Надо Знать![]() | ГосударствоПлан:
Источники ВведениеГосударство - формальный институт, который является формой организации политического сообщества под управлением правительства [1]; субъект политики, ядро политической системы. Часто обращаются к понятию "Суверенное государство" - тип государства, который характеризуется суверенитетом, олицетворяет в себе суверенитет национальностей и народа. Суверенное государство - особая политико-территориальная организация, обладающая суверенитетом специального аппарата управления и принуждения и способна предоставлять своим поведением общеобязательного характера. 1. Понятие "государство"Понятие государство можно понимать как систему официальных органов, осуществляющих руководство обществом. 1) Государство (за Котюком И.) - осуществляемый с помощью официальных органов политико-территориальное способ организации публичной власти, призванный руководить общественными процессами, путем предоставления своим поведением общеобязательного характера и возможностью реализации этих повелений через принуждение. 2) Государство - это 1) совокупность людей, территории, на которой они проживают, и суверенной в пределах данной территории власти, 2) организация политической власти, главный институт политической системы общества, направляет и организует с помощью правовых норм совместной деятельности людей и социальных групп, защищает права и интересы граждан. ( Юридическая энциклопедия) ' Сущность государства - это внутреннее содержание ее деятельности, который выражает единство общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство, вместе с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи (общие дела), без которых не может функционировать ни одно общество. Это - средства связи и транспорта, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие. Два аспекта сущности государства определились с момента ее возникновения:
Преимущество общесоциального аспекта сущности государства произошло благодаря снижению доли его классового содержания как определенного результата развития гражданского общества, утверждения прав и свобод личности. В современных цивилизованных государствах не стало четко выраженных классов, социальные противоречия потеряли антагонистический характер, возрос общий жизненный уровень населения. Содержание деятельности государства приобрел новые качества:
Такое государство в современных западных теориях трактуется как надклассовая, представляющий интересы всех слоев общества. Она называется социальным правовым государством, государством социальной демократии. Сущность и этого государства не лишена классового аспекта, однако он не столь выражен, как в эксплуататорских государствах - рабовладельческих, феодальных, буржуазных. Более того, в современных государствах (вследствие потери антагонистического характера классовых противоречий) эти аспекты вовсе не обязательно противоположны друг другу. Социальная правовое государство предполагает наличие гражданского общества, где гражданин - субъект права - является свободной, автономной личностью. 2. Функции государстваФункции государства - это роль, которую она выполняет в отношении общества, это основные направления его деятельности. В функциях государства выражается его сущность и назначение. Конкретные функции государства, а их достаточно много, целесообразно рассматривать через их классификацию на виды. В общем, функции государства можно разделить на следующие группы: 2.1. По социальному значению- На основные и неосновные. Основные функции - общие и важные комплексные направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед ней в конкретный исторический период. К ним относят функции: обороны, поддержания внешних отношений, охраны правопорядка, регулирования экономики, обеспечения экологической безопасности, поддержание и развитие культуры, обеспечения образования населения и др.. Второстепенные функции - направления деятельности государства по осуществлению конкретных задач во второстепенных сферах общественной жизни. К ним относятся: управление персоналом, материально-техническое обеспечение и управление государственным имуществом, правосудия и юридические функции, сбор и распространение необходимой для управления информации и т.п.. 2.2. В зависимости от территориальной направленности- Внутренние и внешние. Внутренние функции - такие направления деятельности государства, в которых конкретизируется внутренняя политика в отношении экономических, идеологических, экологических, культурных и других аспектов жизни общества. К таким относят функции: регулирование экономики, поддержание и развитие культуры, охрану и защиту всех форм собственности, социальная защита населения, обеспечения экологической безопасности, охране правопорядка и др.. Внешние функции - основные направления деятельности государства за ее пределами во взаимоотношениях с другими государствами, мировым общественными организациями и мировым сообществом в целом. Функциями являются: организация сотрудничества с другими субъектами международных отношений, защита государственного суверенитета, поддержание мира в регионе, культурный и образовательный обмен и т.д.. 2.3. По времени осуществления- Постоянные и временные. Постоянные функции - направления деятельности государства, которые осуществляются на всех этапах ее развития. Большинство осуществляемых государством функций являются постоянными Временные функции - направления деятельности государства, обусловленные конкретным этапом исторического развития общества. Примером временных могут быть функции стабилизации экономики в переходный период, преодоления последствий аварии на ЧАЭС или наводнения в Закарпатье 2.4. По сферам общественной жизни- Гуманитарные, экономические и политические. По принципу разделения властей - Законодательные, управленческие (исполнительные), судебные. Гуманитарные функции: обеспечение, охрана и защита основных прав человека, охрана природной среды, охрана и восстановление здоровья; социальное обеспечение; образование, воспитание, развитие культуры и т.д.. В международной сфере - участие в международном обеспечении и защите прав человека, помощь населению других стран (в случае стихийного бедствия, кризисных ситуаций и т.д.), участие в защите природной среды (экологическая функция), участие в международном культурном сотрудничестве. Экономические функции: создание условий для развития производства на основе равноправного признания и защиты различных форм собственности на средства производства; программирование и организация производства на государственных предприятиях, распоряжения объектами государственной собственности, организация и стимулирование научных исследований. В международной сфере - участие в создании мировой экономической системы на основе международного разделения и интеграции производства и труда, участие в решении хозяйственных и научных проблем (энергетической, использования Мирового океана, исследований и освоения космоса и др.). Политические функции: создание демократических условий, институтов для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп общества, в частности для деятельности различных политических партий и других общественных объединений ("демократизаторский" функция) обеспечение условий для сохранения и развития национальной самобытности коренного и всех других наций, проживающих на территории, охрана и защита государственно-конституционного строя, законности и правопорядка. В международной сфере в политических функций относится организация, поддержка и развитие межгосударственных договорных отношений на основе общепризнанных принципов международного права оборона своей страны от внешнего нападения, аннексии, участие в обеспечении ненасильственного мира во всех регионах планеты, участие в борьбе с нарушениями международного правопорядка (в том числе с использованием военных средств). 3. Теории происхождения государстваВ современной юридической науке различают теории возникновения государства, теории, объясняющие сущность и социальные функции государства. Разновидностями теорий, объясняющих возникновение государства и права являются: 3.1. Теологическая теорияОдним из ее представителей был Фома Аквинский (1225-1274). Его учение построено на иерархии форм - от Бога - чистого разума - к духовному и материальному миру. Провозглашение происхождения государства от Бога обосновывает ее вечность и незыблемость, оправдывает наиболее реакционные государства, подчеркивает мысль о том, что любое посягательство на государство обречено на неудачу, поскольку власть вложена в руки правителя Богом и призвана защищать благо всех. 3.2. Патриархальная теорияСущность ее заключается в утверждении, что государство происходит от семьи и является результатом исторического развития и разрастания семьи, а следовательно абсолютная власть монарха - это продолжение отцовской власти. Основными представителями названной теории является Аристотель, Р. Фильмер, Н. Михайловский и др.. Например, Роберт Фильмер в своем произведении "Патриархия или естественная власть короля" утверждает, что абсолютная власть монарха берет свое начало непосредственно от Адама. Государство вырастает из семьи, а власть монарха через Адама передана богом и неподвластная никаким человеческим законам. С позиции Аристотеля в основе возникновения государства лежит политическое общение. С разрастания патриархальной семьи появляются административно-территориальные единицы (села, поселка, города), население которых, общаясь, образуют такую политическую организацию общества, как государство. 3.3. Договорная теорияОна объясняет возникновение государства в результате объединения людей на основе добровольного согласия (договора) о том, что одни будут управлять, а другие выполнять их управленческие решения. Представителями этой теории были Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.. 3.4. Психологическая теорияПо этой теории государство возникло благодаря особым свойствам психики людей. Вроде человеческой психике присуща потребность повиновения, подражания, осознание зависимости от выдающейся личности. Народ является инертной массой и не способен принимать решения, а потому требует постоянного руководства. Представителем этой теории был Л. Петражицкий (1867-1931). 3.5. Теория насилияПо этой теории государство возникло как результат завоевания одних племен другими, порабощения одного народа другим. По мнению сторонников теории, государство является той силой, которую образуют захватчики для удержания в повиновении завоеванных народов и укрепления власти победителей. Представителями теории были Гумплович, К. Каутский, Дюринг и другие. 3.6. Органическая теорияЕе обосновывал английский философ Г. Спенсер (1820-1903). Он проводил аналогию между государством и биологическим организмом. По мнению Спенсера, государство, подобно биологическому организму, рождается, растет, мужает, стареет и погибает. Как и биологический организм государство политическое тело: руки, ноги, голову, органы, которые выполняют соответствующие функции. 3.7. Теория технократизмаГосударство возникает как необходимый результат общения человека с техникой. 3.8. Историко-материалистическая теорияСущность этой теории заключается в том, что государство возникает как результат развития и упадка первобытного строя, развития способа производства, что и определяет социальные изменения в обществе. Эта теория включает в себя два подхода:
4. Государственный стройГосударственный строй имеет три составляющие: 5. Типы государствСм.. также
Примечания
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |