Надо Знать

добавить знаний



Гордин Яков



Яков Михайлович Гордин (англ. Jakow Гордин, 1 мая 1853 года, Миргород - 11 июня 1909 года, Нью-Йорк) - известный еврейский драматург, псевдонимы Яков Михайлович, Ян, Иван Колючий.

Родился в Миргороде Полтавской губернии (ныне - Полтавская область Украины). В 17 лет начал писать на русском языке в разных провинциальных газетах, позже - в петербургском журнале "Неделя", где поместил ряд рассказов из жизни сектантов-штундистов и из еврейского быта.

Гордин был под сильным влиянием религиозного учения Толстого. В 1880 им основан "духовно-библейское братство", что ставило себе целью реформировать еврейство на "толстовских" началах; преследуемое царским правительством за "вредный образ мыслей", "братство" это прекратило свое существование, а Гордин был вынужден уехать в Америку, где и отдался целиком еврейской драматургии.

Гордин - зачинатель и типичный представитель еврейской мещанской драмы, им написано более 70 пьес. В основном сюжеты его драм заимствованы из произведений иностранных и русских писателей: Грильпарцера, Лессинга, О. Мирбо, В. Гюго, Гауптмана, Степняка-Кравчинского, Толстого, Горького и других.

Эти сюжеты он перерабатывал, придавая им соответствующую еврейскую форму. Даже наиболее оригинальные его пьесы написаны под сильным влиянием европейской драмы. Тема Гордина - еврейская семья. Но свою тему он трактует поверхностно, вне тесной связи с развитием еврейской общественности. В 1890-х, в связи с развитием еврейского рабочего движения, традиционная еврейская семья уже давала большие трещины: острые конфликты между "отцами и детьми", стремление еврейской молодежи к общественности, еврейской женщины - к эмансипации - все это свидетельствовало о нарастания социальных потенций внутри семьи.

Гордин не отражал их. Еврейская семья для него - лишь комплекс бытовых деталей, она чужая в него социальной динамики, и статика ее крайне односторонняя. Наиболее "актуальное" в семье Гордина - это сентиментально-рассудочная проповедь просветительства и мелкобуржуазной морали. Общая канва его семейной драмы - обывательский брак, большей частью неудачный.

Мелодраматический изображаются брачные перипетии" в атмосфере мелкобуржуазного застоя. Гордин попутно воспроизводил типы невежественных раввинов или добродетельно-глупых духовных лиц, ешиботников, меламедов, честных сапожников, портных умных, сентиментальных прислуги, испорченных "барышень", жестоко-грубых или добродетельных купцов и других. В своих пьесах Гордин культивировал искусство народной "поговорки", "красного словца" или народной шутки; юмором этой поговорки и исчерпывается жизненность его драм. О театральной техники Гордин применял обычные приемы ранних драматургов-натуралистов, достигая значительной сценичности.

Гордин сыграл большую роль в истории еврейской драмы и театра: он вытеснил из еврейского репертуара господствовавший до него лубочный жанр исторических оперетт". Эти оперетты писались на испорченном еврейском языке (с примесью множества немецких слов) Гордин очистил еврейскую пьесу от этих наносных слов и ввел в нее живой разговорный еврейский язык, простой и легкий, он поднял авторитет еврейского театра, привлек к нему внимание широких еврейских масс и интеллигенции.

На русской сцене особенно большим успехом в свое время пользовалась его пьеса "За океаном"; также часто относились - "Мирра Эфрос", "Хася сирота" и другие. Пьесы Я. Гордина стали основой для первых еврейских фильмов, снятых на первых еврейских киностудиях, созданных М. Товбин.


Библиография

  • На еврейском языке -. Избранные драмы в 2 тт, N.-Y., 1911
  • Сборник пьес, перевод на русский язык в издательстве "Театр и искусство", СПб., 1910.
  • Lexicon Рейзина, Вильно, 1926

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам