 в Симбирске. Его отец, Александр Иванович (1754-1819), и мать - Авдотья Матвеевна (1785-1851) (в девичестве Шахторина) принадлежали к купеческом состояния. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с большим двором, садом, многочисленными постройками проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы свое детство и родной дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке "На родине": "Кладовые, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, село" . Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этом "деревне", стало бы первоначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразилось в его произведениях "Обыкновенная история", "Обломов" и "Обрыв".

Когда Гончарову было семь лет, умер его отец. В дальнейшей судьбе мальчика, в его духовном развитии немаловажную роль сыграл его крестный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. "Добрый моряк", - так благодарно называл Гончаров своего воспитателя, который, фактически, заменил ему отца родного. Писатель вспоминал:

Мать наша, благодарная ему за трудную часть взятых на себя забот о нашем воспитании, взяла на себя все заботы о его житье-бытье, о хозяйстве. Его слуги, повара, кучера слились с нашей дворней, под ее управлением - и мы жили одним общим двором. Вся материальная часть пала на долю матери, отличной, опытной, строгой хозяйки. Интеллектуальные заботы достались ему.

2. Образование

Гончаров в юности

Начальное образование Гончаров получил дома, под руководством Трегубова, потом в частном пансионате. В десять лет его отправили в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

Восемь лет провел Гончаров в училище. Эти годы были для него тяжелыми и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие Гончарова шло своим шляхом.Вин много читал. Его настоящим наставником стала отечественная литература. Гончаров вспоминал:

Первым прямым учителем в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере, был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, 15-16-летним юношам, приходилось читать довольствоваться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Хераскова, которого в школе выдавали за поэта.

Большим откровением для Гончарова и его товарищей стал Пушкин с его "Евгений Онегин", который выходил в свет отдельными разделами. Он рассказывал:

Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг и какие правды и поэзии, и вообще жизнь, притом современной, понятной, - хлынули из этого источника, и с каким блеском, в которых звуках!

Это почти молитвенное благоговение перед именем Пушкина Гончаров сохранил на всю жизнь.

Между тем учиться в училище стало совсем невмоготу. Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. Гончарову уже минуло восемнадцать. Пришло время задуматься о будущем. Еще в детстве возникла страсть к творчеству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, - все это укрепило в нем мысль завершить свое образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он стал студентом этого учебного заведения.

Три года, проведенные в Московском университете, стали важной вехой в биографии Гончарова. Это была пора напряженных раздумий - о жизни, о людях, о себе. Одновременно с Гончаровым в университете обучались Белинский, Герцен, Огарев, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливых молодых людей, которые впоследствии оставили след в истории русской литературы.


3. Жизнь после университета

Гончаров в молодости

Закончив летом 1834 года университет, Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, "свободным гражданином", перед которым открыты все пути в жизни. Прежде Иван решил посетить свои родные края, где его ждали мать, сестры, Трегубов. Симбирск, в котором с детства все было таким знакомым, поразил повзрослело Гончарова, прежде всего, тем, что ничто не изменилось. Все напоминало здесь огромное сонное село. Именно таким знал Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.

Еще до окончания университета Гончаров решил не возвращаться на постоянное житье в Симбирск. Его влекла перспектива напряженной духовной жизни в столицах ( Москва, Санкт-Петербург), общение с интересными людьми. Но была еще одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением творчеством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. Но не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Гончаров принял это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии пригодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске он поехал в Санкт-Петербург. Гончаров решил собственными руками, без чьей-либо помощи, строить будущее. По приезде в столицу он пошел работать в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранного переписки. Служба оказалась не слишком обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

В Петербурге Гончаров сблизился с семьей Майкова. В этой семье он вошел как учитель двух старших сыновей Николая Аполлоновича Майкова - Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Их дом был интересным культурным центром Петербурга. Почти ежедневно там собирались известные писатели, музыканты, живописцы. Позднее Гончаров заметил:

Дом Майкова кипел жизнью, людьми, которые приносили сюда неисчерпаемый смысл из сферы мысли, науки, искусства.

4. Начало творчества

Гончаров

Постепенно началась серьезная творчество писателя. Она формировалась под влиянием тех настроений, которые побудили молодого автора все ироничнее относиться к романтическому культу искусства, царивший в доме Майкова. 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. Это была важная пора в развитии русской литературы, как и в жизни российского общества в целом. Гончаров познакомился с Белинским, часто бывал у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году Гончаров читал критику к своему роману Обычная история. Общение с большим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. Гончаров и сам показал в одном из писем, какую роль для него сыграл Белинский:

Только когда Белинский регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и др.. Тогда и взгляд на этих героев пера ( Лермонтова и Гоголя) стал четким и строгим. Появилась сознательная критика ...

В своих "Заметках о личности Белинского" Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как "публициста, эстетического критика и трибуна, предвестника новых грядущих начал общественной жизни". Весной 1847 года на страницах "Современника" было опубликовано "Обыкновенную историю". В романе конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстал как существенная коллизия русской жизни. Гончаров назвал свой роман "Обыкновенная история", подчеркнув таким образом типичность процессов, отраженных в произведении.


5. Путешествие на фрегате "Паллада"

В середине XIX века. началось соперничество за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе Российской империи и Соединенных Штатов Америки (которые в ту пору принято было называть в России Северо-Американскими Соединенными Штатами, сокращенно - САСШ). Главным объектом российско-американского соперничества стала Япония, которая с 1639 года была закрыта для иностранцев. Прибытие иностранца на японскую землю каралось смертной казнью, и только для китайских и голландских кораблей с 1641 года было сделано небольшое исключение - им разрешалось заходить для торговли в порт Нагасаки. И России, и Америке очень хотелось привлечь Японию как рынок сбыта для своих товаров, и они почти одновременно направили свои военно-морские эскадры, чтобы заставить японцев открыть страну для захода соответственно российских и американских торговых кораблей. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, американской - коммодор Мэтью Перри. Российская экспедиция была снаряжена не только для установления политических и торговых отношений с Японией, но и для инспекции русских владений в Северной Америке - на Аляске.

Обе экспедиции были успешными - японцы подписали и с Соединенными Штатами Америки (1854 год), и с Россией (1855 год) торговые соглашения, но это было достигнуто различными способами. Коммодор Перри, который прибыл в Японию в 1853 году со своей эскадрой для демонстрации военной мощи Америки, попросту запугал японцев, угрожая расстрелять из пушек их столицу - город Эдо (ныне - г. Токио). Адмирал Путятин 10 августа 1853 прибыл в порт Нагасаки для проведения мирных переговоров, никаких прямых угроз не высказывал и добился для России позитивных результатов, а в 1855 году, через 2 года, закрепил налажены отношения в договоре.

В октябре 1852 год а Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарем адмирала Путятина. С первых же дней пребывания Гончаров вел путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги Фрегат" Паллада ""). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах, на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океана. Высадившись на берегу Охотского моря, Гончаров проехал сухим путем через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855.

Уже в апрельской книге Отечественных записок" за 1855 появился первый очерк о путешествии. Следующие фрагменты публиковались в "Морском сборнике" и в разных журналах в течение трех лет, а в 1858 год произведение вышел отдельным изданием. Цикл путевых очерков "Фрегат" Паллада "" ( 1855 - 1857) - своеобразный "дневник писателя". Книга сразу же стала большим литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знаком российскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века и такая книга была почти беспрецедентной.

Ю. М. Лотман в одной из последних своих статей, обращаясь к этому произведению, писал:

Гончаров не просто объективно изображает пространство, пересекающий фрегатом, осуществляя кругосветное путешествие из Петербурга до Владивостока, - он декларировал, что интерес к разнообразию культур, открытость "чужом" является реальной спецификой русского сознания. При этом впечатление повествователя, который наблюдает чужой для него мир, пересекается с впечатлениями других людей - например, матросов. Итак, пространство, в которое нас вводит автор, с одной стороны, меняется по мере того, как "Паллада" выполняет свой морской путь, и одновременно все время дается на пересечении точек зрения различных его наблюдателей. Так, Гончаров утверждает, что матрос, якиц пересекает на корабле почти весь земной шар, находится в "неизменном" малом пространстве палубы или каюты и в неизменном окружении не только тех же моряков, но даже той же корабельной собачки ... Пространство корабля на глобусе культуры как бы олицетворяет собой Россию с двойным разделением: на свет матросов и морских офицеров. Это пространство перемещается из мира западного в мир восточный, в обоих случаях сохраняя и свою специфику, и способность понимать внешнее пространство, не отгораживаясь от него. В это пространство включен еще и путешественника, который бы объединяет все пространства - он внутренне отождествлен с любым из них. Он словно дает точка зрения культуры. Специфика текста Гончарова состоит в том, что через подвижность географических точек зрения просвечивает постоянство авторской позиции. Моряк-путешественник одновременно находится в "своем" мире корабля и в "чужом" мире географического пространства. Соответственно он постоянно меняет свое положение по отношению к внутреннему пространству корабля. Таким образом, пространство задано одновременно в двух противоположных аспектах ...
Основной смысл пространственной модели "Фрегата Паллады" - в свержении романтической экзотики. Разрушение штампов в антитезе далекое / близкое, чужое / свое, экзотическое / бытовое создает образ общего совместного движения всех культурных пространств Земли от невежества к цивилизации. Отсюда экзотика часто оборачивается некультурностью, а цивилизация - жестоким бессердечием. Эти противопоставления, по мнению Гончарова, должны быть сняты единственной моделью, в которой динамика и прогресс положительно противостоят статике. Антитеза романтического Востока и лишенной поэзии" цивилизации, многократно повторяемая в литературе до Гончарова, заменяется противопоставлением застоя и развития [1].


6. Служба в качестве цензора

После путешествия Гончаров вернулся в департамент министерства финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить место цензора. Должность эта была кропотливая и тяжелая, но преимущество ее перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако в глазах многих новая должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензора как о тупого и жестокого гонителя свободной мысли глубоко укоренилось в прогрессивных слоях общества. Уже в Пушкина в "Послании к цензору" читаем:

О варвар! Кто из нас, владельцев русской лиры, / / ​​Не проклинал твоей губительной секиры?

Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться должности цензора и в начале 1860 года вышел в отставку. Кроме всего прочего, тяжелая и кропотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман "Обломов".


7. Расцвет творчества

Гончаров, нарисованный Иваном Крамским

В 1859 году в России впервые прозвучало слово "обломовщина". Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова еще и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего прогресса. Гончаров осуществил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Выход в свет "Обломова" и огромный успех его у читателей принесли Гончарову славу одного из величайших русских писателей. Он начал работу над новым произведением - романом "Обрыв". Однако надо было еще и зарабатывать деньги: оставив пост цензора, Гончаров жил "на вольных хлебах". В середине 1862 его пригласили на должность редактора недавно учрежденной газеты "Северная почта", которая была органом Министерства внутренних дел. Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Опять началась его цензорские деятельность, причем в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. Гончаров причинил много неприятностей "Современника" Некрасова и Писаревского "Русскому слову", он вел открытую войну против " нигилизм" , писал о "жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма ", т.е. активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867, когда он по собственной просьбе вышел в отставку, на пенсию.

Теперь можно было вновь энергично взяться за "Обрыв". К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а концу романа все еще не видел. Грядущая старость все более пугала писателя и отвлекала его от работы. Гончаров однажды сказал о "Обрыв": "это дитя моего сердца". Автор работал над ним целых двадцать лет. Иногда, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году Гончаров писал Тургеневу:

Вы спрашиваете, пишу: да нет, может быть, попытался бы, если бы не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, как жернов, висит у меня на шее и мешает повороту. Да и какое писание теперь в мои лета.

В другом месте Гончаров заметил, что, закончив третью часть "Обрыв", "хотел оставить вовсе роман, не дописывая". Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчет в том, произведение любого масштаба и художественного значения он создает. Ценой огромных усилий, преодолевая физические и моральные недуги, он доказал роман до конца. "Обрыв" завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определенный этап исторического развития России. Для первого из них типичный Александр Адуев, для второго - Обломов, для третьего - Райский. И все эти образы стали составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.


8. Последние годы жизни Ивана Гончарова

Гончаров

"Обрыв" стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень тяжело. Больной, одинокий, Гончаров часто подвергался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, "если старость не помешает", как писал он П. В. Анненкову. Но пришел к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени, и в его сознании. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственному признанию писателя, он понимал хуже, не хватало у него ни физических, ни моральных сил погрузиться в их изучение.

Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: "Литературный вечер", "Слуги старого века", "Поездка по Волге" , "По восточной Сибири", "Май месяц в Петербурге". Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить еще ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюд и, как "Миллион терзаний", "Заметки о личности Белинского", "Лучше поздно, чем никогда", давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он скончался от воспаление легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры1956 в перезахоронены, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некролог, опубликованном на страницах "Вестника Европы", отмечалось: "Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из ведущих мест в нашей литературе "


9. Память


10. Адреса в Санкт-Петербурге

  • 06.1837 - 10.1852 - доходный дом Шамшева - Литейный проспект, 52;
  • Конец 02.1855 - 1856 - дом Кожевникова - Невский проспект, 51;
  • 1857 - 15.09.1891 - дом М. М. Устинова - Моховая улица, 3.

11. Первые публикации важнейших произведений

  • "Обыкновенная история": журнал "Современник", 1847 г., третья и четвертая книги журнала (март и апрель). Первое отдельное издание - 1848
  • "Обломов": журнал "Отечественные записки", 1859 г., № 1-4.
  • "Обрыв": журнал "Вестник Европы", 1869 г., № 1-5. Первое отдельное издание - 1870

Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам