Надо Знать

добавить знаний



Декаданс



План:


Введение

Почетное, но пустое захоронения поэта декадента Шарля Бодлера на кладбище Монпарнас.

Декаданс - общее название кризисных явлений в искусстве и культуре конца 19 - начале 20 веков.

Период декаданса обозначен настроениями безнадежности, разочарования, упадком жизненных сил, эстетизмом.

Декаданс как конкретно-исторический факт предстал во второй половине XIX в., В частности в Франции, где впервые был применен этот термин для обозначения новых художественных тенденций, которые отрицали позитивистские доктрины в искусстве, иллюзорный академизм, жесткие миметического нормативы в творческой практике и т.д., трактованы как проявление "сумеречной эпохи", когда действительность, вдавленная в абсолютизированным схемы рационализма, теряла свой ​​смысл. Поэтому художники призывались к преодолению кризисной ситуации, к созданию новых эстетических и этических ценностей, которые следовали бы из основ тогдашней, еще довольно молодой "Философии жизни", которая реабилитировала не просто иррациональные принципы, но и критерий единства мира. В этом аспекте представители декаданса были близки к символистов.

Однако напрасно было бы искать чистого декаданса, значительно продуктивнее видеть его элементы в творчестве конкретного писателя (эстетизация безобразного в Шарля Бодлера, эстетизм в Оскара Уайльда, подчеркнутый индивидуализм в А. Стриндберга, аморализм в М. Арцыбашева или Владимира Винниченко и др.)..

Наложение смыслового значения декаданса на артистизм привело к недоразумению между И. Франко и В. Щуратом, который в статье "Литературные портреты. Иван Франко" отметил высокий эстетический уровень сборки "Увядшие листья", но поэт, воспитанный на принципах позитивизма, воспринял такую ​​оценку как обвинение в декадансе.

Вместе с тем следует осторожно выводить философские источники Декаденс по "философии жизни", как, например, по теории Ф.-В.Ницше, который в своем отрицании закостенелой официальной морали и здеградованого христианства апеллировал к сильной, здорового человека, рассматривал свое учение как протест против всеобщего упадка культуры и человечества. К сожалению, декаданс, руководствуясь такими же установками, невольно сам занимался болезненными симптомами "конца века", что не могло не отразиться на творчестве самих художников.


1. История возникновения срока

Идею декаданса ведут с 18 века от писателя Шарля Луи де Монтескье (1689-1755) и писателя Дезире Нисарда.Термин понравился и был использован уже в 19 веке в неодобрительно смысле против писателя Виктора Гюго и представителей романтизма в искусстве Франции. Буржуазную публику шокировали и раздражали полотна художников Жерико, Делакруа или революционные моменты в литературе Гюго. Неодобрительный термин реакционной французской критики перестал считаться неодобрительным у нового поколения литераторов-романтиков ( Теофиль Готье, Шарль Бодлер), которые использовали термин декаданс как признак чести, своей отделенности от буржуазного "банального прогресса".

Исследователи считают декаданс в литературе переходным этапом между романтизмом начала 19 века и модернизмом начала 20 в.

Возникновение термина побудило отнести к нему явления в искусстве как в древней истории (поздняя литература Римской империи), так и некоторые явления в искусстве 20 века (поэзия Иосифа Бродского).


2. Главные представители

Худ. Борисов-Мусатов. Надежда Станюкович, 1903 г.

Декаданс задел как литераторов, так и художников. В круг декадентов в изобразительном искусстве Западной Европы и России относят:

Писателями декадентами были:


3. Декаданс и таланты

Макс Клингер. В издание нот Брамс. Фантазия.

Декаданс, как художественное явление, был сложным и насыщенным противоречиями. Он так и не сложился в единую течение. Как отмечали критики, искусство декаданса никак не является искусством энергии или юности. Однако упаднические настроения, эстетизм, аморализм, стилизации и тоска по так называемым "золотыми эпохами" в прошлом не исключали создание высокохудожественных и талантливых произведений. Недовольство буржуазной действительностью, "банальным прогрессом", культом наживы дикого капитализма вело к открытию новых горизонтов в культуре, в ее формальных или содержательных составляющих.

Произведения декадента Оскара Уайльда высоко ценил Бернард Шоу ( 1856 - 1950), который не был декадентом и не имел личной приязни к Уайльда.

Макс Клингер попытался поднять уровень своих гравюр к высокому уровню современной ему музыки в нотных виданнях.И эти попытки были довольно удачными.

Чрезвычайный индивидуализм художественной манеры Обри Бердсли и способность к виртуозных стилизаций сделали графические произведения художника шедеврами. Но их искусственный характер лишь подчеркивает оторванность от натуры.

Картины и графические произведения Врубеля уже в конце жизни художника признали образцовыми.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам