Девочка на фоне персидского ковра

Девочка на фоне персидского ковра - станковый произведение молодого художника Врубеля, созданный в городе Киев 1886 года и который подтвердил выдающееся колористическое дарование художника.



1. Врубель в Киеве

Михаил Врубель оказался в Киеве почти случайно. И был связан с городом почти пять лет.

В 1884 году в Петербургскую Академию художеств приехал известный киевский археолог, историк искусств, профессор Адриан Викторович Прахов и рассказал Чистякову о намерении создать византийский иконостас и реставрировать фрески Кирилловской церкви Киева. Потребовалось талантливый художник - (а Чистяков умел распознавать таланты) художник должен быть молодой, потому что денег на гонорары было мало. Чистяков посоветовал ему взять с собой Врубеля. Так Михаилу и не пришлось закончить Академию, где он проучился с 1880 по 1884 роки.Втручання в стенописи Кирилловской церкви 12 века было достаточно сдержанным. Заново создали фрески в тех местах, где они были полностью уничтожены. Первая же проба Врубеля - изображение архангела на одном из столбов церкви - вызвала всеобщее одобрение. Также для Кирилловской церкви Врубель создал фреску "Сошествие Святого Духа на Апостолов" (1885). Конечно же, он рисовал не как художник 12 века, а как современный мастер, знает достижения живописи Западной Европы, но не отрекается наследия византинизма.

Важной частью возвращения старинной киевской церкви к жизни было создание нового иконостаса. Чтобы Врубель знал, что от него требуют, художника отправили в Венецию. Четыре иконы был выполнен на тяжелых цинковых створках. Прообразом Богоматери стала Эмилия Львовна Прахова, жена профессора. Врубель работал в Италии по памяти, без модели - ни натурщицы, ни манекенов у него не было. В начале 1885 Врубель возвращается в Киев. Но отношения с семьей Праховых обостряются из-за увлечения Врубеля Эмилией Львовной, что было недопустимо. Поэтому Михаил уезжает в Одессу, где проводит полгода. Именно в Одессе Врубель начинает работать над темой Демона - которую без преувеличения можно считать важнейшим в его творчестве.

  • Рисунок к голове Богородицы

  • Богоматерь с иконостаса Кирилловской церкви.

  • "Моисей", стенопись Врубеля

  • Эмилия Прахова


2. Уничтожена "Восточная сказка" и новое произведение

Mikhail-Vrubel-Icon3-(fragment). Png

Тяжелое материальное положение Художник не улучшили и киевские гонорары. От не имел даже теплой одежды для зимы, по показаниям отца, посетил сына в Киеве. Чтобы заработать денег, художник и решил создать картину "Восточная сказка". Полотно было уничтожено, но известна его композиция на рисунке 1886 года, который сохраняет Национальный музей русского искусства в Киеве. Врубель тщательно прорабатывал детали, часто рисовал цветы. Рисунки 1885-1886 годов изобилуют изображениями цветов ("Шиповник", "Роза", "Натюрморт с цветами и пресс-папье", "Акация", "Пионы в вазе"). Все они чередуются с зарисовками для стенописей ("Председатель пророка") и многочисленными изображениями любимого Эмилии Львовны, чужой жены.

После уничтожения "Восточной сказки" художник и создал новое произведение, известный сейчас как "Девочка на фоне персидского ковра". Натурщицей стала Мария, старшая дочь владельца Центрального киевского ломбарда Г. Дахновича. Клиентом кассы был и сам Врубель, принимавший небольшие суммы под залог личных вещей и произведений. Поэтому художнику позволили использовать для картины и ценные ковры и ювелирные изделия, которые были в то время в коммерческом заведении Г. Дахновича.



3. Описание произведения

На полу, на фоне персидского ковра сидит молодое девчонка. Условный, театрализованный одежду девочки соответствует театральным же представлениям зрителя 19 века об арабском восток. Господствовали представления о роскоши, шатры, водопады жемчуга и наслаждения. Такие понятия не имели ничего общего с реальностью тогдашней мусульманской части мира с ее рынками рабов, закрепощенным состоянием женщины, болезнями, наркоманиями, толпой нищих, религиозным фанатизмом. Мусульманский мир в 19 в. проиграл соревнование с западноевропейской цивилизацией и находился в состоянии стагнации. Но инерция "Сказок 1000 и одной ночи" еще катилась миром и захватывать воображение тетральных художников, отразившись даже в феерию Леона Бакста в начале 20 в.

Молодой художник и сам страдал от непризнания, знал бедность, безгоршивья, болезнь. Но был захвачен театром, его сказками и магией, которую лелеял в душе и противопоставлял скучном существованию в буржуазном окружении, с его культом быстрого обогащения, культом прибыли и угнетением неуспешных, достойных презрения. Свой вариант театрализованного "Восточной сказки" он и создал в картине "Девочка на фоне персидского ковра". Картина не имеет сюжета. Это как мизансцена в театральной постановке. Зрителя удивляет тревожный взгляд девочки без надежды решить секрет ее тоски. Ситуацию запутывают и роскошные одежды и странные жемчуг, намекают на что-то, но без подсказок. Ее руки положены на розы и кинжал, тогдашние распространенные символы любовь и смерти. Цвета произведения взяты в почти полную силу, образующие невиданную гармонию. От картины шла почти сакральная магия, присущая религиозным произведениям художника. Но здесь был светский сюжет: то портрет в роскошном натюрморте, то невиданный натюрморт, дополненный портретом.

Только через десять лет его снова встревожит образ женщины на фоне ковра и он повторит забытую композицию в картине "Гадалка", навеянной оперой "Кармен" ( 1895 год, Третьяковская галерея). Но магия на "Гадалку" Врубеля - не сошла.


4. Бытование картины

Надежды на продажу картины не оправдались. Полотно не понравился даже Г. Дахнович. Художник трижды пытался продать картину на аукционе, но все было бесполезно. В провинциальном на то время Киеве важо было найти знакомого сторонника современного светского живописи, который признавали то неудачным, то декаденським. Наконец картину за 300 рублей приобрел сахарный магнат Николай Терещенко, имевший уже картины русских художников. Во времена СССР его художественная сборка будет национализирована и станет фундаментами современного Национального музея русского искусства в Киеве.

Картина не часто покидает родные стены и Киев. Ее посчастливилось видеть только посетителям немногих выставок в Италии, Франции и Великобритании.


Источники

  • же "Юный художник", апрель, 1987
  • Михаил Александрович Врубель.Выставка произведений.Каталог ГТГ., М, "Искусство", 1957, с.10-12 (рус)

См.. также