Надо Знать![]() | ВведениеДебальцево - город областного значения в Донецкой области. Дебальцевский городской рады подчинены город районного значения Светлодарск и поселок городского типа Мироновский. 1. Население30,246 тыс. жителей (2001) с территориями, подчиненными горсовету 52,214 тыс. жителей. Украинский язык, согласно переписи, в быту используется 21,9% населения. Количество населения на начало 2004 года - 29,1 тыс. человек. Рождаемость - 7,5 на 1000 человек, смертность - 17,1, естественная убыль - 9,6, сальдо миграции отрицательное (-2,2 на 1000 человек). 2. ИсторияНа карте 1840 обозначено село Ильинка, что делилось на две части: южная - Ильинка, северная - Дебальцевка. Когда 1 декабря 1878 открылось регулярное сообщение между станциями Донецкой каменноугольной дороги (Екатерининской железной дороги), ее строители назвали новую станцию Дебальцево. А рядом с ней выросло одноименное село, положившее начало современному городу. В 1896 году недалеко от станции был пущен механический завод. Это предприятие производило металлические мосты, эстакады, поворотные круги, железные стропила, резервуары и другие изделия, так необходимые строителям железных дорог. Рядом с заводом вырос рабочий поселок. В 1897 году население Дебальцево превысило 2 тысячи человек. В годы промышленного подъема численность населения быстро увеличивалось, потому что развернулась масштабная реконструкция Дебальцевского железнодорожного узла. Была построена новая сортировочная станция с западным и восточным направлениями, которая формировала более 500 тысяч вагонов в год. Для ремонта и промывки паровозов в 1905-1908 годах были построены два депо - Восток и Запад. Расширились вагонные мастерские. В 1911 году население Дебальцево составило 20 тыс. чел. В поселке не было водопровода, мощеных улиц. Работали две небольшие больницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорожная школы. Увеличились производственные мощности механического завода, ставший в 1925 году машиностроительным. Кроме железнодорожных мостов, в г. Дебальцево начали делать шлаковозы, Чугуновозы, гидропресс. В 1921 году Дебальцево получил статус города Бахмутского уезда (позднее - Енакиевского уезда). В 1921 году население города составило 9 595 чел. Среди трудящихся - 65,9% было занято на транспорте (железнодорожная станция и мастерские), 2,8% - рабочие, 15,7% - служащие. В 1925 году состоялась реконструкция механического завода (Дебальцевский машиностроительный завод), в ассортименте которого появилось доменное и прокатное оборудование. Статус города поселок получил в 1938 году. К 1939 году население его выросло до 33 тыс. человек, появились водопровод, электричество, был построен Дворец культуры железнодорожников на 1 200 мест, стадион, открылся филиал Харьковского железнодорожного института. В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машиностроительный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, Чугуновозы, затворы доменных печей. В 1970-х годах построены новые многоэтажные микрорайоны "Черемушки" (на северо-востоке города), имени 50-летия Победы и Восточный (на востоке). ![]() Мемориальная доска Щербине Борису Михайловичу - советском государственном и партийном деятелю 3. ЭкономикаЖелезнодорожный узел. Машиностроение (Дебальцевский завод по ремонту металлургического оборудования, Дебальцевский завод железобетонных конструкций, Дебальцевский завод строительных материалов. Фабрика по изготовлению паливнороздаточних колонок, хлебозавод). Углегорская ГРЭС и Мироновская ГРЭС. Дебальцевская дирекция железнодорожных перевозок (ул. Ленина). Объем промышленного производства - 660 млн. гривен (на 1 жителя - 13 028 грн). Индекс промышленной продукции - 30,1% в 2003 году до 1990 года. Выбросы вредных веществ в 2003 году в воздух от источников загрязнения города - 117,8 тыс. тонн. 4. Социальная сфераВ Дебальцево функционируют: техникум железнодорожного транспорта, ПТУ, 2 больницы, 2 амбулаторно-поликлинические учреждения, 7 школ, 2 дворца культуры, Дворец спорта, стадион. Сохранено две детско-юношеские спортивные школы города. Уделяется внимание развитию футбола и отдельных видов спорта для инвалидов. В городе более половины общеобразовательных школ осуществляют обучение на украинском языке. В городе сохранилась единая архитектурная постройка XIX века - здание железнодорожного вокзала, являющегося памятником истории и архитектуры. 5. Персоналии
Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |