Дельта-блюз

Название "дельта-блюз" происходит от дельты реки Миссисипи в Миссисипи, не путать с дельтой в штате Луизиана.

Дельта-блюз - один из самых ранних стилей блюза. Его название происходит от дельты реки Миссисипи, местности в США которая простирается с Мемфиса (Теннесси) на севере до Виксберг (Миссисипи) на юге, Хелены (Арканзас) на западе и реки Язу на востоке. Район дельты Миссисипи известен как плодородием почв так и нищетой. Гитара (в частности знаменитая гитара с сигарной коробки), губная гармоника и слайд-гитара являются доминирующими инструментами и отличительным признаком стиля. Вокальные стили колеблются от самоуглубленного и сентиментальных до страстных и зажигательных.


1. Происхождение

Хотя дельта-блюз конечно существовал в той или иной форме на рубеже 20 века, он был впервые записан в конце 1920-тых на Race record, когда компании звукозаписи поняли потенциал афроамериканского сегмента рынка. Первые записи были сделаны на больших лейблах, их выполняла преимущественно один человек которая пела и играла на музыкальных инструментах, хотя во время живых выступлений преимущественно использовалась целая группа. Некоторые из этих записей были сделаны искателями талантов от записывающих компаний во время путешествий на юг, но некоторых исполнителей дельта-блюза приглашали для записи в северных городов. Согласно Dixon & Godrich [1981], Томми Джонсон и Ишман Брейс были записаны компанией Victor Talking Machine во время второго путешествия к Мемфиса в 1928 г. Роберт Уилкинс был впервые записан на Victor Talking Machine в Мемфисе в 1928, Биг Джо Уильямс и Гарфилд Екерс следующими были записаны в Мемфисе (1929) на Brunswick Records / Vocalion Records.

Сан Хаус впервые записывался в Грефтони (Висконсин) в 1930 году на Paramount Records. Чарли Паттон также записывался на Paramount Records в Грефтони, в июне 1929 (потом еще раз там в мае 1930). В январе и феврале 1934 Паттон посетил Нью-Йорк для записи следующей сессии. Роберт Джонсон ездил в Сан-Антонио (1936) и Даллас (1937) где записал сессию для компании ARC. Впоследствии Джон Ломакс и его сын Алан Ломакс записывали очень много дельта-блюза (и другие стилей), они объединили музыку которую играли и пели на юге Соединенных Штатов обычные люди и они помогли установить каноны жанров которые теперь известны как американская народная музыка. Их записи насчитывают тысячи экземпляров и сейчас находятся в Смитсоновском институте. Согласно Диксоном и Годрихом (1981) и Лидбиттером и Слевина (1968), Алан Ломакс и исследователи Библиотеки Конгресса не записали ни одного исполнителя (или исполнительницы) блюза до 1941 года, когда был записан Сан Хаус и Вилли Браун вблизи Лейк Корморан (Миссисипи) и Мадди Уотерс на Стовелл (Миссисипи), однако это утверждение является спорным как и утверждение что Джон и Алан Ломакс записывали Букка Уайт в 1939, Лидбелли в 1933.


2. Стиль

Gnome-speakernotes.svg
Cross Road Blues
Cross Road Blues, выполнена в 1937 гитаристом Робертом Джонсоном


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справку.

Исследователи основном не соглашаются что существует существенная музыковедческих разница между блюзом возникший в этом регионе, и тем возникший в других частях страны. Определяющей характеристикой дельта-блюза является инструментовки (манера исполнения) и упор на ритме и использования гитарной техники "слайд", основная структура гармоний по существу не отличается от блюза который выполняют в каком-либо другом регионе. Термин "дельта-блюз" не имеет также и четкой связи с географическим местоположением: Скип Джеймс и Элмор Джеймс, которые не родились в районе Дельты считаются исполнителями дельта-блюза. Исполнители путешествовали через дельту Миссисипи, Арканзас, Луизиану, Техас и Теннесси. В результате, дельта-блюз распространился на всю страну, тем самым давая основу для возникновения региональных вариантов, включая чикагским и детройтским блюзом.


3. Тематика песен

Исправительное учреждение штата Миссисипи (известный как Parchman Farm) имел значительное влияние на многих музыкантов которые были заключены там, заведение упоминается в песне Букки Уайта "Parcman Farm Blues" и народной песни "Midnight Special". Дельта-блюзмен также обычно поют песни от первого лица о странствующий образ жизни и страдания причинения им, песни сексуальную тематику т.д..

4. Женщины-исполнители дельта-блюза

В блюзе из крупных городов женщины доминировали на музыкальном горизонте; например Ма Рейни, Бесси Смит и Билли Холидей. Тогда как в дельта-блюзе и других сельских или народных стилях женщины редко записывали блюз. В дельта-блюзе часто женщины-исполнители имели определенный романтическая связь с значительными блюзменов, среди них Гичи Уайли связана с Папа Чарли МакКой, брат МакКоя Кензас Джо МакКой был связан с точно выдающимся Мемфис Минни, Чарли Паттон порой играл и записывался со своей женой Бертой Ли. Это продолжалось до поздних 1960х когда женщин конце услышали на многих записях выступлений. Тогда и появилась Дженис Джоплин как первая женщина исполнитель которая добилась похвалы от исполнителей блюза и достигла коммерческого успеха в разнообразной публики своей мощной и эмоциональной вокальной манерой. Другие женщин которые черпали вдохновение в дельта-блюзе можно выделить Бонни Рейтт и Сьюзан Тедески.


5. Воздействия

Многие исполнители дельта-блюза переехали в Детройт и Чикаго, в частности Бег Джо Уильямс создавший навеян попом городской стиль блюза, однако, нишу дельта-блюза занял новый чикагский блюз в ранних 1960 основан дельта-блюзменов Мади Уотерсом, Хаулин Вулфом и Литтл Уолтером, которые возвращались к дельта-блюзовго звучания, однако использовали электрогитары (электрический блюз). Дельта-блюз также вдохновил на создание британского скифлу, с которого в конце происходят исполнители и группы британского вторжения, одновременно оказывая влияние и на британский блюз что привело к рождению раннего хард-рока и хэви-металла.


6. Список исполнителей

Смотри Список исполнителей дельта-блюза (EN)

7. Смотри также

8. Список литературы

  • Cobb, Charles E., Jr., "Traveling the Blues Highway", National Geographic Magazine, April 1999, v.195, n.4
  • Dixon, RMW & Godrich, J (1981) Blues and Gospel Records: 1902-1943, Storyville, London.
  • Hamilton, Marybeth: In Search of the Blues.
  • Leadbitter, M & Slaven, N (1968) Blues Records 1943-1966, Oak Publications, London.
  • William R. Ferris, - Give My Poor Heart Ease: Voices of the Mississippi Blues - The University of North Carolina Press; (2009) ISBN 0807833258 ISBN 978-0807833254 (with CD and DVD)
  • William R. Ferris; Glenn Hinson The New Encyclopedia of Southern Culture: Volume 14: Folklife The University of North Carolina Press (2009) ISBN 0807833460 ISBN 978-0807833469 (Cover: phfoto of James Son Thomas)
  • William Ferris; Blues From The Delta Da Capo Press; Revised edition (1988) ISBN 0306803275 ISBN 978-0306803277
  • Ted Gioia; Delta Blues: The Life and Times of the Mississippi Masters Who Revolutionized American Music - WW Norton & Company (2009) ISBN 0393337502 ISBN 978-0393337501
  • Sheldon Harris; Blues Who's Who Da Capo Press 1979
  • Robert Nicholson; Mississippi Blues Today! Da Capo Press (1999) ISBN 0306808838 ISBN 978-0306808838
  • Robert Palmer (writer) Deep Blues: A Musical and Cultural History of the Mississippi Delta - Penguin Reprint edition (1982) ISBN 0140062238; ISBN 978-0140062236
  • Frederic Ramsey Jr.; Been Here And Gone - 1st edition (1960) Rutgers University Press - London Cassell (UK) and New Brunswick, NJ
  • idem - 2nd printing (1969) Rutgers University Press New Brunswick, NJ
  • idem - (2000) University Of Georgia Press
  • Charles Reagan Wilson - William Ferris - Ann J. Adadie; Encyclopedia of Southern Culture (1656 pagine) The University of North Carolina Press; 2nd Edition (1989) - ISBN 0807818232 - ISBN 978-0807818237