Надо Знать

добавить знаний



Григорианский пение


Graduale Aboense 2.jpg

План:


Введение

Григорианский пение, григорианский хорал ( лат. cantus gregorianus ; англ. Gregorian chant , фр. chant gr?gorien , нем. gregorianischer Gesang , итал. canto gregoriano ) - Традиционный пение католической церкви, канонизирован папой Григорием и Великим в 590-604 годах.


1. Особенности

Григорианский пение является единогласным, хотя в ходе исторического развития он стал основой ранних форм европейского многоголосия от органум и дискант в мес Высокого Возрождения.

По характеру распевки литургического текста различают слоговые хоралы (1-2 тона на слог текста), невматични (от 2 до 4-5 тонов на склад) и мелизматического (неограниченное количество тонов на склад). К первому типу относятся речитативные возгласы, псалмы и большинство антифонов официя, во второй - преимущественно интройты, коммуния и большинство песен ординария мессы, к третьему - респонсория, трактусы, Аллилуиа, Kyrie eleison и др.

По типу исполнения григорианское пение разделяется на антифон (чередование двух групп певцов, таким образом выполняются, например, все псалмы) и респонсорном (пение солиста чередуется с пением ансамбля или хора). Община в богослужебном пении в целом участие не принимает (за исключением некоторых общих молитв). Ладо-интонационная основа григорианского пения - восемь модальных ладов, называемых также церковными ладами.


2. История

В основных чертах григорианское пение сформировался на территории современной Франции, Южной Германии, Швейцарии и Северной Италии в VIII-IX веках (в результате отбора, переработки и унификации различных богослужебных напевов). В григорианском пении синтезированы древнейшие интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, галликанского, амвросианського пения, фольклор германских и кельтских племен. К XII-XIII веков он утвердился на территории Европы от Британских островов до западно-славянских стран (Польша, Чехия). Существует несколько диалектов мелодики григорианского пения. Григорианский пение выполняется латинском языке; однако отдельные песни пелись на греческом языке, а в Хорватии и Чехии допускалась также старославянский язык. Тексты брались в основном из Библии.

Самые ранние рукописи григорианского пения (конец VIII века) содержат только тексты. В IX веке появились первые записи музыки. В некоторых рукописях X-XI веков зафиксированы интервалы меньше полутона. Ритмика древнейшего григорианского пения основана на нерегулярном чередовании долгих и кратких длительностей; особая роль принадлежит тонким ритмичным нюансам (небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из коротких звуков и т.д.). Григорианский пение записывался с помощью безлинийнои невменной нотации, на основе которой в XII веке возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразила ряд изменений, произошедших в григорианском пении - диатонизации мелоса, сведение ритмики к следованию равных длительностей ( лат. cantus planus - Равный пение).

В этом виде григорианское пение сохранялся в эпоху Возрождение, барокко и в XVIII-XIX веках служило тематической и конструктивной основой многоголосной музыки. В песнях появились мелодические обороты, существенно отличаются от первоначальных форм. Реконструкция аутентичных мелодий григорианского пения началась во второй половине XIX века усилиями французских ученых-бенедиктинцев в привела к появлению так называемых Ватиканских изданий градуал, антифонарию и других певческих книг. К григорианскому пению близкие также памятники средневековой латинской гимнографии - тропы, секвенции, строфические гимны официю, versus и др..


Источники

Литература

  • Ефимова Н.И. раннехристианской пение в западной Европе VIII-X столетий: К проблеме эволюции модальное системы средневековья - Москва: МГУ, 2004.
  • Карцовник В. Г. григорианской пение / / Православная энциклопедия, т. 9. - М., 2006 - с. 461-471.
  • Лебедев С. Н. Григорианский хорал / / Большая российская энциклопедия, т. 7. - М., 2007 - с. 746-748.
  • Кюрегян Т. С., Москва Ю. В., Холопов Ю. Н. Григорианский хорал: Учебное пособие / Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского. - М., 2008. - 260 с.
  • Apel W. Gregorian Chant. London, 1958.
  • Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxford, 1993.
п ? в ? р Христианская музыка
Источники
Хорал ? Гимн ? спиричуэлс ? Духовная музыка арфы ? Нотация shape note ? Музыка Иисуса
Жанры и поджанры
Современная христианская музыка ? Современная музыка поклонения ? Госпел
Сочетание жанров
Христианский рок ? Христианский хардкор-панк ? Христианский металл ? Южная музыка поклонения ? Традиционный черный госпел ? Христианский альтернативный рок ? Христианский панк ? Христианская музыка ска ? Христианская музыка кантри ? Прогрессивный юго госпел ? Христианский хип-хоп ? Госпел-блюз ? Современный городской госпел
Пение
п ? в ? р Литургические песнопения
Восточная
Шаракан ? Византийская музыка ? Коптская музыка ? Музыка Грузии ? Музыка Эфиопии ? Давньосирийська музыка ? Знаменательный пение
Западная
Амвросианський пение ? Англиканский пение ? Беневентского пение ? Галиканський пение ? Григорианский пение ? псалма Желино ? Келтський пение ? Пение мосарабов ? Древнеримская музыка
Списки
Список христианских групп и музыкантов по жанру ? Список христианских музыкантов жанра кантри ? Список христианских музыкантов жанра электронной музыки ? Список христианских музыкантов стиля жанра народной музыки ? Список христианских музыкантов жанра инструментальной музыки и джаза ? Список христианских госпел-музыкантов ? Список христианских музыкантов жанра металла ? Список христианских музыкантов жанра панк ? Список христианских вокалистов ? Список христианских лейблов
См.. также
Христианство ? Христианство и общество ? Индустрия христианской музыки ? Христианские музыкальные фестивали


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам