Надо Знать

добавить знаний



Гребенка Евгений Павлович


Гребенка Е.jpg

План:


Введение

Евгений Павлович Гребенка (* 21 января ( 2 февраля) 1812, Убежище, Пирятинский уезд - ? 3 ( 15 декабря) 1848, Петербург) - писатель, педагог, издатель.


1. Биографические сведения

Евгений Гребенка родился 21 января 1812 года на хуторе Убежище Пирятинского уезда на Полтавщине (теперь село Марьяновка Гребенковского района) в семье отставного штаб-ротмистра Павла Ивановича Гребенки. Начальное образование получил в домашних условиях. В 1825 - 1831 годах учился в Нежинской гимназии высших наук. В гимназии начал писать стихи. 1827 году написал драматическое произведение для самодеятельного театра "В чужие сани не Садись". 1829 года начал работать над переводом на украинский язык поэмы Пушкина "Полтава". Участвовал в издании рукописных журналов, составленных из ученических сочинений Гоголя, Н.Кукольника, Н.Прокоповичем, Г.Гребинкы. 1831 году окончил гимназию. Того года на страницах "Украинского альманаха" в Харькове вышел первый печатное произведение Гребенки - стихотворение "Рогдаев пир".

В сентябре 1831 года уездный дворянство направило Гребенку в звании обер-офицера в 8-й резервный Малороссийский полк, сформированный для подавления польского восстания, но полк с Пирятина не вышел, и в сентябре, после поражения повстанцев в Варшаве, Гребенка вышел в отставку. 1834 Гребенка переезжает в Петербурга, где осенью вышел его сборник басен "Малороссийские поговорки", работает в комиссии духовных училищ. 1836 года вышел перевод поэмы Пушкина "Полтава" на украинском языке. В июне 1835 Иван Сошенко познакомил Гребенку с Тарасом Шевченко. С 1837 года работает учителем русского языка в Дворянском полку. Участвует в организации выкупа Т.Шевченко из крепостничества, собирает произведения на украинском языке и ходатайствует о выпуске их в приложениях к журналу "Отечественные записки". Получив отказ, из собранных для приложений материалов заключает альманах "Ласточка", который вышел 27 апреля 1841 года. 1840 года Гребенка помог Шевченко в издании "Кобзаря". Того же года в журнале "Отечественные записки" вышла Гребинчина повесть "Записки студента", а в "Утренней заре" - повесть "Кулик". 1842 года пишет повесть "Сеня". В 1843 году Гребенка посетил Украину, был в Харькове, вместе с Шевченко побывал в имении Т.Волховськои в селе Мосевке. Того же года в журнале "Отечественные записки" напечатан роман "Чайковский" с эпиграфами, взятыми из произведений Шевченко. 1844 года Гребенка женился на Марии Васильевне Ростенберг. Того же года вышел его роман "Доктор". 1845 года познакомился с П.Кулишем, написал очерк "Петербургская сторона". В 1847 году открыл свой счет в селе Рудке Лубенского уезда Полтавской приходское училище для крестьянских детей. Того же года вышли повесть "Заборов" и "Приключения синей ассигнациями". С 1846 года Гребенка начал издавать собрание своих прозаических произведений. До конца 1848 году он издал восемь томов. Умер Гребенка 3 декабря 1848 года в Петербурге. Тело его перевезли в Убежище, где и похоронили.


2. Творчество

Украинское общество в 20-30-х годах, когда рос талант Евгения Гребенки, развивалось в условиях обострения общественно-политических отношений, рост либеральных и радикальных настроений. После наполеоновской войны 1812 года, когда многие граждане России и Украины ознакомились с жизнью Европы и сравнили его со своим средневековым крепостным, стали возникать тайные политические общества, из которых 14 декабря 1825 выросло декабристское восстания в Петербурге. 28 декабря это восстание произошло в Украина, под Васильковом, где отложился пехотный полк, сагитированных декабристами. Новая вспышка национального самосознания после подавления декабристского движения произошел во время польского восстания 1830 года, которое нашло живой отклик в среде радикально настроенного украинского гражданства. Проявления украинского национального возрождения, инициированы польским освободительным антироссийским движением, распространялись на Левобережной Украины. Одновременно на Правобережной Украины, на бывших украинских землях Польши, развитие национального самосознания происходило под влиянием Украинский школы польских писателей, яркими представителями которой были Северин Гощинский, Богдан Залесский, Антоний Мальчевский, Юлиуш Словацкий, Тимко Падура. В те времена начинали свою деятельность Николай Костомаров, Пантелеймон Кулиш, Николай Гулак, Афанасий Маркович. Уже был издан знаменитый сборник украинских песен Михаила Максимовича. Чрезвычайной популярностью пользовалась "Энеида" Ивана Котляревского, которая начала новую украинскую литературу, написанную живым народным языком. Эти проявления национального возрождения в царствование Николая I вызвали непримиримую враждебность. Царизм во всех видах национальной жизни видел сепаратизм и принимал меры по окончательной ассимиляции украинского провинций.

В таких условиях возник так называемый романтическое направление украинской литературы дошевченкивського периода, питалась событиями народной жизни и вдохновлялась идеями национального возрождения. Евгений Гребенка, как и многие в украинской, русской и польской литературе, прибегал в условиях николаевской реакции к жанру басни, которая имела в Украине давние традиции и достигла наивысшего уровня в XVIII веке в "Басни Харьковских" Григория Сковороды и в российских байках Ивана Крылова. Гребенка творчески переосмыслил достижения предшественников в жанре басни и предоставил им широкого жанрового звучание, введя в них украинские реалии и мысли, отражающие мировоззрение украинского крестьянина. В баснях Гребенки отражены социальные противоречия тогдашней действительности. Эзоповым, полной аллегорий языком, он, видя социальную и национальную несправедливость тогдашней царской России, решался говорить суровую и смелую правду. Почти во всех его баснях хищникам и угнетателям противостоит простой человек, имеющий здравый смысл и мораль, и этим противопоставляется автором богатым, развратный, вымогателям, то ли нодралам. Например, в басне "Медвежий суд" он обличает тогдашние порядки, продажность и коррупцию в судебных учреждениях николаевской России, где судьи, Медведи и волки, по доносу Лисы готовы растерзать жертву, бедного Вола, за то, что тот лишь "ел сено, и овес, и соль". Вола за совершенные преступления "справедливый" суд постановил

... Четвертувать И мясо розидрать судьям на уровне частые, Лисичке же копыта оддать.

Большинство басен Гребенки - "Кукушка да Снигирь", "Солнце да Облака", "Рожа да Хмель", "Школьник Денис", "Грешник", "Ворона и Ягненок", "Волк и Огонь" и другие - своими корнями уходят в народную творчество и построены на сопоставлении двух моралей - барской и народной, хищнической и гуманной. Для своих басен Гребенка использует традиционные в народном творчестве персонажи Медведя, Волка, Лисы, Орла, а с другой стороны возникают ВИЧ, Зозуля, Снигирь, Ягненок, Конопляночка. Благодаря этому образы и идеи его произведений были понятными для народа и выполняли свою морализаторскую и поучительную роль. В одной из лучших своих басен - "Волк и Огонь" Гребенка в довольно смелой критической форме так выражает характер взаимоотношений между богатыми и бедными:

С господами хорошо жить, Водится с ними пусть тебе господь поможет, С ними можно есть и пить, а целовать их - дай нам бог!

В своих баснях, коротких миниатюрах, построенных, как в драматических произведениях, на противопоставлении и столкновении характеров, добра и зла, Гребенка достиг простоты и легкости стиля, точности характеристики персонажей, благодаря чему его произведения стали явлением в украинской литературе того времени. Евгений Гребенка успешно выступал и как прозаик, автор исторических повестей, очерков и романа "Чайковский", посвященного событиям освободительной войны 1648-1654 годов. Этот роман Иван Франко называл любимым произведением галицко-русской молодежи 60-70-х годов. Создан он на основе семейных преданий, поскольку мать Гребенки происходила из рода Чайковских. В "Чайковском" Гребенка, продолжая линию Гоголя, произведениями которого тогда зачитывались Россия и Украина, создал широкое эпическое полотно, изобразил суровую жизнь казаков, их мужество и верность в дружбе. Гребенка обращался и к так называемым злободневных тем, очень остро решая тему маленького человека в жестоком обществе. Недаром его роман "Доктор" почти через полвека после смерти Гребенки Чехов называл среди лучших произведений тогдашней литературы, достойных для переиздания и народного чтения. Большую популярность во второй половине XIX века имели также повести Гребенки "Приключения синей ассигнациями" и "Кулик", в которых он в традициях гоголевских произведений показал жестокую власть денег в тогдашнем обществе. Отдельной, а может, с сегодняшнего взгляда, яркой гранью творчества Гребенки является его лирическая поэзия украинском и русском языках. Лучшие из числа украинских поэтических миниатюр - "Украинская мелодия" ("Нет, мама, нельзя нелюбимого любит") стала народной песней. А русский романс на слова Гребенки "Очи черные, очи страстные" принес Гребешки еще и мировую славу. В истории украинской культуры Гребенка остался навечно еще как истинный участник в решении Шевченко судьбы, когда участвовал в искупление его из крепостничества и помог издать "Кобзарь" 1840 года.


3. Произведения

  • Чертополох и Коноплиночка
  • Медвежий суд
  • Воробьи да вишня
  • Дядя на дзвоници
  • Кулик ( 1840)
  • Лебедь и гуси
  • Пшеница
  • Рыбалка
  • Украинская мелодия
  • Чайковский ( 1843)
  • Лодка ( 1833
  • Записки студента ( 1841)
  • Нежинский полковник Золотаренко ( 1842)
  • Богдан ( 1843)
  • Приключения синей ассигнациями ( 1847)

Автор слов известного русского романса "Очи черные" (впервые был напечатан в "Литературной газете" 17 января 1843 года)


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам