Дельфийский оракул

Дельфийская пифия, Микеланджело

Дельфийский оракул - оракул при храме Аполлона в Дельфах - одном из древнейших религиозных центров Древней Греции.

С вопросами к Дельфийского оракула обращались как отдельные граждане, так и представители государств. Прорицательница - Пифия в состоянии экстаза отвечала на вопросы, которые подавались кем-то из жрецов в стихотворной форме. Ответы Пифии имели значение пророчеств, данных Аполлоном. Пророчества Дельфийского оракула сохранились в Геродота и других источниках. Хотя Дельфийский оракул пользовался в Древней Греции большим почетом, широко известная ориентация дельфийского жречества на аристократические и консервативные слои греческих полисов. Например, поддержка Спарты в Пелопонесской войне против Афины не раз вызывала критику со стороны прогрессивных общественных деятелей и мыслителей, таких как Еврипид, Сократ и др..


Мифология

Изначально оракул принадлежал Геи и охранялся драконом Пифоном, из-за чего именно место называлось Пифо ( греч. Πύθω - Подвергать гниению). Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна ( греч. Ἡ δάφνη - лавр). От матери Геи Фемида получила Дельфийского оракула, которого передала сестре Феби, а последняя - внучку Аполлону, который, научившись искусству прорицания в Г, прибыл в Дельфы, где убил дракона Пифона и завладел оракулом.

Темные хтонические пророчества сына Земли уступили место волихуяку Зевса, отца богов и организатора нового олимпийского космического порядка, выразителем которой выступил "метатель солнечных лучей", вызывающие в земле испарения для прорицания. После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные Пифийские игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль, который шел с Кноса. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привел корабль в Крису, где открылся морякам и рассказал об их назначении. В Крисе моряки построили жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. С Крисы моряки отправились в Парнаса, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчелы принесли с страны гипербореев храм из воска, и все последующие храмы сооружались по его образцу.


История

Археологические раскопки, проводимые с конца 19 века, показали, что касталийский ущелье была заселена с середины второго тысячелетия до н. е., a религиозная значимость Дельф корнями в микенской эпохи. Мифы о Пифона свидетельствуют о доаполлонивський культ, о догреческой истоки оракула. Еще Гомер в "Илиаде" пишет о "храм Фебы в ПФОС". Павсаний в своем труде "Описание Еллиады" рассказывает о четырех последовательно построены храмы: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня. Каменный храм, построенный в середине 7 века до н. е. Агамедом и Трофония сгорел в 548 до н.е. и был заменен новым, построенным дельфийскими амфиктионов, который был разрушен землетрясением в 373 до н. е.

Нынешние руины являются остатками сооружения 369 - 339 лет до н. е. Поскольку Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и новозаснованих городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу. Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, который контролировали жрецы оракула. В подданство принимались вновь храмы в разных концах Средиземного моря. Были налажены отношения с этрусской династией Тарквинеив в Риме при посредничестве Куманской храма. После падения этой династии (510 до н. Э) дельфийские жрецы, способствуя переносу оракулов Куманской Сивиллы в Рим, смогли повлиять на постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула приходится до 7-5 веков до н. н.э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах. Обычно по всем важным вопросам государственной и личной жизни за советом обращались к оракулу. Был осуществлен политический союз с Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас подарил храму золотой трон. Крез был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времен греко-персидских войн, когда Дельфы перешли на сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи. Но еще во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 до н. е., а при императоре Феодосии (391 нашей эры) его окончательно закрыли.


Источники

Викискладе по теме: Дельфийский оракул