Гребля Гувера

036.016 -114.738 Координаты : 36 ? 00ь56 "с. ш. 114 ? 44ь16 "з. д. / 36.015556 ? с. ш. 114.737778 ? з. д. (G) 36.015556 , -114.737778

Гребля Гувера ( англ. Hoover Dam , Известная также как Boulder Dam) - уникальное гидротехническое сооружение в США, бетонная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция, построенная в нижнем течении р Колорадо. Расположена в Черном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада, за 48 км юго-восточнее Лас-Вегаса; образует озеро ( водохранилище) Мид. Назван в честь Герберта Гувера, 31-го президента США, который сыграл важную роль в ее сооружены. Строительство плотины началось в 1931 и завершилось в 1936, на два года раньше запланированного срока. Гребля находится под управлением Бюро по развитию США, подразделения Департамента внутренних дел США. В 1981 плотину был включен в Национальный реестр исторических мест США. Гребля Гувера является одной из известных достопримечательностей в окрестностях Лас-Вегаса.


1. Предыстория строительства

Река проходит через Боулдер, 1904

К возведению плотины река Колорадо часто показывала свою бурную характер, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что ее возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Кроме этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии. В то же время, одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, бассейна реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с ее влиянием, финансовыми ресурсами и нехваткой воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

Как результат в 1922 была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название "Компромисс Гувера", открыло дорогу к осуществлению строительства плотины.

Сооружение такой масштабной гидротехнического сооружения требовало привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Только 21 декабря 1928 президент Калвин Кулидж подписал билль, что одобрял осуществления проекта. Первичные ассигнования сооружать плотину было выделено лишь в июле 1930, когда президентом стал уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер ( англ. boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Черном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project.


2. Строительство

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., Совместным предприятием компаний Morrison-knudsen Company ( Бойсе, штат Айдахо) Utah Construction Company (Огден, штат Юта) Pacific Bridge Company ( Портленд, штат Орегон) Henry J. Kaiser & WA Bechtel Company ( Окленд, штат Калифорния) Macdonald & Kahn Ltd. ( Лос-Анджелес) и JF Shea Company (Портленд, штат Орегон) [1]. Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет построен целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массового безработицы, которое было следствием Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих город был еще не готов, и первое лето строители плотины провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли забастовка, состоявшаяся 8 августа 1931. Выступление рабочих разгоняли оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и до весны 1932 рабочие переселились в постоянные жилища.

Строительство дамбы велось в тяжелых условиях. Часть работ проводилась в туннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии, и он не несет ответственность за это.

План сооружения плотины

2.1. Предыдущие работы

Строительство дамбы было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннели диаметром 17,1 м в каменных стенах Черного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обработка тоннеля было выполнено из бетона толщиной 0,9 м, в результате полезный диаметр водоотводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными "пробками", а частично - применяются для подачи воды к турбин и сброса излишков воды.

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было построено две дамбы- кессона. Возведение верхней плотины было начато в сентябре 1932 несмотря на то, что туннели, отводили, на тот момент не были достроены. С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и похожи вниз.


2.2. Возведение бетонной плотины

Первый бетон был залит в основу плотины 6 июня 1933. Поскольку работы подобного масштаба ранее никогда не проводились, ряд технических решений, примененных в процессе строительства, имели уникальный характер. Одной из проблем, с которой пришлось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолитов, плотина строилась как серия взаимосвязанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться лишнему теплу что выделялось при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающих температур, понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушения плотины [2]. Кроме этого, для ускорения процесса охлаждения слоев бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему, с дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода.

Машинный зал гидроэлектростанции

2.3. Электростанция

Разработка котлована для сооружений гидроэлектростанции была проведена одновременно с рытьем котлована для основания плотины. Земляные работы для "U"-образной сооружения, лежащую у подножия плотины, были закончены в конце 1933, а первый бетон в здание электростанции залит в ноябре этого года. Первую электроэнергию было произведено генератором станции 26 октября 1936. В 1961 в ходе модернизации станции были пущены дополнительные генераторы. На сегодняшний день электричество на станции производит 17 генераторов максимальной мощностью 2074 МВт. Электростанция играет важнейшую роль в поддержании баланса энергопотребления на Западе США. Корректировка нагрузки на генераторы зависит от энергопотребления, регулируемого распределительной станцией в Финикс (Аризона, в 500 км от Плотины Гувера) и осуществляется каждые две секунды. К 1991 использовалась система с ручным управлением; впоследствии была проведена компьютеризация системы [3].

Вид на плотину

2.4. Архитектурное решение

Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона плотины будет обычной стеной, сверху обрамленный балюстрадой, выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции не должна была отличаться от обычного фабричного цеха. Предложенный проект критиковался многими современниками за свою чрезмерную простоту, которая не отвечала, по их мнению, эпохальном характера сооружения. В результате для переработки проекта был приглашен лос-анджелесский архитектор Гордон Кауфман (автор проекта здания редакции газеты Los Angeles Times). Кауфману удалось переработать проект, выполнив экстерьер сооружений в традициях стиля Арт Деко. Верхняя часть плотины украшена башенками, вырастающие из самой плотины. На водосбросных башнях размещен часы, одни из них показывают Горное время (Аризона), а другие - Североамериканский тихоокеанское время (Невада).


3. Транспортное значение

По плотине проходит шоссе № 93 (Route 93), которое проходит в меридиональном направлении и связывает штат Аризона с канадским рубежом. Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствует значению магистрали и объему трафика. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении, серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползней.

Транспортная ситуация изменилась после открытия автомобильного моста через реку Колорадо в 2010 году. Он назван в честь Майка ОьКалагана (23го губернатора штата Невада) и Пэта Тилмена (экс-футболиста, который погиб в Афганистане). [4].

Вид на плотину; видно башни водоспуска и мачты линий ЛЭП

После террористичнои атаки 11 сентября 2001 движение автотранспорта через плотину было ограничено. Ряд типов машин с целью исключения провоза взрывчатки подвергаются перед проездом обязательному ухода, другие осматриваются периодически, для автопоездов (фур) проезд и вовсе запрещен (они направляются в объезд через мост в городе Лафлин, штат Невада). Все это подтолкнуло реализацию проекта строительства моста через каньон.


4. Электроснабжение

Трансформаторная станция ГЭС расположена на дне каньона; в связи с этим линии электропередач, расходящиеся от станции, пришлось в ряде случаев строить с использованием наклонных мачт (фото). Согласно данным United States Bureau of Reclamation, электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределяется так: [5]

Регион Доля,%
штат Аризона 18,95
штат Невада 25,14
Лос-Анджелес 15,42
остальные потребители Калифорнии 40,49

4.1. Статистика

  • Строительство дамбы продолжалось с 20 апреля 1931 по 1 марта 1936.
  • Стоимость строительства - $ 49 млн ($ 676 млн. в нынешнем масштабе цен).
  • За время строительства погибло 96 человек [6].
  • Высота плотины - 221,4 м (вторая по высоте в США).
  • Длина плотины - 379,2 м.
  • Ширина плотины - 200 м в основании, 15 м в верхней части.
  • На строительство плотины было потрачено 3,33 млн. м ? бетона.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции - 2074 МВт.
  • Автомобильным транспортом через плотину ежедневно перевозится от 13 до 16 тыс. человек (по данным Federal Highway Administration).
  • Площадь водохранилища - 639 км ?, объем воды - 35,2 км ? [7].
Вид с дамбы вниз, на сооружения электростанции

5. Название плотины

Гребля сначала должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту строительство началось в Черном каньоне, сначала в официальных документах найменовувалася "плотина Боулдер". Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил традицию присвоения крупнейшим плотинам США имен президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 утвердил официальное название "Плотина Гувера". Позже пруд был переименован.

В 1947, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотины имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом, с тех пор плотина носит свое современное имя.

Гребля Гувера ночью

6. Интересные факты

  • В городке строителей плотины - Боулдер Сити - на время строительства были запрещены проституция, азартные игры и продажа алкоголя. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялась до 1969, а запрет на игорный бизнес остается до сих пор (это единственное такой город в штате Невада).
  • Строительство дамбы Гувера стало первым строительством, строителями которого использовались защитные каски.
  • По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след верхнего уровня воды, достигнутого в 1983. Причиной столь существенного повышения уровня стала необычно высокое количество осадков, выпавших в западной части США как результат действия эффекта Эль-Ниньо.
  • Процесс твердения бетона, из которого построена плотина, не завершен по сей день. [8]
  • Первым человеком, погибшего на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 в процессе поиска лучшего места для строительства. По стечению обстоятельств, последней жертвой строительства стал его сын Патрик Тирни, который погиб тринадцать лет спустя, упав с одной из водосбросных башен. [9]

7. Гребля Гувера в медиа

  • Строительству плотины была посвящена одна из серий телесериала "Семь чудес индустриального мира", выпущенного компанией ВВС в 2003 году.
  • Мнимая катастрофа Гуверовський плотины стала сюжетом для одной из серий минисериала "10.5: Apocalypse", выпущенного в 2006 году компаниями NBC и USA Network. Согласно сценарию, грунтовые воды якобы привели к переполнению водохранилища, повлекшее перелив воды через плотину и ее разрушение.
  • Гребля Гувера представлена ​​как одно из чудес света в стратегической компьютерной игре Civilization и сохранялась в ее последующих версиях до Civilization IV, в которой она была заменена на ГЭС "Три ущелья" ("Санься").
  • Гребля Гувера представлена ​​также в игре Grand Theft Auto: San Andreas вблизи города Las Venturas. А одна из задач в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключение города от электричества.
  • Гребля Гувера представлена ​​также в игре Fallout Nev vegas где фигурирует как главный обекта всей игры (игроку в конце придется выбирать или уничтожить ее или оставить).
  • Гребля Гувера фигурирует в фантастическом художественном фильме "Трансформеры" (2007 год) Майкла Бэя.
  • Гребля Гувера в научно-популярном фильме Жизнь после людей является одним из последних обломков человеческой цивилизации, который сохранится в течение 10 000 лет после исчезновения людей.

Источники

  1. Construction of Hoover Dam: a historic account prepared in cooperation with the Department of the Interior. KC Publications. 1976. ISBN 0-916122-51-4
  2. Stevens, Joseph E. (Сентябрь 1990). Hoover Dam: An American Adventure (Paperback). University of Oklahoma Press, 193-194. ISBN 0-8061-2283-8.
  3. http://www.indusoft.ru/profile.asp?id_industry=2&id_type=3&id_profile=77
  4. Официальный сайт Hoover Dam Bypass
  5. Bureau of Reclamations. FAQ по плотине Гувера (30 января 2006).
  6. Официальный список погибших при строительстве Плотины Гувера
  7. FAQ по статистике озера Мид. US Department of the Interior.
  8. Concrete Testing
  9. Fatalities at Hoover Dam