Надо Знать![]() | ВведениеЛешек Дезидерий Владислав Городецкий ( пол. Leszek Dezydery Władysław Horodecki , * 23 мая 1863, с. Шолудьки, Немировский район, Винницкая область - ? 3 января 1930, Иран) - польский архитектор, предприниматель, меценат. Автор дома с химерами и Собора святого Николая в Киеве. Прозванный "киевским Гауди" [1]. 1. БиографияЛешек Городецкий родился в мае 1863 года в семье Владислава Городецкого - старшего, в селе Шолудьки Подольской губернии Российской империи. Род Городецких принадлежал к католической шляхты герба Корниц [2] [3]. Антоний Городецкий, прадед Александра Виктора Городецкого, деда будущего архитектора, был помещиком земель в Петрашивки и Дубинова на Подолье в 1782 году [4]. После окончания реального училища Святого Павла в Одессе и Императорской академии художеств в Петербузи ( 1890) Городецкий переехал в Киев, где жил и плодотворно работал в течение почти 30 лет. 1.1. Жизнь в эмиграции1920 - Городецкий эмигрировал в Польше, где возглавил проекторське бюро американской фирмы "Генри Улен и К ?" (инвестиции в развитие разрушенного войной городского хозяйства). По его чертежам построили водонапорную башню и торговые ряды в Петркове-Трибунальском, мясокомбинат в Люблине, баню в Згежу (Zgierz) и дом казино в Отвоцьку. 1928 - та же американская компания пригласила Городецкого на работу в Персии ( Иран) на должность главного архитектора "Синдиката по сооружению персидских железных дорог ". О его деятельности в Иране существует много противоречивой и документально не подтвержденной информации (якобы в Тегеране построил железнодорожный вокзал, дворец для шаха, спроектировал гостиницу и т.п.). Действительно, дворец "Шамс" (входит в архитектурный комплекс Саьад-Абад в Тегеране), построенный на заказ шаха Резы Пехлеви (по разным источникам, 1925 - 1929 или 1936 - 1940), поразительно подобен постройки бани в Згежу, построенной по проекту В. Городецкого где-то в 1926-1927 гг Но документальные подтверждения авторства экс-киевлянина отсутствуют. По некоторым предположениям, В.Городецкий может быть автором проекта гостиницы в местечке Гачсар на севере Ирана. Железнодорожный вокзал Тегерана, строительство которого некоторые исследователи ошибочно приписывает Городецкому, действительно спроектирован Бегзадом Тагерзаде. Имя этого иранского архитектора вернул из небытия на основе достоверных источников i документов исследователь современной иранской архитектуры Виктор Даниэль в своей книге "Тагерзаде Бегзад". Возможно, Городецкий спроектировал какой-то другой вокзал в Иране, но документальных свидетельств пока нет. В.Городецкий похоронен на римо-католическом кладбище Долаб в Тегеране. На сером камне высечены польском языке эпитафию со словами: "Профессор архитектуры. Пусть чужая земля ему будет легкой" ("Niech mu obca ziemia będzie lekka") " [5]. А улица в центре Киева, которую он проектировал, на которой стоят построенные по его чертежам дома, где он жил, названо именем архитектора Городецкого. 2. Архитектурная деятельность![]() Еврейская гимназия Городецкого в городе Черкассы В Украине В.Городецкий построил более 30 зданий. Дом Национального художественного музея Украины, по улице Грушевского, 6, сведены в 1897 - 1899 с применением в центральном портале колонн классического древнегреческого дорического ордера, а горельеф в фронтоне изображает аллегорию торжества искусств. Пара величественных львов стерегут этот храм прекрасного. Храм выполнен в достаточно классической манере, если бы не то, что построено его с бетона. Дело в том, что Городецкий был владельцем цементного завода "Тон" под Киевом и ?ради рекламы? возводил большинство заказов исключительно из своего бетона. Поэтому здание музея, спроектированный с соблюдением всех пропорций и канонов классической архитектуры, все же является уникальным в своем роде. Костел Святого Николая, по улице Большой Васильковской, 75, построен в рафинированных формах готики - с двумя остроконечными башнями, традиционными для стиля круглыми окнами - "розой", с насыщенным лепным декором. Относительно костела, можно заметить, что в разных источниках сообщается о двух разных архитекторов храма. В одних источниках утверждают о том, что храм возводил именно Городецкий, в других - его архитектором был Валовского, а Городецкий лишь руководил собственно строительством. Как бы там ни было, но храм действительно поражает своим великолепием и подлинностью - родством со своими средневековыми западноевропейскими братьями. Караимская кенаса, по улице Ярославов Вал, 7, построен 1900 года в тщательно украшенных формах и деталях мавританского стиля. К сожалению, во время реконструкции купол был уничтожен. Привлекают внимание монументальные фасады прежней мебельной фабрики Й.Кимаера, по ул. Архитектора Городецкого, 13, и бывшего доходного дома, по улице Большой Васильковской, 25, построенных по проектам Городецкого. Зато практическая целесообразность и простота форм присутствуют в корпусах прежнего Южнорусского машиностроительного завода по улице Жилянской, 101, построенных полностью по проекту Городецкого в 1890-х годах. Строил Городецкий также здания Введенской канализационной насосной станции на Подоле (старая станция: 1894 и новая станция: 1912 года) и строил цементный завод "Фор". Также Городецкий построил в упрощенных формах (1908 год) производственные помещения пивзавода Марри. Но наибольшую славу принесло Городецкому самое оригинальное сооружение ХХ века в Киеве - собственный доходный дом, построенный им по улице Банковой, 10 в стиле модерн в 1901 - 1903 годах. Расположен на крутом склоне и потому - в три этажа с улицы и на шесть - из двора, раскрытый на все четыре стороны разными асимметричными фасадами, дом Городецкого поражает воображение каждого, кто его видит. Рационально распланированный, технически совершенный дом украшен извне и изнутри множеством скульптурных украшений. Их выполнил талантливый итальянский скульптор и близкий друг архитектора - Элио Саля ( 1864 - 1920), соавтор всех архитектурных произведений Городецкого в Киеве. Новация заключалась в том, что все украшения изготовлены из цемента - передового материала столетия, и в том, что скульптор проходил уже по готовому произведению карбом, оставляя авторскую руку, предоставляя поверхности виду натурального камня. Настоящий зоопарк украсил фасады дома на Банковой: председатели слонов и носорогов, ящерицы и лягушки, питон и крокодил, пантера и орлы, наконец огромные цветки кувшинки, сказочные рыбы, косули и девушки в тщательно и остроумно продуманных и не менее искусно выполненных композициях создали незабываемый фантастический образ дома-сказки. Владислав Городецкий строил гимназии в Умани и Черкассах, в Мошнах - больницу, в Шпикове - сахарный завод, в Пещере - мавзолей Потоцких, в Евпатории - собственную виллу и тому подобное. 3. Образ в литературе
Примечания
5. Источник
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |