Надо Знать

добавить знаний



Дао



План:


Введение

Дао, Тао ( кит.道, буквально - путь) - понятие древнекитайской философии, означающее: в теории познания - "путь" природы, ее закономерность; в этике - смысл жизненного пути человека, этическую норму; в логике - основание, посылка, аргумент. [1] объемных и сложная категория китайской философии, и в частности даосизма, которую можно сравнить с категорией бытия.

В древней европейской философии аналог - логос.

В средневековой православной философии Киевской Руси аналогами этого понятия есть Истина (София), Право, Правда, Закон, Жизнь, жизненный путь, Дух, Сущее, Сущий и мн.


Дао - универсальная природа всех вещей и путь всех вещей. Включает в себя становления, бытия и расписание всех вещей и явлений, бытия-как-оно-есть. Сочетает в себе принципы имманентности и трансцендентности. Иногда выступает как "мать или отец всего сущего", или недифференцированная пустота.

Категория Дао чаще всего связана с классическим текстом Дао Дэ Цзин. С Дао связана также известная достопримечательность китайской литературы - Дао Цзан ("Сокровищница Дао").

Согласно китайской метафизикой Дао Дэ Цзин, сначала было Единственное - Дао, затем Дао рождает Два противоположных - Инь и Ян ( кит.阴阳), которые, в свою очередь, порождают Три - Землю, Небо, Человека. Последние три порождают все множество вещей в мире ( кит.万物/万物, w?nw?).

Из-за наличия в Дао всех возможных качеств, объяснения Дао становится невозможным. Согласно Лао Цзы, Дао нельзя выразить, потому что оно меняется ежесекундно, но можно ему следовать.

Дао, которое можно выразить, не есть постоянное Дао.
Имя, которое можно назвать, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, то, что имеет имя - мать всех вещей.
Поэтому свободный от страстей созерцает удивительную тайну [Дао],
а кто имеет страсти, видит только его конечный форму.
Безымянное и то, что имеет имя - имеют одно происхождение,
но у них разные названия. Вместе они называются глубочайшими.
Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко удивительного. [2]

В классической литературе Даосизма Дао имеет онтологическое значение. Оно охватывает также не-бытие вещей вселенной. Оно есть у каждого живого существа и присутствует даже в неживом. Сила, принцип, предоставляющий пустом аморфном Дао форму - Где.

Где - варианты перевода "Благодать", "Сила", "Мораль". Но последнее значение свойственно более для конфуцианского понимания дэ. Традиционное Кое - мораль, а, скорее, порядок вещей, который наиболее полно соответствует сущности Дао, есть, природная сила, что движет вселенную.

У-Вэй, не-действие - способ следования Дао и выполнения Где, которая заключается в отказе от эгоистических мотивации и собственных субъективных интересов.

Дао, где и У-Вэй приблизительно можно представить в виде: сущность и существования - порядок мироздания - способ следования порядка вселенной.

В философии неоконфуцианства срок Дао часто отождествляют с термином Ли - "принцип", который противостоит материальном субстрата, ци. Основатель рационалистической системы неоконфуцианства Чжу Си подчеркивал тождество Дао человека и вселенной.


1. Дао в христианстве, православии и православных текстах китайском языке

Китайская философская концепция Дао как Пути, Силы и Слова имеет свои параллели как в греческой философии (концепция Логоса), так и в построенной на ее основе следующей христианской, православной философии, на что обращали исследователи философии Востока и Запада разных эпох.

"Для верующего человека путь (т.е. Дао) есть Христос", паломничество (т.е. следование Дао) - это путь к Христу. Если главный смысл паломничества в том, Чтобы прийти к истокам христианства, то суть паломничества как христианского подвига - в подвижничестве: в преодоление не только трудностей пути, но и своей физической и порой душевной немощи. Подвиг странничества всегда вознаграждается духовной радостью познания красоты единого Божьего мира - и природной, и рукотворной. Ведь, познать мир - значит открыть мира Золотая сердце; воспринимать мир таким, какой он есть, большой и многообразны. Этому сущностно и поучают нас, грешных и сомневающихся. "(Из книги" Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам ".).

В настоящее время, в связи с распространением в Китае православной и христианской веры понятие Дао имеет большое значение и постоянно используется для перевода богослужебных текстов на китайском языке и адаптации христианских богословских концепций под мировоззрение восточного читателя.

В середине XII в. во время правления династии Сун в Китай прибыли еврейские поселенцы. Они подарили императору Ветхий Завет, который китайской был назван "даоцзин" (книга пути) и "чженцзин" (книга истины).

В книге иеромонаха Дамаскина, "Христос, Вечное Дао" читаем следующее: "Это Был тот Логос, о котором Гераклит сказал, что люди его" не в силах постичь "; это было то Дао, о котором Лао-цзы сказал, что" ни один человек в мире не может понятий ". Китайские переводчики, зная что Дао для китайцев значит то же, что Логос для греческого, первую срока Евангелия от Иоанна перевели так:" В начале был Путь (Дао) "(太 初 有 道, 道与 神 同 在, 道 就 是 神.). "

Следующим образом:

  • 神 - Бог, Господь, Аллах, Тенгри, Шествие;
  • 道 - Дао, Путь, Слово;
  • 神道 - Боже Дао, Божий Логос, Слово Божие, Божий Путь. Вместе с тем следует заметить, что этими же иероглифами принято обозначать японское учение синто, путь божества, часто переводят как путь богов.
  • 道德 经 - Дао Дэ Цзин, Книга Пути и Силы, Книга Пути и Благодати;
  • 道 经 - Книга о Пути (обозначение Ветхого Завета, Торы в XII в.)

2. Дао и ислам

Концепция Дао, которое является важной составляющей китайской философии была использована и продолжает использоваться для адаптации и переформулирование идей ислама для китайского мира и наоборот - концепций китайского мира на базе исламского мировоззрения. См.. напр. работу Сачиков Мурата "Дао ислама".

В исламе, в частности в суфизме, также прослеживаются идеи Пути, Силы и Слова. В частности, есть понятие Божьего Слова (Калам, Коран), Божьей Книги (Мактуб), идеи странництва (мировоззрение странствующих дервишей и хожу), которые могут быть адаптированы для китайского мировоззрения с использованием понятия Дао.


Примечания

  1. Большой толковый словарь современного украинского языка, 2005
  2. Ян Хин-шун. "Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение". Москва, 1950



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам