Надо Знать

добавить знаний



Гюстав Курбе


Courbet Autoportrait.jpg

План:


Введение

Жан Дезире Гюстав Курбе - французский живописец, скульптур, график.


1. Биография

Родился 10 июня 1819 года в небольшом городке Иевусеянина ( Франция), недалеко от границы со Швейцарией, в семье зажиточного фермера. С детства был влюблен в родную местность, оставило след в его творчестве.

В 1831 году поступил в местную школу, где заработал славу шумного ученика и шалуна. Интерес к рисованию родилась в парне именно благодаря одному из школьных учителей, которого называли "папаша" Бод.

2. Переезд в Париж.

В 1837 Густав вступил в Королевский колледж в Безансоне. Там учил право, но одновременно посещал местную Художественную академию. В 1839 году юноша отправился в Париж, где его учителем стал художник Стобен. Также посещал музеи, где старательно копировал работы - от старых испанских и голландских художников к Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Позже Курбе называл себя самоучкой, несмотря на то, что получил лишь начальное художественное образование.

Курбе стремился достичь признания своими работами. В то время это означало, что они должны были выставляться в Салоне. Для этого Курбе создает ряд работ: пейзажи, портреты, жанровые сценки и даже работы на религиозную тематику. Однако до Салона попадают лишь три его картины, из которых только одна была сдержанно отмечена критиками ("Автопортрет с черной собакой").

В 1846 году голландский торговец предметами искусства купил несколько работ Курбе и пообещал новые заказы, когда тот будет в Голландии. Это событие положило начало утечке картин Курбе за границы Франции.

Густав Курбе проводил время в богемной компании молодых художников, женщин и поэтов, среди которых Шарль Бодлер, Пьер Жозеф Прудон. Компания обычно собиралась в пивной вблизи мастерской художника и получила название "Храм реализма", поскольку именно там товарищи говорили о создании "новой" реалистической школы.


3. Грубые красоты Курбе

  • Борцы, 1853 г.

  • Обнаженная женщина, 1862

  • У источника, в 1868 г.

  • Сон (женская любовь), 1866 г.


4. Анималист Курбе

  • Автопортрет с черной собакой, 1842 г.

  • Лиса на снегу, 1860 г.

  • Лошадь и собака, 1863 г.

  • Собака на кровати, 1855 г.


5. Неудачная женитьба

В 1847 году художник женился на Виржинии Бине. О ней известно лишь то, что она была старше Густава на 11 лет и, вероятно позировала для его картины "Влюбленные на природе". Родила Курбе сына, который умер молодым в 1872 году. Союз Бине и Курбе распался в 1855 году.

После революции 1848 года отборочную комиссию Салона отменили. Курбе воспользовался этим, выставил в Салоне десять своих работ. О художнике заговорили. Через год его картина "Послеобеденный отдых в Иевусеянина" получила золотую медаль и была приобретена властями для музея в городе Лиль.

Однако в жизни художника мало что изменилось, поскольку именно в это время он начинает в своих работах склоняется к реализму, вызывает возмущение критиков и интерес карикатуристов. Реализм считался опасным еще и потому, что соответствовал духу социалистов. Более того, в одном из интервью, Курбе утверждал, что он не только социалист, но демократ и республиканец - "другими словами, я революционер до мозга костей". А через год в стране воцарилась Вторая империя, не прощала ни таких слов, ни таких принципов.


6. Павильон реализма

В 1855 году его работы не приняли на Всемирную выставку. В ответ на это художник создал собственную выставку работ, получившая название "Павильон реализма". Однако публика не поддержала этого, и Курбе едва окупил затраты. В 1856 году художник отправился в Бельгии, где, по собственным словам, "жил как принц". Позже также был хорошо принят в Германии. Картины Курбе выставляются Лондоне, Антверпене, Гааге, Амстердаме и Брюсселе.

Триумфальным для него выдался 1869 год, когда Курбе получил золотую медаль от бельгийского короля Леопольда II и орден святого Михаила от баварского короля Людовика II.

Во Франции в то время его работы успешно выставляются в Салоне, однако власти отказываются их покупать. После этого Курбе перешел к открытой конфронтации. Он предоставил комиссии работу Возвращение кюре с конференции", где были изображены пьяные священнослужители, которая не могла не вызвать возмущения. Курбе писал другу: "Если эта картина вызвала такое недовольство, я могу считать, что достиг своей цели ... Пусть пройдет Революция".


7. Поддержка Парижской Коммуны

В 1870 году Курбе поддерживал Парижскую Коммуну, которую буржуазное правительство потопил в крови уже в следующем году. Курбе был арестован. Чтобы сломить старого художника и обанкротиться его реакционное правительство наложил на него штраф за разрушенный монумент во время Коммуна.

8. Преследование и смерть

Курбе был шестимесячный заключения. Чтобы избежать позора и преследований - спасаясь, убежал в соседнюю Швейцарию, где поселился городке Тур-де-Пельц, неподалеку от границы.

Судебное дело о разрушении Вандомской колонны продолжалась до 1877 года. Тогда художник был вынужден заплатить штраф в 323 000 франков, а картины мастера были конфискованы и проданы на публичном аукционе. Старый художник сильно пил и болел алкогольный цирроз печени. Он умер 31 декабря 1877 года.

На столетие со дня рождения художника его останки были перевезены на родину, в Орна.


9. Выдающиеся картины

9.1. "Мастерская художника"

Это гигантское полотно Курбе сделал центральным на своем "Павильоне реализма", которое он устроил в противовес официальной Всемирной выставке в 1855 году. Второе название этой картины - "Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни". Таким образом, ее можно считать саморекламой художника.

В центре картины мы видим самого Курбе, рисующий пейзаж. За его работой наблюдают обнаженная натурщица и мальчик. Фигуры, расположенные справа, по словам самого Курбе, "люди, которые разделяют мои идеи, они достойны жизни". Среди них - Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева - те, что достойны смерти: "это страдание, нищета, роскошь, те, кого эксплуатируются и те, которые эксплуатируют". Несмотря на объяснения самого автора, в этой картине есть тайны. Курбе несколько намеренно недоговаривал: "Пусть будет счастливым тот, кто разгадает эту загадку!"

Поэт Бодлер изображен на картине со своей любовницей, женщиной в белом по краям. На этом участке полотна хорошо заметна возможность художника искусно изображать различные фактуры ткани. Шаль женщины написана винзорською красной краской, затемненная ализариновым краплаком. Для воспроизведения других деталей использовались жженая сиена, жженая умбра, жженая охра, титановые белила, черная краска.


9.2. "Здравствуйте, господин Курбе"

Добрый день, господин Курбе! (1854) 129 к 154 см Музей Фабра, Монпелье

С мая по сентябрь 1854 года Густав Курбе жил в Монпелье, у своего друга, мецената Альфреда Брюйа. Эта знаменитая картина изображает их встречу на пригородной дороге. Курбе только что вышел из кареты. За плечами у него дорожная сумка. Брюйа сопровождают его камердинер и пес.

Пребывание в Брюйа было важным для Курбе. Он отклонил заказ для Всемирной выставки для того, чтобы устроить собственную. И для этого ему нужна была поддержка Брюйа. Они были вместе арендовать площадь рядом с территорией Выставки, где представлялись бы картины Курбе вместе с работами из коллекции Брюйа. Сначала Брюйа согласился с таким замыслом, но в конце концов, пришел к выводу, что не стоит конфликтовать с властью.

Социалистические взгляды не помешали Курбе изобразить почтительного камердинера без тени иронии. Он написан так, будто считает себя недостойным присутствовать при такой встрече.

Курбе и Брюйа были масонами, о чем свидетельствуют жесты, с которыми они поздравляют друг друга. Белые перчатки также были обязательным элементом одежды масона.

Председатель Курбе высоко поднята, лицо выражает искреннюю радость. Так же естественно держит себя Брюйа.

Борода Курбе, торчащий стала главной деталью этой картины для карикатуристов.


9.3. "Вияльници"

Вияльници (1855) 131 х 167 см Музей, Нант

Картина "Вияльници" относится к серии работ о крестьянах Иевусеянина, что написал Курбе в 50-годах XIX века. Однако она отличается от других картин этого периода: крестьянки, занятые трудом, не выглядят усталыми. Таким образом, картина написана не на социальную тематику, есть почти пастораллю, изображающая легкое, светлое жизнь вдали от большого города.

Для фигуры девушки с ситом позировала сестра художника, Зоя Курбе. Вероятно, фигура второго крестьянки - другая сестра художника Жульетта, а мальчик - сын художника, Дезире Вине. Возможно, именно это объясняет лиричность картины.

На заднем плане изображена кошку спит, уютно завернувшись в клубок.

К дверям приклеены дешевую литографию, что также подчеркивает непосредственность ситуации. Сами двери привлекают внимание к перспективе, в которой оригинально решена композиция. Кажется, что комната заблокирована сундуком, а художник смотрит на дверь слева.

Лари используются в сельских домах для хранения зерна и муки. Мальчик заглядывает в ящик для того, чтобы узнать, как работают его дверцу.

Картина была воспринята частью благосклонно, однако некоторым критикам не нравилось, как неопрятно выглядят крестьянки и то, как изображены ступни вияльници.


9.4. "Купальщицы"

Эта картина, которая впервые была выставлена ​​в Салоне 1853 года, вызвала возмущение. Например, императрица Франции сказала, что тело обнаженной женщины выглядит, как лошадиный труп, а Наполеон III ударил полотно своим хлыстом. Картина нарушала сразу несколько правил "хорошего тона". В первую очередь, тело женщины изображены слишком реалистично. В салоне обнаженная натура воспринималась лишь при изображении мифологических богов. Один из критиков сказал, что при взгляде на такую ​​женскую фигуру, у самого крокодила пропал бы аппетит.

В Салоне подобные картины должны были мотивированными сюжетом. Вне обнаженной женщины напомнила критикам позу Марии Магдалины ("Не прикасайся ко мне"). Однако сама мысль, что Мария Магдалина обнаженной встречает Христа, воскресшего, была неприемлемой. Итак, картина не имела сюжета. Протянутые руки женщины обещали зрителям сюжет, поэтому они шли с выставки обманутыми.

Во-вторых, критики были возмущены не совсем чистой накидкой женщины и откровенно грязными ногами женщины, сидит.

Несмотря на такую ​​критику, восхищение вызвала мастерство художника, с которым он изобразил пейзаж, а также участок полотна, напоминающий натюрморт, на которой изображен одежду женщины, завязанная в узел.



9.5. "Похороны в Иевусеянина"

Курбе начал рисовать эту картину на мансарде своего дома в Иевусеянина. Работа художника вызвала переполох местных жителей, потому что некоторые из них могли узнать себя на ней, от мэра, судьи, к друзьям художника. Однако этот переполох не мог сравниться с тем, что поднялся после того, как картина была выставлена ​​в Салоне.

Критики сходились на том, что уже сам размер картины неуместен, поскольку похороны простого крестьянина не могут привлекать столько внимания. Один из них писал: "Похороны крестьянина могут меня растрогать ... Однако не стоит настолько локализовать это событие".

Для создания сюжета художник использовал средневековый традиционный сюжет Танец Смерти. Но в отличие от средневековых работ, Курбе не изобразил на лицах присутствующих людей печали. Красные лица церковных сторожевых свидетельствуют о том, что они находятся в нетрезвом состоянии.

По краям композиции изображены два деда художника, что на тот момент уже были мертвы.

По католической традиции, на похоронах женщины идут отдельно с мужчинами. Среди женщин можно увидеть мать Курбе и трех его сестер. Однако реалисты считали иначе: именно такая локализация была необходима для изображения похороны. Курбе написал современный ему образ, с современными ему людьми, событиями. Тем более, Курбе пытался показать в своей картине сам процесс захоронения человека, а не его прижизненные достижения или статус после смерти (как это делалось раньше).


10. Галерея

  • Источник

  • Похороны в Орне (1849-50) 315 х668 см Лувр, Париж

  • Мастерская художника (1855) 361 х 598 см Музей д'Орсе, Париж

  • Автопортрет с черной собакой

  • Борцы

  • Окраина села зимой

  • Гамак

  • Купальщицы (1853) 227 х 193 см Музей Фабра, Монпелье


11. Источник

  • Курбе Г. Письма, документы, воспоминания современников. - М., 1970.
  • Великовский С.И. Умозрения и словесность: Очерки французской культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998.

12. Ресурсы интернета


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам