Надо Знать

добавить знаний



Денисов Эдисон Васильевич



План:


Введение

Эдисон Денисов

Эдисон Васильевич Денисов (Эдисон Васильевич Денисов * 6 апреля 1929, Томск - ? 24 ноября 1996, Париж) - русский композитор, музыковед, общественный деятель, заслуженный деятель искусств России (1990), народный артист России (1995).


1. Биография

С 1946 параллельно учился в Томском университете (радиофизический факультет) и музыкальном училище. В 1950 Денисов победил в студенческом композиторском конкурсе, этого же года предпринял неудачную попытку поступить в Московскую консерваторию.

В 1951, после окончания университета, со второй попытки Денисов поступил в Московской консерватории в в класс композиции В. Я. Шебалина. В годы учебы Е.Денисов совершил несколько фольклорных экспедиций в Алтай и Курскую область. По окончании консерватории 1956 году Денисов продолжил учебу в аспирантуре, в 1957 женился на Г. В. Григорьевой, с которой имел сына Дмитрия. После окончания аспирантуры в 1959 г. Денисов преподавал в Московской консерватории оркестровку, а затем композицию.

На рубеже 1950-х и 1960-х Денисов стал одним из ведущих авангаридстив СССР, наряду с С. А. Губайдулиной, А. Г. Шнитке, А.Пяртом и В.Сильвестров. Ключевой произведение этого периода - кантата "Солнце инков" на слова чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль (1964), написанная в свободно трактуемый 12-тоновой технике, а также кантата "Плаче" на русские народные тексты (1966). Начиная с 1960-х годов он установил прочные связи с представителями "авангарда" в других странах, способствуя тем самым как знакомству Запада с деятельностью музыкантов, живших в СССР, так и распространению в стране знаний о тенденциях западной музыки; из этого же времени произведения Денисова часто исполнялись за рубежом и публиковались в западных издательствах.

В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Т.Хренникова его музыка подверглась жесткой критике, и Денисов попал в так называемую "Хренникивську семерку" - "черный список" 7 отечественных композиторов.

В 1994 году Эдисон Денисов попал в автокатастрофу и был вывезен для лечения во Францию ​​(где его творчество было давно известной). Там он прожил последние 2 года жизни, периодически навещая Россию. Он стал почетным гражданином Париж, первым из музыкантов был удостоен высшей государственной награды Франции - ордена Почетного легиона. Умер в Париже 24 ноября 1996.


2. Творчество

Жанровый диапазон творчества Денисова достаточно широк - он является автором двух опер, самой известной из которых считается "Пена дней" по Бориса Виана (1981), балета "Исповедь", ряда симфонических произведений и произведений для оркестра и особенно для солирующих инструментов с оркестром (концерты для виолончели, фортепиано флейты, скрипки, флейты и гобоя с оркестром, созданные в основном по заказу известных исполнителей).

В 1980-1990-е годы Денисовым написан ряд крупных вокально-инструментальные формы (например, Реквием для солистов, хора и оркестра, в котором разноязычные стихи Франциско Танцера соединяются с традиционными латинскими текстами, 1980; произведение в жанре пансионатов "История и смерти Господа нашего Иисуса Христа ", 1992). В 1990-е годы Денисов завершил и оркестровал раннюю оперы К.Дебюсси "Родриго и Химена" (1993), а также реставрировал духовную оперу-ораторию Ф.Шуберта "Воскрешение Лазаря" (1994). Значительное место в его творчестве занимает также музыка для театров, кино и радио.

Кроме того Е.Денисов - автор музыковедческих работ - "Ударные инструменты в современном оркестре" ( 1982) и "Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники" ( 1986)

В отличие от большинства советских "авангардистов", Денисов творчески был с самого начала ориентирован не на немецкий ( Шенберг, Веберн и их последователи), а на французскую культуру. Влияние традиций французского импрессионизма а также творчества П.Булеза ощущается в характере его оркестрового письма, звуковой палитре. Для его зрелой техники характерно свободное сочетание техник сериализм, алеаторики и сонористику. Ключевой категорией своей эстетики сам композитор считал понятие "пластики".


3. Библиография

  • Ю. Холопов, B. Ценова: "Эдисон Денисов". Москва. Композитор. 1993
  • Yuri Kholopov & Valeria Tsenova: Edison Denisov, Harwood Academic publ., 1995 (Англ.)
  • Yuri Kholopov & Valeria Tsenova: Edison Denisov - The Russian Voice in European New Music; Berlin, Kuhn, 2002 (Англ.)
  • Brian Luce: Light from Behind the Iron Curtain: Anti-Collectivist Style in Edison Denisov's "Quatre Pi?ces pour Fl?te et Piano," UMI, Ann Arbor, 2000 (Англ.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам