Надо Знать

добавить знаний



Данте Алиго \ 'ери


Dante-alighieri.jpg

План:


Введение

Данте Алигьери ( т.. Dante Alighieri) (* 13 июля 1265, Флоренция - ? 13 / 14 сентября 1321, Равенна) - выдающийся итальянский поэт эпохи Возрождение, писатель и политик, "Отец итальянской литературы". Первым стал писать литературные произведения народной (т.е. итальянской) языке, а не латыни. Его главный художественное произведение, поэма "Божественная Комедия" ( т.. la Divina Commedia), считается шедевром мировой литературы.


1. Жизнь

Родился в Флоренции в благородном семействе. Точная дата рождения Данте неизвестна: по разным источникам он родился в 1265 г. между 14 мая и 13 июля.

Об образовании Данте тоже мало сведений, и, очевидно, он получил хорошее воспитание, потому поражал современников необыкновенной освиченнистю. Есть предположение, что он учился дома. Также, известно, что он учился в Болонском университете, но не окончил его. Он изучал тосканскую поэзию, в то время, когда в Тоскане стала известна Сицилийская Поэтическая Школа (Scuola poetica siciliana). Данте также интересовался поэзией Окситанский трубадуров и классической поэзией античности (особенно увлекался творчеством Вергилия).

Семья его была известной во Флоренции и поддерживала гвельфов, политический альянс, который выступал на стороне Папства и оказался в сложном противостоянии с гибеллинамы, которые поддерживали императора Священной Римской империи. Вследствие внутренних противоречий в конце XIII века гвельфов в свою очередь разделились на черных гвельфов и белых гвельфов и уже враждовали между собой.

Данте утверждал, что его семья происходит от древних римлян, (Inferno, XV, 76), но старшим родственником, которого он мог вспомнить был Каччагуйда Елисейский (Paradiso, XV, 135), который жил не ранее 1100 года. Отец Данте, Алигьери где Белинчеоне, был белым гвельфов, который не испытал мести гибеллинив после того, как они выиграли битву у Монтаперти в начале XIII в. Это внушает мысль, что семья Алигьери имела некоторый престиж и статус.

Портрет Данте на фреске в Palazzo dei Giudici, Флоренция

Мать поэта звали Донна Белла Абатский. Она умерла, когда Данте было 5 или 6 лет и его отец женился еще раз, с Лапой Кристиамо Чиалуфи. И действительно он женился на ней, точно не известно, ведь в те времена для вдовцов это было непросто. Однако точно известно, что эта женщина родила двоих детей.

Когда Данте шел 13-й, в 1277 году, его обручили с Джеммой ди Манетто Донати. Контрактные бракосочетания в столь ранний период были типичным явлением и включали формальную церемонию проставления подписей перед нотариусом. Женился Данте 1293 года, но свою первую любовь к Беатриче пронес через всю жизнь. От своей жены Данте имел троих детей: Якопо, Пьеро и Антонию. О последней известно, что она стала монахиней.

Семья Джеммы ди Донати была одной из самых влиятельных во Флоренции в период позднего Средневековья. Политически Данте принадлежал к группировке белых гвельфов. После конфликта в 1300 году между черными гвелфамы, близкими к папы Бонифация VIII, и белыми гвелфамы, последние потерпели поражение и их представители января 1302 начали покидать Флоренцию, выезжая частности к лояльной к этой группировке Равенны.

В 1274 когда Данте имел 9 лет, он встретил Беатриче Портинари, дочь Фолко Портинари, в которую влюбился "с первого взгляда", но ни разу не заговорил с ней. По достижении совершеннолетия он часто видел Беатриче, обмениваясь с ней приветствиями на улице, но никогда хорошо ее знал - он подавал пример так называемого "вежливого любви". Теперь трудно понять всех его обстоятельств. Однако именно эта любовь была светлой событием в жизни Данте и, возможно, толчком к литературному творчеству. Во многих стихах Данте изобразил Беатриче как напивбожество, постоянно наблюдает за ним. Интересно, что Данте в одной из своих поэм не вспоминал свою жену. К большому несчастью для Данте Беатриче умерла 1290 года.

Семья Данте Алигьери держала сторону флорентийской партии Черкей (итал. Cerchi), враждовала с партией Донати (итал. Donati) Данте Алигьери женился (в 1292) на Джемме Донати. Когда Данте Алигьери был изгнан из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, соблюдая остатки родительского достояния.

Данте Алигьери составлял тогда свои песни в прославление Беатриче, свою "Божественную Комедию", и в ней Джемма не упомянута ни словом. В последние годы он жил в Равенне, вокруг него собрались его сыновья, Якопо и Пьетро, ​​поэты, будущие его комментаторы, и дочь Беатриче, только Джемма жила вдали от всей семьи. Боккаччо, один из первых биографов Данте Алигьери, обобщил все это: будто Данте Алигьери женился по принуждению и уговорам и в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Беатриче определила тон его чувства, опыт изгнания - его общественные и политические взгляды и их архаизм.

Любовь к флорентианке Беатриче получала для него таинственный смысл, он наполнял ней каждый момент существования. Ее идеализированный образ занимает значительное место в поэзии Данте. В 1292 он начал творческий путь с повести к своей молодой, обновил его любви: "Новая жизнь" ("La Vita Nuova"), составленной из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. Смелые и грациозные, порой сознательно грубые образы-фантазии складываются в его Комедии в определенный, строго рассчитанный рисунок. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже заядлым муниципалистом; но у него была потребность выяснить для себя основные принципы политической деятельности, поэтому он пишет свой латинский трактат "О монархии" ("De Monarchia"). Это произведение - своеобразный апофеоз гуманитарного императора, рядом с которым он хотел бы поставить столь же идеальное папство.

После смерти возлюбленной Данте посвятил себя философским исследованием религиозных школ. Он участвовал в диспутах, которые устраивали публично во Флоренции два главных ордена (францисканский и доминиканский).

Эта "чрезмерная" страсть к философии позже будет критиковаться персонажем Беатриче в "Чистилище" (Purgatorio), второй части комедии.

С 1295 года начал заниматься политикой, принадлежа к антипапистськои партии. После вступления в силу регламента 1295 году, который позволял людям из средних слоев занимать политические должности, если они зарегистрированы в каком-то искусстве, Данте вошел в гильдию целителей и фармацевтов. В последующие годы его имя часто упоминается в регистрационных документах.

Точный ход политической карьеры Данте не известен, поскольку много исторических документов было утрачены, но благодаря другим источникам был воссоздан большая часть его биографии: Данте был в Совете народа с ноября 1295 до апреля 1296, в группе "мудрецов" в декабре 1296 года, с мая по сентябрь Данте входил в Совет Ста. Иногда его посылали с дипломатической миссией.

Несмотря на то, что Данте входил в партии гвельфов, он всегда пытался помешать своему злейшему врагу Папе Бонифацию VIII. С прибытием кардинала Маттео дьАкваспарта, посланного, по крайней мере, номинально, как миротворца (на самом деле папа хотел через него уменьшить власть белых гвельфов).

После поражения Гибеллинив, Гвельф разделились на две фракции: Белые гвельфы - партия Данте, и Черные гвельфов. Сначала роскол произошел из-за ссоры семей, однако скоро появились и идеологические разногласия относительно роли Папы Римского в флорентийских делах: Черные поддерживали Папу, а Белые хотели больше свободы от Рима.


2. Изгнание

Годы изгнания были для Данте годами лишения. Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов ?нового стиля? - Чино с Пистойе, Гвидо Кавальканти и др.. Его "La Vita Nuova" уже была написана; изгнание сделало его серьезным и строгим. Он затевает свой "Пир" ("Convivio"), аллегорически схоластический комментарий к четырнадцати канцон. Но "Convivio" так и не закончен: написано было лишь введение и толкование трех канцон. Не кончен, обрываясь на 14-й главе 2-й книги, и латинский трактат о народном языке, или красноречии ("De vulgari eloquentia").

В годы изгнания создались постепенно и при тех же условиях работы три кантики Божественной Комедии. Время написания каждой из них может быть определено лишь приблизительно. Рай дописывали в Равенне, и нет ничего невероятного в рассказе Боккаччо, что после смерти Данте Алигьери его сыновья долгое время не могли доискаться тринадцати последних песен, пока, согласно легенде, Данте не приснился своему сыну Якопо и не подсказал, где они лежат .

О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется. На первых порах он нашел приют у обладателя Вероны, Бартоломео делла Скала; поражения в 1304 г. его партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгое путешествие по Италии. Позже он прибыл в Болонью, в Луниджьяне и Казентино, в 1308-9 гг. оказался в Париже, где выступал с честью на публичных диспутах, обычных в университетах того времени. Именно в Париже Данте застала весть, что император Генрих VII собирается в Италию. Идеальные мечты его "Монархии" воскресли в нем с новой силой, он вернулся в Италию (вероятно, в 1310-м или в начале 1311), чая ей обновления, себе - возвращения гражданских прав. Его "послание к народам и правителям Италии" полно этих надежд и восторженной уверенности, однако, император-идеалист внезапно умер (1313), а 6 ноября 1315 Раньери ди Заккаре с Орвьетто, наместник короля Роберта во Флоренции, подтвердил декрет изгнания по Данте Алиго " ери, его сыновей и многих других, осудив их на казнь, в случае, если они попадутся в руки флорентийцев.

В 1300 году Данте стал членом совета шести приоров, но папская партия выселила его из Флоренции, конфисковав все владения. В 1301 году Данте присудили к сожжению, дом его разрушили. Спасаясь от жестокого приговора ему пришлось навсегда покинуть родной город. 1302 года флорентийская власти постановили, что Данте грозит казнь, если он осмелится появиться в городе, не выплатив наложенного штрафа в размере пяьты тысяч флоринов.

Времени Данте 19 лет вел путешествующую жизнь, и на этот период пришелся пик его литературного творчества. Сначала он попал в Вероны, затем - в Лукки и Падуе. Водил дружбу с императором Генрихом VII, с которым встретился в 1313 году, когда тот приезжал в Рима. Данте надеялся на его поддержку, но смерть императора перечеркнула все его надежды на возвращение во Флоренцию. От 1320 года и до конца жизни он нашел убежище в Равенне.

С 1316 - 1917 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая. Летом 1321 Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321. Данте был похоронен в Равенне; замечательный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут после смерти последнего, а ныне сохранилась гробница относится к более позднему времени. Всем знакомый портрет Данте Алигьери лишен достоверности: Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритое, однако, в целом его изображения соответствует нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно- задумчивый. В трактате о "Монархии" сказался Данте Алигьери-политик, для понимания поэта и человека важнее знакомство с его трилогией "La Vita Nuova", "Convivio" и "Divina Commedia".

Умер Данте в Равенне в ночь 13 сентября на 14 сентября 1321 года. Его могила в наше время является местом паломничества миллионов посетителей.


3. Краткая хронология

  • 1265 - рождение Данте
  • 1274 - первая встреча с Беатриче
  • 1283 - вторая встреча с Беатриче
  • 1290 - смерть Беатриче
  • 1295 - создание повести "Новая жизнь" ("La Vita Nuova")
  • 1296 / 97 - первое упоминание о Данте как о общественного деятеля
  • 1298 - женитьба Данте на Джемми Донати
  • 1300 / 01 - приор Флоренции
  • 1302 - изгнан из Флоренции
  • 1304 - 1307 - "Пир"
  • 1304 - 1306 - трактат "О народном красноречии"
  • 1306 - 1321 - создание "Божественной комедии"
  • 1308 / 09 - Париж
  • 1310 / 11 - возвращение к Италии
  • 1315 - подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
  • 1316 - 1317 - поселился в Равенне
  • 1321 - как посол Равенны едет в Венеции
  • В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 - умирает по дороге в Равенну

4. Творчество

Данте Алигьери начал свою литературную деятельность довольно рано и написал много произведений, но мировую славу принесла ему написана на тосканском диалекте Divina Commedia ("Божественная комедия"), которую начал писать в 1290 году, переделал в 1313 году, а закончил 1321 года. В трех частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") Данте описывает свое путешествие к Богу. Спутником Данте выступает римский поэт Вергилий, позже Данте сопровождает Беатриче, олицетворяет милость Божию. Произведение является настоящей энциклопедией средневековья. Многие исследователи считают "Божественную комедию" одним из самых выдающихся произведений не только итальянской, но и мировой литературы.

Данте Алигьери был человеком религиозным и не пережил тех острых нравственных и интеллектуальных колебаний, отражение которых видели в Convivio; однако по Convivio остается промежуточное в хронологическом смысле место в развитии Дантовой сознания, между Vita Nuova и Божественной Комедией. Связью и объектом развития является Беатриче, одновременно и чувство, и идея, и воспоминание, и принцип, объединились в одном образе. Среди юношеских стихов Данте Алигьери есть один особенно примечателен сонет к его другу, Гвидо Кавальканти. Произведение является выражением реального, игривого чувства, далекого от любой трансцендентности.

Беатриче названа уменьшительным именем: Биче. Она, очевидно, замужем, ибо с титулом Мона (мадонна) рядом с ней упоминаются и две другие красавицы, которыми восхищались и которых воспевали друзья поэта, Гвидо Кавальканти и Лапо Джиянни: "Хотел бы я, чтобы каким-нибудь волшебством мы оказались, ты , и Лапо, и я, на корабле, который шел бы по всякому ветру, куда бы мы ни пожелали, не боясь ни бури, ни ненастья, и у нас постоянно росло бы желание быть вместе. Хотел бы я, чтобы добрый волшебник посадил с нами и Монна Ванна (Джиованни) и Мона Биче (Беатриче), и ту, которая стоит у нас под номером тридцатых, и мы бы вечно беседовали о любви, и они были довольны, а как, полагаю, довольны были бы мы! "


5. Произведения

  • 1306 - 1321 Божественная комедия - Divina Commedia (ит.)
  • 1304 - 1307 Convivio (ит.) Пир.
  • 1304 - 1306 De vulgari eloquentia libri duo (лат.) О народном красноречии, трактат.
  • Egloghe (лат.) Эклога.
  • Epistulae (лат.) Послания.
  • Il fiore (ит.) Цветок, поэма из 232 сонетов, за "Романом о Розе" ( фр. Roman de la Rose ) (Аллегорический роман XIII века).
  • 1310 - 1313 Monarchia (лат.) Монархия, трактат.
  • Detto d'amore (ит.) Detto d'Amore поэма, также за Романом о Розе ( фр. Roman de la Rose ).
  • Quaestio de aqua et de terra (лат.) Вопрос о воду и землю.
  • 1295 Vita nuova (ит.) Новая жизнь.
  • Rime (Canzoniere) (ит.) Стихи.
    • Стихи флорентийского периода:
      • Сонеты
      • Канцоны
      • Баллады и стансы
    • Стихи, написанные в изгнании:
      • Сонеты
      • Канцоны
      • Стихи к каменной госпожа
  • Письма

6. Украинские переводы Данте

Единственный на сегодня полный перевод "Божественной комедии" принадлежит Евгений Дробязко. Петр Карманский (по основательной редакцией Максима Рыльского) начал переводить "Божественную комедию", однако перевел только первую кантиком "Ад", которая была опубликована в 1956 году. [1] Перевод Карманского, по мнению исследователя Данте в Украину Максима Стрихи, был далек от совершенства. [2] Перевод Дробязко был опубликован отдельными частями в издательстве "Днепр" : "Чистилище" (1968 г.), "Рай" (1972 г.) и полное издание - в 1976 году. Перевод Дробязко отмечен премией имени М. Рыльского.

Гипотетический третий полный перевод, над которым работал неоклассик Михаил Драй-Хмара, скорее всего не сохранился. Первую и вторую части перевода были изъяты НКВД. Дальнейшая судьба рукописи неизвестна.

Многие украинских поэтов и переводчиков переводили отдельные фрагменты поэмы. 36 терцин с "Ада" перевел в 1878 году Иван Франко. В 1892-1896 годах во Львове выходят первые десять песен "Ада" в переводе Владимира Самойленко, подписавшийся В. седенький. В конце 1890-х годов Леся Украинской перевела 27 строк из пятой песни "Ада". В 1930-х годах работал над переводом Данте уже упомянутый М. Драй-Хмара. В 1965 году был напечатан коллективный перевод "Новой жизни" под редакцией Григория Кочура. В работе над этим изданием приняли участие Бажан, Дмитрий Павлычко, Иван Драч, Виталий Коротич, Владимир Житник, Анатоль Перепадя.

В том же году в Мюнхене в издательстве Игоря Костецкого "На Горе" опубликовано экспериментальный перевод фрагмента "Божественной комедии" Василия Барки.


7. Данте в украинской поэзии

Произведения украинских поэтов, связанные с Данте. [3]

Авторы Произведения
Тарас Шевченко
  • Иржавец (1847 г.)
  • Г. С. (1848 г.)
Пантелеймон Кулиш К Данта, прочитав его поэму "Ад" (1861 г.)
Иван Франко
  • Вольные сонеты, сонет XVII (1889 г.)
  • Тюремные сонеты, сонет I (1889 г.)
  • Моисей. Поэма (пролог) (1905 г.)
Леся Украинской Забытая тень (1898 г.)
Николай Зеров Данте, сонет (1921 г.)
Павел Тычина Ответ землякам (1922 г.)
Тодось Осьмачка Данте (1928 г.)
Юрий Клен
  • Терцины (1935 г.)
  • Беатриче (1936 г.)
  • Зимние дни (1938 г.)
  • Пепел империй. Часть вторая (1944 г.)
Максим Рыльский Путешествие в молодость. Пролог (1942 г.)
Григорий Кочур Переводчик. Д. Паламарчук (конец 1940-х гг, концлагерь в Инте)
Игорь Качуровский Sonnetto Dantesco (1984 г.)
Лина Костенко "Под вечер выходит на улицу он ..." (1977 г.)
Василий Стус
  • "Не могу я без улыбки Ивана ..." (1965 г.)
  • "И стрелку смерти отведите назад ..." (Вторая половина 1970-х гг)
Марина Новикова Украинские переводы (1988 г.)
Яр Славутич Casa di Dante (с флорентийских сонетов)
Леонид Полтава
  • Первый сонет Данте
  • Рисунок Данте
Пахлевская Оксана Окрестности Равенны (1988 г.)
Александр Ирванец Юрку, самому себе и Виктору. Именно в такой последовательности (2000 г.)

8. Интересные факты

Памятник Данте во Флоренции

В июне 2008 года через почти 690 лет после смерти великого Данте власть Флоренции отменил свое решение о его изгнания из родного города. За это проголосовали 19 членов Флорентийской горсовета, а пятеро высказались против. Мэр города Леонардо Доменичи сообщил, что аннулирование вердикта относительно Данте будет проведена во время торжественной церемонии. На ней большой флорентиец будет удостоен высшей награды города. Критики решения властей Флоренции называют идею реабилитации Данте дешевым трюком, который имеет целью исключительно привлечь в город побольше туристов, и отмечают, что если бы литератору разрешили вернуться в родной город, то он, возможно, никогда бы не написал свои лучшие произведения [4].


Примечания

  1. Данте. Ад \ Обмен. П. Карманского под ред. М. Рыльского. Вступительная статья А. И. Белецкого. К., Государственное издательство художественной литературы, 1956, с. 222
  2. М. Стриха, Преодолев полжизни пути земного ... "Божественная комедия" Данте и его украинского эхо ", изд. Факт, Киев, 2001, с. 24
  3. За Максимом Крышей и Игорем Качуровским см.. цитируемую в прим.1 труд М. Стрихи, в которой отдельной частью подается антология украинской произведений о Данте (с.91-132), а также книгу И. Качуровского "Италия в украинской поэзии (1999).
  4. Боровский Олег Реабилитирован Данте. Мэрия Флоренции аннулировала решение 1302 об изгнании великого поэта - www.umoloda.kiev.ua/number/1187/186/42216/ / / "Украина Молодая" № 113 за 20 июня 2008 года

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам