Го (игра)

Доска го и камни

Го ( кит. 围棋,围棋, вейцзи; кор. 바둑 падук; яп. 囲碁, иго) - древняя китайская стратегическая настольная игра для двух игроков, распространена в странах Восточной Азии и, в меньшей степени, во всем мире. Игра появилась в Китае более 2 тысяч лет назад.

Профессионально в го играют несколько тысяч игроков, организованных в профессиональные лиги, которые существуют в Японии, Китае, Южной Корее и на Тайване. На любительском уровне в го играют миллионы игроков в Азии и во всем мире.

В Японии, где игра получила наибольшее развитие в течение последних столетий, она является частью традиционной культуры и воспринимается как игра самураев. Именно из Японии игра распространилась на Запад во второй половине 20 века.

Корейский игрок Ли Чангхо, которого часто называют лучшим игроком в мире конца 20-го - начале 21 веков, против российского игрока Александра Динерштейн, семикратного чемпиона Европы, одного из немногих западных игроков, которые сумели получить статус профессионала.

1. Обзор игры

Играют в го, ставя поочередно черные и белые камни на доску с решеткой горизонтальных и вертикальных линий. Цель игры - захватить как можно большую территорию на доске камнями своего цвета, не позволяя противнику окружить свои камни. Несмотря на простые правила, стратегия игры может быть очень сложной. Профессиональные игроки годы отшлифовывают свое мастерство. Считается, что в стратегическом плане го сложнее шахматы.

Обычно го классифицируют как абстрактную настольную игру. Однако аналогия между го и военной битвой очевидна. В произведении китайской классической литературы "Искусство войны", например, иногда обращаются к стратегии го. Настоящие войны заканчиваются подписанием мирного соглашения. Партия го заканчивается, когда оба игрока соглашаются, что игру закончено. Только после этого подсчитывают очки.


2. История

Одна из шести картин цикла "Четыре благородные свершения" Кано Эйтоку, на которой изображен человек, играющих в го

Родина игры - Китай. Первые упоминания о го встречаются в анналах "Цзо чжуань", где описываются события 548 года до н. е. [1] За исключением размеров доски и начальной позиции, правила не менялись со времен появления игры до сих пор, что делает го еще и старейшей настольной игрой.

По легенде декабря придумал китайский император Яо (2337 - 2258 до н. н.э.), чтобы научить своего сына дисциплины, концентрации и уравновешенности. Другая версия утверждает, что Древнекитайские генералы использовали бумагу и камни чтобы обозначать позиции войск. Существует также мнение, что го отражает борьбу с паводком.

Сначала в игру играли на доске 17 ? 17. Доска 19 ? 19 стала стандартом в период династии Тан. В Древнем Китае го считалась игрой аристократов, тогда как сянци - игрой народа. Умение играть в го был одним из четырех благородных искусств, должен был овладеть благородный человек цзюньцзы. Другие благородные искусства - каллиграфия, рисование и игра на музыкальном инструменте [2].


2.1. Корея и Япония

Вейцзи пришло в Корею примерно между 5 и 7 веком, и стало популярным среди высших слоев. В Корее игра получила название бадук. До 16 века развился разновидность игры под названием сунчжан бадук, который стал основным к концу 19 века [3] [4].

Корейские игроки в традиционной одежде на фотографии 1910-х годов.

В Японию игра пришла в 7 веке. Она получила название иго или го. В 8 веке она стала популярной при дворе императора [5], а до 13 века распространилась в народе [6].

В 1603 Токугава Иэясу назначил лучшего игрока, буддийского монаха Никкая (Кано Йосабуро) министром го - годокоро [7]. Никкай принял имя Хоньимбо Санса и основал школу Хоньимбо [7]. Наряду с первой школой возникли еще три основных школы: Ясуи, Иноуэ и Хайяси, образовав систему четырех домов [7]. Го было признано государством и получало государственные субсидии, что способствовало развитию мастерства игроков. В эту эпоху была установлена ​​система квалификации игроков - данов и кю [8]. Ежегодно лучшие игроки четырех школ играли между собой так называемые дворцовые игры, по которым наблюдал весь двор, включая сегуном [9].

Система четырех школ и государственного финансирования го просуществовала в Японии до Реставрации Мэйдзи. После революции дворцовые игры прекратились, государственная поддержка уменьшилась, однако го получило новый источник финансирования от газет, которые стали спонсировать турниры профессионалов. Профессиональная организация игроков го Нихон киин была образована в 1924. В 1950 образовалась альтернативная организация Кансай Киин, в который объединил игроков Осаки и прилегающего западного региона.


2.2. Го на Западе

Несмотря на большую популярность на Дальнем Востоке, в Европе игра появилась поздно. Первую книгу о м написал в 19 веке немецкий ученый Оскар Коршельт [10]. В первой половине 20 века го стало известно в Германии и Австро-Венгрии. В США декабря привез Эдвард Ласкер.

В Советском Союзе игра стала известной после публикации ряда статей в журнале "Наука и жизнь" в 1975. В частности, эта публикация способствовала образованию клубов игры в Украине.

Во второй половине 20 века го развивается в Европе и Америках на любительском уровне, имея не очень большую, но устойчивую популярность. Лучшие западные игроки го достигли уровня мастерства, достаточного для получения статуса профессионального игрока в одной из профессиональных организаций Азии. Многие из них изучали игру в Японии или Корее. Однако, западные игроки все еще уступают лучшим профессионалам.


3. Правила

Играют на доске с решеткой горизонтальных и вертикальных линий. Камни выставляются на перекресток линий. В классическом варианте игра проводится на доске 19х19, для обучения и тренировки используют меньшие доски: 13х13 и 9х9.

Игра начинается на пустой доске. Начинают черные. Далее противники поочередно выставляют камни на незанятые перекрестка. Выставленный на доску камень не движется, однако может быть снят с доски (захвачен в плен).

Камень или группа камней снимаются с доски, когда все соседние с ними перекресток по горизонтали и по вертикали ( даме) оккупированные камнями другого цвета.

Самоубийственный ход запрещено, если при этом с доски не снимаются камни противника.

Запрещено повторять позицию, в связи с чем существует правило ко.

Поскольку черные, которые начинают первыми, имеют преимущество, то при игре на равных устанавливается компенсация - коми. Части коми составляет 6,5 очка.

Игра заканчивается тогда, когда оба игрока соглашаются, что дальнейшие ходы никак не изменят соотношения сил на доске. Формально игроки объявляют, что подходят, то есть отказываются от права ходу. После того, как пас состоялся три раза, игра заканчивается, и игроки приступают к подсчету очков.

В го используется особый контроль времени, который называют бьойоми, что в переводе с японской означает отсчет секунд. Его отличие от контроля, например, в шахматах, в том, что игроку после окончания основного времени, отведенного на партию, предоставляется дополнительное время на выполнение одного или нескольких ходов, предотвращает возможное злоупотребление со стороны противника.

Несмотря на простоту основных правил, существуют сложности в интерпретации определенных игровых ситуаций, которые, впрочем, почти не встречаются в реальной игре. В связи с этими сложностями существует несколько различных систем правил, принятых в различных профессиональных лигах и на любительских соревнованиях. Поиск системы правил, которые можно было бы утвердить как общепринятые, продолжается. Две основные системы правил: китайский и японский. В Корее используется система правил, близка к японской. Существуют также правила Инга, разработаны тайваньским меценатом Ин чанка, фонд которого является спонсором ряда международных турниров, проводимых по этим правилам.


4. Подсчет

Существует несколько систем подсчета, в зависимости от правил, установленных на турнире, или по которым согласились играть игроки.

  • По китайским правилам игрок получает по одному очку за каждый камень, который стоит на доске, и за каждый пункт территории. Пленные камни не учитываются. Перед подсчетом игроки должны согласиться, состоящие из камней мертвые, и снять их с доски. Легче подсчет проводить, заполнив свою территорию камнями, чтобы потом подсчитать общее количество.
  • По японским правилам игрок получает по одному очку за каждый пункт территории и за каждый пленный камень противника. Количество камней на доске не учитывается. При японском подсчета территории обычно выравниваются до прямоугольников. Пленные камни предварительно выставляются на территорию противника.
  • По правилам Инга игра ведется с применением специального комплекта камней, в котором помещается ровно 180 белых и 181 черных камней, в чем игроки убеждаются перед началом партии. При окончании игры, после снятия мертвых камней, каждый из игроков выставляет камни в свою территорию. Выигрывает тот, у кого камней для заполнения территории не хватило.

Разные системы подсчета иногда могут давать результат, который будет отличаться на одно очко.


4.1. Форова игра

Традиционное расположение Форова камней

В случае, когда играют противники разного уровня, то для уравнивания сил можно играть с форой. Игра на форе считается тренировочной и чаще происходит между учителем и учеником. При игре с форой слабее из противников берет черные, и перед началом игры выставляет определенное количество своих камней на доску в специальные Форова пункта. Наименьшая фора отвечает просто игре черными без компенсации за право первого хода (коми). Размещение Форова камней может быть фиксированным или произвольным. Японские правила требуют фиксированного размещения Форова камней. Они помещаются в пунктах Хоси (выделенных на гобане точками) - пересечениях четвертых и десятых вертикалей и горизонталей доски, считая от каждого угла. Правила задают расположение для 2-9 камней форы - для большего количества камней специальных правил нет, потому что через чрезмерное разницу в силе игроков турнирные партии с таким большим форой не проводятся. Как правило, камни размещаются так:

Камней форы Размещение
1 Черные ходят первые, игра без коми
2 Черные камни ставятся в Хоси верхнего правого и нижнего левого углов
3 Добавляют камень в Хоси нижнего правого угла
4 Черные занимают все угловые Хоси
5 Добавляется камень в центр
6 Камни в Хоси углов и левой и правой сторон
7 Добавляется камень в центр
8 Черные занимают все точки Хоси, кроме центра
9 Все точки Хоси

5. Деление цветов

В равной партии цвет выбирают с помощью традиционной процедуры нигири. Один из игроков (обычно - старший по возрасту или по состоянию, в турнире может выбираться жребию) берет в руку несколько белых камней, а второй - один черный камень, если считает, что противник взял нечетное число камней, или два черных камня в противном случае . Взятые камни одновременно выкладываются на гобане. Если второй игрок угадал четность числа белых камней, он играет черными, если нет - белыми (используется также вариант: если второй игрок угадал, он выбирает цвет, если не угадал - цвет выбирает первый).

В официальных турнирах цвет камней может быть распределен между игроками при составлении графика турнира, чтобы каждый сыграл по возможности равное число партий черными и белыми.

При игре сознательно сильного соперника с заведомо более слабым традиция предписывает сильнейшему играть белыми. Если разница в силах велика, игра может идти без коми, с обратным коми или с форой.

В игре "команда на команду" (если игроки команд играют попарно по разным досками) нигири делается только на первой доске, вторая и все парных досок имеют обратные к первой цвета, а третья и остальные нечетным - такие же.


6. Развитие партии

Go ul.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go u.svg Go ur.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go w.svg Go w.svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go w.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go -. Svg Go. Svg Go. Svg Go w.svg Go b.svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go w.svg Go w.svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go w.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go w.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go w.svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go w.svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go w.svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go -. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go b.svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go w.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go w.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go b.svg Go -. Svg Go. Svg Go w.svg Go w.svg Go w.svg Go. Svg Go -. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go -. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go b.svg Go w.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go w.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go b.svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go l.svg Go. Svg Go w.svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go. Svg Go r.svg
Go dl.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go d.svg Go dr.svg

Первая игра финала Кубка LG 2002 между Чо Мунхуном (белые) и Ли Седолом (черные) в конце фусеки. Белые получили потенциальную территориальное преимущество, тогда как черные получили значительное влияние на центр.


Партию в го условно разделяют на три стадии: начальную ( фусеки), середину игры (Чубана) и конец игры ( йосе).

Задача игрока в фусеки удачно расположить свои камни, чтобы получить преимущество в следующих баталиях. Игра начинается на пустой доске. Игрок должен расставлять начальные камни таким образом, чтобы добиться баланса между очерченной камнями территорией и влиянием камней на крупнейшие области доски. Если игрок расставлять камни в фусеки слишком тесно, то его потенциальная территория будет крепче, но он может отстать в развитии и проиграть в следующих баталиях. Если расставлять камни слишком просторно, то они плохо взаимодействовать между собой и могут не удержать территорию. Учитывая большой размер доски и большой выбор начальных ходов го не существует устоявшихся дебютов, как, например, в шахматах. Известны только общие схемы развития.

Особое значение при розыгрыше фусеки имеют определенные стандартные формы: джосеки, которые, как считается, дают локально равный результат для обоих игроков. Однако при выборе джосеки игрок должен учитывать ситуацию на всей доске, и решать, играть ему в данном месте на территорию или на воздействие.

Средняя часть игры является решающим. Многие партии завершаются уже в ней, поскольку преимущество одного из игроков становится очевидной, и его противник кажется. В середине игры определяющим является точный расчет вариантов и умение бороться.

Конечная стадия игры, йосе, наступает тогда, когда становится известным статус групп и территорий, то есть доска в основном поделена. В йосе игроки завершают оформление территорий, тщательно подсчитывая ценность каждого хода. Умение играть йосе является решающим при равном развития партии, когда окончательный результат является выигрышем или проигрышем на несколько камней.


6.1. Стратегические принципы

Важными принципами в игре есть понятие Сенте и гос, что означают сохранение или потерю инициативы одним из противников. Сенте называют ход, на который противник должен ответить. Хотя достижение игрока при таком обмене ходами может быть небольшим, и он сохраняет за собой право хода и может продолжать внедрение в жизнь своей стратегии. Для того, чтобы ход был Сент, он должен нести в себе угрозу еще больших потерь для противника. Гете, соответственно, является ходом, теряет инициативу, то есть последнее локально значимым ходом. Последовательность ходов, которая заканчивается гос, играют тогда, когда она дает большие достижения. Конечно, игрок может попытаться перехватить инициативу и не ответить на ход, его противник считает сент. Используя терминологию го, это называется сыграть тенуки. В таком случае может случиться значительный обмен территориями между противниками, в терминах игры - фурикавари.

Для успешной игры в го необходимо уметь находить баланс между территориальными завоеваниями и влиянием камней. В этом отношении игроки делятся на тех, кто любит территорию, и тех, кто любит играть на воздействие. При игре на воздействие игрок концентрирует свое внимание на том, чтобы ограничить территорию противника, изолировать его камни в отдельные группы так, чтобы они не участвовали в дальнейшей борьбе. В результате часто образуются очень большие пространства, окруженные камнями одного цвета - мойо. Цель такой стратегии - заставить противника вторгнуться в мойо, хотя там его камни не чувствуют поддержки других камней. Тогда игрок, который играет на воздействие, использует атаку на такой десант в свои тылы для построения собственной территории.

При игре на влияние важную роль играет понятие плотности (ацуми) - такого построения камней, в которой нет слабостей, которые можно было бы использовать в тактической борьбе.

Другим принципом, на котором во многом основывается как стратегия, так и тактика игры, является принцип Миай. Миай - это такая ситуация, когда игрок видит два удовлетворительные варианты развития событий - если противник сыграет сюда, я отказа так, а если - сюда, то вот-так. Поскольку оба варианта дают удовлетворительный результат, ценность хода в данном месте падает, и можно переместить внимание местах.


6.2. Тактика

Важнейшим учитывая результат игры является вопрос о жизни и смерти групп камней. Обычно, возможность окружить и в конце концов покорить камни противника дает игроку большой выигрыш. Группы камней, которые невозможно покорить и снять с доски, называют живыми. Для построения безусловно живой группы камней необходимо обеспечить ему возможность образования двух глаз, то есть пунктов, в которые противник не может происходить учитывая запрет самоубийственный ходу. Группа камней может быть живой также в положении Секи - таком расположении камней, при котором для пленения группы противника игрок должен подставить под бой свою группу, что ему невыгодно. Невыгодно это и для противника. Поэтому обе группы остаются живыми. И, наконец, группа камней может быть живой, если игрок успевает раньше пленить одну из групп, окружающие в гонках на уничтожение - семеай.

Группа, которая еще не обеспечила себе возможности построить два глаза, называется слабой. При атаке на такую ​​группу противник пытается помешать построении глаз. Часто для этого жертвуют камни с целью сформировать внутренний прострир слабой группы таким образом, чтобы его невозможно было разделить на две независимые части. Есть немало задач на жизнь и смерть (цумэ-го), и игроки в го проводят много времени, решая их.

В локальной борьбе используются два основных тактические приемы захвата в плен камня, или небольших групп камней противника - шичо и гэта. Знание этих приемов обычно помогает игроку избежать отрезка части своих камней от других.

Ходы, которые наилучшим образом используют особенности расположения камней в данном месте доски, называются тесуджи. Такие ходы являются украшением го. Умение видеть тесуджи отличает сильных игроков от слабых.

Всего для го очень важное понятие формы. Камни нужно уметь располагать так, чтобы достичь наибольшей эффективности, плотности, потенциала в построении глаз и т.д..


7. Традиционное снаряжение

Гобане и го-ке

Традиционная доска для игры в го (в Японии ее называют "гобане") изготавливается из целого куска дерева и часто стоит на ножках. Лучшие доски делают из дерева кайя, древесина которого имеет золотистый оттенок, а лучшие из лучших сделаны из деревьев кайя, которым до 700 лет.

Игроки сидят на подушках (дзабутон), лежащие на полу. Камни (го-Иши) держат в горшках из цельного дерева (го-ке). Белые камни сделаны из раковин моллюсков, а черные - из черного гладкого сланца.


8. Го в культуре

Японский писатель, лауреат Нобеливскои премии по литературе, Кавабата Ясунари в романе "Мастер Го" (Мейдзин) описал последнюю игру Хоньимбо Сюсая. Этот матч с контролем времени 40 часов каждому игроку растянулся на полгода. На нем Кавабата работал обозревателем газеты. Благодаря его интересным газетным репортажам матч приковал внимание Японии, причем не только любителей игры, но и других японцев.

Интерес к го вызвала публикация манги и выход в свет аниме "Хикару но го" мангаки Обата Такаси.


9. Организации и турниры

В Японии, Китае, Корее и на Тайване существуют профессиональные лиги, которые занимаются организацией и проведением турниров самого высокого уровня. Не существует мировой органазации профессионалов. Такая ситуация сложилась вследствие незначительного отличия в правилах игры в ведущих странах. Соответственно, не существует единого чемпионата мира для профессионалов. Однако, существует несколько международных турниров, которые провозглашают себя чемпионатами мира. Игра в таких турнирах регламентируется правилами страны-организатора. Такими турнирами является Кубок Инга (Тайвань), Кубок LG и Кубок Самсунга (Корея), Кубок Чуньлань (Китай), Кубок Фудзицу (Япония). Среди профессионалов трех ведущих стран также разыгрывается ежегодный Кубок длинной лапши - командное соревнование, в котором участвуют по пять игроков от каждой страны по принципу вереницы: каждый игрок играет, пока не проигрывает.

Внутренние соревнования в странах с профессиональными лигами также не одного признанного чемпионата. Вместо этого, существуют и ежегодно разыгрываются несколько престижных титулов. Например, в Японии четверку самых престижных титулов составляют Хоньимбо, Мейдзин, КИСЭ и Дзюдан.

Международная федерация го занимается игрой на любительском уровне. Регулярно проводятся чемионаты мира среди любителей на взрослом, юношеском и юниорском уровнях.


10. Го в Украине

Го в Украине развивается с середины 1970-х, благодаря усилиям энтузиастов-любителей. Создана Украинская федерация го, Крымскую федерацию го, проводятся чемпионат Украины, кубок Украины, турнир украинских мейдзин, турнир на кубок посла Японии и другие. Клубы го есть в Киеве, Одессе, Ровно, Симферополе, Севастополе, Донецке, Харькове, Днепропетровске, Кривом Роге и в других городах. Украинские представители на мировом чемпионате среди любителей традиционно занимают места во втором десятке. В юношеских чемпионатах Европы украинские спортсмены часто занимают призовые места и получают путевки на юношеские чемпионаты мира.

Наивысшие достижения украинских игроков на юношеских чемпионатах мира: 2003 - 4 место в возрастной категории до 12 лет ( Артем Качановский) 2009 - 3 место в квалификационном турнире до 18 лет (в четверку финалистов допустили только игроков до 16 лет, лишив этого права Артема Качановского, которому на момент проведения соревнований было 16,5 лет).


10.1. Чемпионы Украины

Год Чемпион Ранг (дан) Спортивное

звание

Город
2012 Андрей Кравец 5 дан МСУ Киев / Ровно
2011 Артем Качановский 7 дан МСУМК Киев / Ровно
2010 Артем Качановский 6 дан МСУМК Киев / Ровно
2009 Артем Качановский 6 дан МСУ Ровно
2008 Богдан Жураковский 5 дан Киев / Ровно
2007 Дмитрий Богацкий 6 дан МСУМК Киев
2006 Сергей Ридзель 5 дан Одесса
2005 Сергей Ридзель 5 дан Одесса
2003 Дмитрий Богацкий 6 дан МСУМК Киев
2002 Дмитрий Богацкий 6 дан МСУМК Киев
2001 Дмитрий Богацкий 6 дан МСУ Киев
2000 Михаил Гальченко 5 дан Киев
1999 Дмитрий Богацкий 6 дан МСУ Киев
1998 Аркадий Богацкий 5 дан МСУ Киев
1997 Дмитрий Богацкий 6 дан МСУ Киев
1996 Дмитрий Яценко 5 дан Киев
1995 Дмитрий Яценко 5 дан Киев
1994 Дмитрий Яценко 5 дан Киев
1993 Юрий Ледовськой 6 дан Харьков
1992 Юрий Плющ 5 дан МСУ Киев

На первых Всемирных играх с умственных видов спорта, которые состоялись в 2008 году в Пекине, сборная Украины в командных соревнованиях пробилась в четвертьфинал, где проиграла команде Китая, составленной из профессионалов высокого уровня.


11. Го в интернете

Первый сервер, который позволял играть в го через сеть (IGS), появился в 1992 году и работает до сих пор. В наше время есть много го-серверов, предназначенных для игроков из Азии. Для игроков из Европы и Америки наряду с IGS удобный KGS, который поддерживает многие европейские языки, включая украинский.


См.. также