Надо Знать![]() | ДжазПлан:
ВведениеДжаз ( англ. Jazz ) - Форма музыкального искусства, возникшая на границе XIX - XX века в США как синтез африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированный ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. 1. ОсобенностиДжаз характеризуется целым рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:
2. Происхождение терминаСлово "jazz" (возможно, происходит от фр. chasser - Охотиться) в креолов означало охоту, а также волнение, возбуждение. В 1860-е в североамериканской литературном языке появляется слово "jasm", что означает подъем, вдохновение. Вскоре ему на смену приходит слово "jass", а также аналогичное глагол, что означало, "ловить", "возбуждаться" и другие. Все чаще начинают использоваться обороты "jazz around" (блуждать, странствовать) и "jazz up" (впадать в веселое состояние). Как музыкальный термин, слово "jazz" впервые появилось в 1915 году в связи с белым оркестром, игравшим в новоорлеанском стиле, позже - в названии новоорлеанского оркестра Тома Брауна - "Том Браун Диксиленд Джаз Бэнд", после чего термин "джаз "быстро распространяется в Северной Америке, а затем и по всему миру. 3. Истоки джазаДжаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Сначала он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопа и прихлопыванием. На этой основе в конце XIX века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джаза. Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению "протоджаз", а затем и джаза в общепринятом понимании. Джазовый исследователь Маршалл Стернс ( 1908 - 1966) в книге "История джаза" характеризует джаз как синтез "белой" и "черной" музыкальной культуры:
Исследователь выделяет 6 принципиальных источников синтеза джаза:
3.1. Негритянские рабочие песниПелись неграми на плантациях, на стройках, в портах и т. д. Характерными чертами этих песен, которые были унаследованы джазом являются:
3.2. Духовная музыкаВажную роль в формировании афро-американской музыки сыграл процесс обращения в христианскую веру привезенных из Африки рабов. Черные не возражали христианство, видя в нем надежду на освобождение. Музыка, звучащая в церквах для негров, несла в себе черты канонических европейских церковных песнопениях и различных элементов язицницьких культов, пришедших с их исторической родины. Степень проникновения эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в храмовую музыку зависела от разновидности христианства и была больше в католицизме, который относился к языческим традициям более лояльно и менее в протестантизме. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века. Их первоисточником были религиозные гимны и псалмы, завезенные в Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс сочетает в себе традиции африканского исполнительства (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированной аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени были африканскими и в большей - европейскими, чем остальные афро-американской музыки. Они стали первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянской музыкой. 3.3. БлюзБлюз является представителем светского музицирования американских негров, появившегося задолго до джаза. Само слово "blue" многозначно и расшифровывается, как "голубой", "грустный", "унылый", "меланхоличный" и др.. Эта многозначность характерна длинным протяжным песням, текст которых всегда содержит определенную недоговоренность и неоднозначную эмоциональность-грусть часто идет рядом с юмором, чистота с вульгарностью и т.д. Характерные музыкальные черты блюза:
3.4. Театр менестрелейМузыкальный театр менестрелей - еще один из важных источников происхождения джаза. Белых плантаторов чрезвычайно радовала манера негритянских простолюдинов ходить, одеваться, петь, танцевать и т.д.. В начале 19-го века появились первые белые артисты, которые пытались пародировать негритянскую культуру на потеху белым. Такие пародийные выступления получили название "minstrel show", по аналогии с менестрелями средневековой Европы. Наибольшей популярности такой театр достигал с 1840 по 1910 гг. Самые яркие артисты этого жанра - Томас Райс (1808-1860), Уильям Генри Лейн ("Юба") (1825-1862), Дэниел Декатур Эмметт (1815-1904) и т. д. "Минстрел шоу" стало хорошей школой для многих ранних джазменов. В оркестрах, сопровождавших выступления менестрелей, принимали участие многие известные позже джазовых музыкантов - В. К. Хэнди, Джек "Папа" Лэйн, Джелли Ролл Мортон, Джеймс П. Джонсон, Кларенс Уильямс, Банк Джонсон и т. д. 3.5. РегтаймРегтайм - еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу 19 века. Слово означает "рваный" или "разорванный время", конкретно термин "rag" означает звуки, появляющиеся между долями такта (характерно синкоповування мелодической линии четвертого и восьмых долях такта на базе равного аккомпанемента). Источником регтайма стало творчество провинциальных негров - пианистов. С перемещением в столицу регтайм теряет импровизационную сущность и становится жанром композиторской музыки. Постепенно регтаймы выполняют не только на фортепиано, но и небольшими инструментальными ансамблями (бэндами). Среди самых популярных композиторов, писавших регтаймы - Скотт Джоплин (Scott Joplin), а также Джеймс Скотт (James Scott), Джозеф Лэмб (Josef Lamb). Значительное влияние европейской профессиональной музыки делает рэгтайм принадлежностью, т.н., "прохладной стороны" джаза, в отличие от горячего джаза, больше тяготеет к афро-американских музыкальных истоков. 4. Новоорлеанский джазОтправной точкой развития джаза считается Новоорлеанский джаз - искусство, которое развивалось в Новом Орлеане в начале XX века. Его попередиком был Архаический джаз. Термином "новоорлеанский джаз" определяется как хронологический период, охватывающий период примерно от начала 1900-х до конца 1910-х, так и характерный музыкальный стиль, который считается исторически первым джазовым стилем. Появление этого стиля именно в Новом Орлеане объясняется калейдоскопической культурой этого города, что имело большое значение как морской порт и важный торговый центр, это город привлекал людей разных национальностей и социальных слоев, наряду с белыми здесь жили креолы и негры, диалог их культур и создал довольно специфическую атмосферу этого города. Для новоорлеанского джаза характерна коллективная импровизация, где главную партию исполняет корнет на фоне басовой линии тромбона, а кларнет "обвивает" их орнаментальными переплетениями. Таким образом возникает своеобразная полифония. Сольные инструменты противостоят ритмической группе: банджо, тубе и ударным. Гармоничная язык новоорлеанского джаза проста и использует, главным образом, трезвучия. Среди ведущих джазменов Нового Орлеана - Джо "Кинг" Оливер, Луи Армстронг, Кид Ори. В новом Орлеане сформировались первые диксиленды - большие джазовые ансамбли, среди которых особое место занимает ансамбль Original Dixieland Jass Band, который в 1917 году совершил первый джазовый звукозапись. 1917 года со вступлением США в Первую мировую войну Новый Орлеан был объявлен военным портом, через что учреждения развлечений закрывались и джазовые музыканты были вынуждены покидать этот город. Центр джазовой культуры перемещается в Чикаго. 5. Развитие джаза в ЕвропеПеред Второй мировой войной в Европе появились собственные мастера джаза, среди которых можно отметить, например Джанго Рейнхардта, как такового, впоследствии оказал существенное влияние и на развитие джаза в Америке (США). 6. Джазовые стили
7. Проблемы джазовой теорииНа сегодняшний день теория джазовой музыки развита значительно слабее, чем теория академической музыки, чем находят разные объяснения:
8. Афоризмы, цитаты о джазе
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |