Дама с горностаем

"Дама с горностаем" ( итал. Dama con l'ermellino ) - Женский портрет кисти Леонардо да Винчи, написанный около 1489-1490 лет. По мнению многих исследователей, изображает Чечилию Галлерани и написан в период, когда она была любовницей миланского герцога Лодовико Сфорца, а Леонардо был у герцога на службе.

Является одним из лишь четырех женских портретов написанных Леонардо - вместе с "Моной Лизой", "Портретом Джиневра где Бенчи" и "Прекрасной Ферроньерою". Экспонируется в Музее Чарторыйских (Краков, Польша) и упоминается в путеводителе музея, как первый по-настоящему современный портрет.


1. Модель портрета

Традиционно считается, что моделью была любовница миланского герцога Чечилия Галлерани, заходящего подтверждение в сложной символике картины. Ранее существовала версия, что Чечилия изображена также на другом портрете Леонардо - "Прекрасная Ферроньера", хотя на данный момент считают, что на нем изображена следующая любовница герцога - Лукреция Кривелли.

2. История создания

"Прекрасная Ферроньера" работы Леонардо, достоверно изображает Лукрецию Кривелли, следующую любовницу Лодовико Сфорца, одетую по той же модой, что и дамы с горностаем

Предполагается, что Леонардо, который работал при миланском дворе, написал портрет начиная с 1489-1490 годов, когда Чечилия стала возлюбленной герцога. В литературе принято указывать, что на портрете изображена 17-летняя Чечилия, что, однако, не может быть доказанным. С другой стороны, встречается датировки, которое относится к раннему периоду творчества Леонардо в Милане, - 1482-1483 годы. В таком случае на портрете изображена не Чечилия, поскольку в то время ей было около 10 лет. По другой версии: "Портрет написан после 1487, на что указывает прическа Чечилии по испанской моде, которая была введена в Милане Изабеллой Аргоннской", [1] дата свадьбы которой с племянником Лодовико Сфорца известна.

Существуют косвенные данные о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать ее портрет. Она приглашала его на встрече миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки, Чечилия лично председательствовала на этих встречах.

У Леонардо сохранилась черновик письма, вероятно адресованного Чечилии, начинающийся: "Любимая моя богиня ..." (amantissima mia diva). Предполагается об интимной связи между Леонардо и Чечилия, но они мало обоснованы, поскольку подобный стиль письма не был характерен для любовной переписки, а достоверные свидетельства об интересе Леонардо женщин отсутствуют. [2]

Говорят, что увидев портрет сеньоры Чечилии, поэт Бернардо Беллинчионе (1452-1492) сказал: "ломбардских болваны и обжоры получили прекрасный урок: в конюшнях, полных перегноя, тосканець сумел отыскать перл чистоты и изящества, лютню, бренькотиння которой заглушает пьяные крики этих наглецов и бездельников ", а также написал сонет (" Rime ", XLV), который опубликовали через год после его смерти [3] (они были хорошо знакомы с Леонардо - художник делал сценографию для постановки его La Festa del Paradiso).

Предполагают, что именно эта картина упоминается в письме Изабеллы д'Эсте в Чечилии Галлерани от 29 апреля 1498 года. Изабелла выражала просьбу прислать ей портрет, для того чтобы сравнить его с работой Джованни Беллини : "Помня, что Леонардо нарисовал ваш портрет, мы просим вас быть любезными и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным, чтобы мы смогли не только сравнять работы этих двух художников, но также имели удовольствие снова видеть ваше лицо" [4].

Чечилия отвечает, что портрет больше не похож на оригинал, поскольку он был написан, когда она была еще очень молода, и ее вид с тех пор полностью изменился (per esser fatto esso ritratto in una et? s? imperfecta che io ho poi cambiata tutta quella effigie). Она пишет "15 лет прошло", а это относит написание портрета в 1483 году, когда на самом деле ей было 10 лет. Портрет был послан Изабелле. [5]


3. Авторство и сохранность

Амброджио где Предисом. Портрет Беатриче д'Эсте, законной жены Лодовико Сфорца, ок. 1490. Считается, Леонардо помогал Предисом в работе над этой картиной
Леонардо да Винчи (?), "La Bella Principessa", ок. 1496 (?). Вероятно, изображает Бьянка Сфорца, внебрачную дочь Лодовико Сфорца от еще одной любовницы, Бернардины где Коррадис. Девушка одета по той же моде, с ферроньеркою и платьем с прорезными рукавами

Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что ее автором является Леонардо. Тем не менее, хорошее состояние сохранения тех частей картины, на которых изображены лицо девушки и фигура горностая, проявляет высокое мастерство исполнения [6].

Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко дьОджоно, Больтраффио, Амброджио ди Предисом.

Рентгенографическое исследование картины было установлено, что она переписывалась. Ее фон стал темнее (возможно, сначала он был темно-синим), и двери (окна), находившейся справа вверху, за левым плечом модели, была удалена. Фон был записан при ремонте картины между 1830-1870 годами. Предполагают, что это мог сделать Эжен Делакруа.

На оригинальном изображении голову женщины украшала прозрачная вуаль, которую заретушировала волосами. Изменен переносицу и линия волос [7]. Положение двух нижних пальцев на правой руке тоже изменен, и они выглядят менее естественно, чем другие [8]. Надпись "LA BELE FERONIERE LEONARD D'AWINCI" в левом верхнем углу выполнен позже и не рукой Леонардо, вероятно, в начале XIX века после приобретения картины Чарторыйским, так как он предполагал, что на этой картине та же женщина, что на "Прекрасной Ферроньери "с Лувра. В любом случае, надпись сделана не в Италии, так как там имя Леонард написали с буквой "О" на конце и не использовали бы букву "W".

Исследование выявило следы техники spolvere на контурах фигуры и головы, подтверждает использование "картона" - первоначального рисунка, который был перенесен на доску картины наложением и прорисовкой сверху [7]. Следы пальцев, которые обычно встречаются в картинах Леонардо этого периода (он слегка размазывал краски), также были обнаружены на лице Чечилии и председателю зверька. Рентген показал, что Леонардо хотел сначала окружить фигуру аркой или полукруглым окном, но потом передумал.


4. Описание и символизм картины

На портрете Чечилия Галлерани поворачивается налево, словно прислушиваясь к кому-то невидимому (это впервые отметил поэт Бернардо Беллинчионе). Такой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо. Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркою, на голове у нее прозрачный чепчик, закрепленный под подбородком. На шее - ожерелье из темных жемчуга, вокруг шеи оборачивается и спускается длинной петлей на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.

Чечилия изображена в повороте головы в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, выглядит весьма естественно. Впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамленного гладко заключенным под подбородок волосами. Строгость прически и отведен в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, в облике Чечилии чувствуется некоторая незавершенность, что придает ей своеобразной прелести.

" "В портрете сеньоры Чечилии Галлерани плечи развернуты таким образом, что вполне понятно, насколько их движение зависит от положения рук и поворота головы. Если плечи двинутся дальше, обернется и голова, однако согласно правилу контрапоста в противоположную сторону. Юношеская по своим пропорциям и худобой кисть сеньоры Чечилии составлена ​​ковшиком и средние фаланги пальцев раздвинуты: ковшиком огражденное зверек, притиснулось с перепугу к плоской груди сеньоры, - белая куница, содержащихся в домах ради развлечения. Изображение куницы истолковывается двояко - как символ девственности и как символ власти. Первое сюда не подходит - остается второе: куница может стать горностаем, а Лодовико Моро - герцогом Миланским ". [3] "

К. Педретти считает: "Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Причина - оригинальность позы, яркая выразительность, которая якобы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверя. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: подается уже не профиль модели, как на медали, а изображение в три четверти, типичное для бюстов. В нем есть естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа ". [9]

В. Гращенков пишет об этой картине [10] : "Следуя флорентийских образцов 1470-х годов, Леонардо изобразил свою модель по пояс, получив тем самым возможность показать руки. С большой психологической точностью передано их движение, что позволяет уловить скрытый душевный влияние. Пальцы Чечилии с трепетной осторожностью ласково касаются шерстки пугливого зверька, горностая, расположившийся в ее руках. Показателен был и сильный контрапоста, введен в портретную композицию. В то время как плечи молодой женщины развернуты влево, ее почти бесстрастное лицо резко повернулась в противоположную сторону. Этот контрапоста вносит в портретный образ воодушевленный движение, вызывая в памяти знаменитый рисунок Леонардо тех лет (Турин, Королевская библиотека) - зарисовку женской головы, использованную в качестве этюда для лица ангела в его картине "Мадонна в скалах" (1483-86, Париж, Лувр). Однако мысль о том, что в рисунке изображен образ Чечилии Галлерани, представляется нам слишком смелой ".


4.1. Горностай

Присутствие на картине зверька, которого традиционно называют горностаем, объясняют несколько версий:

  • Греческое название горностая - дав.-гр. γαλῆ (Гале) - этимологически связана с фамилией Галлерани. В то время подобная игра слов была популярна в светских кругах Италии.
  • За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. По легенде, если шкура пачкались и теряла белый цвет, горностай умирал. Леонардо об этом знал: существует созданный им рисунок Allegory of the Ermine (Музей Фицуильяма, Кембридж), [11] где изображена сцена, в которой горностай предпочитает быть пойманным охотником, чтобы не запачкать белую кожицу. Он мог подчеркивать соответствие любовницы герцога официальной придворной морали: женщина должна быть с одной стороны целомудренной, с другой - быть прекрасной возлюбленной. То есть, несмотря на то, что она не состояла в браке, это не пятном на его репутации. Один ученый высказал предположение, что Чечилия, пожалуй, была беременна в момент написания портрета, и горностай не только выполняет композиционную функцию, прикрывая живот, но и означает, что вынашивание бастарда не является позором. [12]
  • Горностай мог относиться к Лодовико Сфорца, потому что он был членом Ордена Горностая (L'Ordre de l'Hermine; Ordine dell'Ermellino) Фердинанда I Неаполитанского с 1488 года [7] и включил его изображение в свою персональную эмблему [13] (в литературе встречается упоминание, что горностай был эмблемой рода Сфорца, однако это не так - эмблемой был змей-бисцион).
  • Высказываются и другие варианты толкования образа, более метафорические: "замечательный реалистическое произведение, предельно точно характеризует изящную, но властную натуру фаворитки, долго держала в своих руках" горностая ", т.е. владетельного князя, которым был Лодовико Сфорца". [1]

Анатомически очень точное изображение зверька и его лапы с когтями по мнению исследователей вступает в противоречие с религиозно-нравственным статусом и несет в себе сексуальную окраску, о котором говорит и разрез рукава платья Чечилии - символ вагины. Тема сексуальной потенции не является чем-то новым для эпохи Возрождения. [14]

Существует версия, которой среди других придерживался Вильгельм фон Боде, что на картине изображен не горностай, а белая домашняя пожалуйста. [15] [16]


5. История картины в Новое время

Достоверная письменная история данной картины прослеживается с конца XVIII века. Примерно в 1798 году полотно было привезено из Италии в Краков будущим российским министром иностранных дел, князем Адам Чарторыйский. Его мать Изабелла Чарторыйская, которой он подарил полотно, поместила картину в музей, основанного ею в своем имении Пулавы в 1802 году.

При Польского восстания 1830 года имущество Чарторыйских было конфисковано Российской империей, но Чарторыйский отослал картину в Париж и она находилась в отеле Лямбер, где жил князь и размещалась его коллекции. Внук Изабеллы Владислав, спасаясь от франко-прусской войны, покинул Францию ​​и вернул собрание в Польшу в 1876 году. В Кракове он открыл Музей Чарторыйских, частью которого стала картина. Судя по всему, идентификация авторства Леонардо произошла довольно поздно - в каталогах его работ XIX века она не упоминается, а известный по письменным источникам портрет Чечилии считается утраченным. Картина была доступна для экспертов уже в Париже. Ее репродукция впервые была опубликована в 1889 году немецким историком искусства Мюллером-Вальде. Как портрет Чечилии Галлерани ее идентифицировал Ян Болож-Антоневич в 1900 году. [5]

При Первой мировой войны картина для безопасности была отослана в Дрезденскую галерею. Незадолго до начала Второй мировой войны она снова была спрятана, но в сентябре 1939 года попала в руки нацистов.

После оккупации Польши Германией в 1939 году картина была вывезена с целью отправки в Музей Гитлера в Линце и помещена в берлинский Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде). В 1940 году генерал-губернатор Польши Ганс Франк приказал вернуть ее в свою резиденцию в Кракове. В конце войны она была обнаружена польско-американской комиссией в доме Франко в Баварии и в 1946 году возвращена в Польшу. [17] Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости.


Примечания

  1. а б Михайлов, Б. П. Леонардо да Винчи Архитектор - leonardodavinchi.ru/la43. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952. (Рус.)
  2. Leo Calvin Rosten The story behind the painting. - Cowles Magazines & book trade distribution by Doubleday, Garden City, 1962. - P. 32. - 165 p. (Англ.)
  3. а б Гастев, А. А. Леонардо да Винчи. - М: Молодая Гвардия, 1982. - (Жизнь замечательных людей). (Рус.)
  4. Gaia Servadio Renaissance Woman - books.google.com / books? id = e-Ax__Uhdh8C & pg = PA6 & dq = Cecilia Gallerani & f = false. - IBTauris, 2005. - P. 52. - 274 p. - ISBN 9781850434214
  5. а б Cecilia Gallerani: Leonardo's Lady with an Ermine, by Janice Shell and Grazioso Sironi - www.jstor.org/pss/1483456
  6. Italian home galleries. "Lady with an Ermine: PRESERVATION AND SCIENTIFIC EXAMINATIONS" - www.creval.it / gallerie_en / eventi / dama_conservazione.htm . http://www.creval.it/gallerie_en/eventi/dama_conservazione.htm - www.creval.it / gallerie_en / eventi / dama_conservazione.htm . Проверено 2011-12-13 .
  7. а б в "Portrait of Cecilia Gallerani (The Lady with the Ermine) 1490" - www.universalleonardo.org/work.php?id=309. University of the Arts, London . http://www.universalleonardo.org/work.php?id=309 - www.universalleonardo.org/work.php?id=309 . Проверено 2011-10-20 .
  8. "Lady with the Ermine" - www.bbc.co.uk / science / leonardo / gallery / ladyermine.shtml. BBC. 2006 . http://www.bbc.co.uk/science/leonardo/gallery/ladyermine.shtml - www.bbc.co.uk / science / leonardo / gallery / ladyermine.shtml . Проверено 2011-10-20 .
  9. Д. К. Самин Леонардо да Винчи / / Сто великих художников - www.bibliotekar.ru/100hudozh/11.htm. - Вече, 2005. - ISBN 5-9533-0862-0
  10. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи раннего Возрождения. М., 1996. С. 237
  11. Frank Z?llner Leonardo DA Vinci, 1452-1519 - books.google.com / books? id = fq8IHuJIKmoC & pg = PA45 & dq = Cecilia Gallerani & f = false. - Taschen, 2000. - P. 45. - 96 p. - ISBN 9783822859797
  12. James Hall The Sinister Side: how left-right symbolism shaped Western art - books.google.com / books? id = IXX8_FMeTIsC & pg = PA255 & dq = Cecilia - Oxford University Press. - P. 225. - 489 p. - ISBN 9780199230860
  13. A. Rona, "l'investitura di Lodovico il Moro dell'Ordine dell'Armellino" Archivio Storico Lombardo 103 (1979:346-58; as political allegory, see C. Pedretti, "La Dama dell'Ermellino come allegoria politica", Studi politici in onore di Luigi Firpo I, Milan 1990:161-81, both noted by Ruth Wilkins Sullivan, in "Three Ferrarese Panels on the Theme of 'Death Rather than Dishonour' and the Neapolitan Connection" Zeitschrift f?r Kunstgeschichte 57.4 (1994:610 - 625) p. 620 and note 68.
  14. Norbert Schneider The Art Of The Portrait: masterpieces of European portrait-painting, 1420-1670 - books.google.com / books? id = C5w8U6OFuOkC & pg = PA55 & dq = Cecilia Gallerani & f = false. - Taschen, 2002. - P. 55. - 240 p. - ISBN 9783822819951
  15. Giorgio Vasari Leonardo DA Vinci / Ludwig Goldscheider. - Phaidon Press. - P. 26. - 44 p.
  16. Clive Roots Domestification - books.google.ru / books? id = WGDYHvOHwmwC & pg = PA183 & dq = leonardo ermine ermine furo & f = false. - 2007. - P. 183. - 199 p. - ISBN 9780313339875
  17. Lady with an Ermine (Portrait of Cecilia Gallerani) / Exibition in the Museum of Fine Arts, Houston - www.mfah.org/exhibition.asp?par1=1&par2=3&par3=98&par6=3&par4=503&lgc=4¤tPage=1