Надо Знать![]() | ВведениеДжованни Боккаччо ( итал. Giovanni Boccaccio * Июнь или июль 1313, Флоренция - ? 21 декабря 1375) - итальянский писатель и поэт эпохи Возрождения, друг Франческо Петрарки. 1. БиографияРодился Джованни Боккаччо в 1313 году [1] во Флоренции или Чертальдо. Отец его был лавочником, мать - французской аристократкой, вскоре после рождения Джованни она умерла. Детство Боккаччо провел во Флоренции, первые стихи написал в десять лет. Учился крамарству. В 1327 году торговец, у которого он проходил обучение, направил его в Неаполь. Боккаччо в 1327 году взялся учить право, однако после шести лет бросил учебу, не завершив. Завел знакомства среди влиятельных придворных в Неаполе, сблизился с кружком гуманистов, существовавшего при дворе короля Роберта Анжуйского. По неопределенными показаниям, в 1336 году был влюблен в Марию, дочь короля Неаполя Роберта Анжуйского, женатого с графом дьАквино. Она стала прообразом Фьяметты из его первых литературных произведений (роман "Филоколо", 1338; поэма "Филострат", 1338; поэма "Тезеида", 1339). У 1340 года Боккаччо вернулся в родительский дом, работал во Флоренции как нотариус и судья, чувствуя определенную ностальгию по интеллектуальной жизнью Неаполя. В острой политической борьбе проявил себя сторонником республики; участвовал в общественной жизни города. Жил в скромных условиях. Участвовал в военных походах: в 1344 - 1346 годах ( Неаполь), 1346 год ( Равенна) и 1348 год ( Форли). Порой ему доверяют возглавить дипломатические миссии. Так в 1350 году он должен пригласить Петрарку на должность профессора во Флоренцию. Встреча с Петраркой положила начало их многолетней дружбы и совместных гуманистических исследований. Во Флоренции Боккаччо написал пасторали "Амето" ( 1341) и "Фьезоланськи нимфы" ( 1344 - 1345), поэму "Любовное видение" (1342). Роман "Фьяметта" ( 1345), в котором Боккаччо прославлю любовь и отрицает лицемерную мораль тогдашнего общества, был шагом на пути постепенного приближения к реализму. Выдающийся произведение Боккаччо - "Декамерон" ( 1350 - 1353) состоит из ста новелл. В нем раскрывается реалистичная картина тогдашней итальянской действительности. Боккаччо остросатирические высмеивал и обличал католическое духовенство, выступал в защиту прав человека и личных чувств. В 1359 году вместе с Петраркой Боккаччо находится в Милане. В 1362 году монах Джякино Чияни с Сиенны обращает его в Богомольный жизни. 1363 год Боккаччо проводит в Венеции, снова вместе с Петраркой. Потом живет одиноко в своем поместье Чертальдо близ Флоренции, многообразие вносят лишь единичные дипломатические миссии: в 1365 году - к папе Урбану V в Авиньон, в 1367 году - до Рима. В 1368 году вновь приезжает в Петрарки, на этот раз в Падую. В 1370 - 1371 годах находится в Неаполе и планирует поступить в монастырь, но в конце отказывается от этой идеи. Вследствие болезни возвращается во Флоренцию. Последние годы жизни Боккаччо посвятил научной работе, писал научные труды латинском языке, посвященные античной культуре, которую осветил с гуманистических позиций. В 1373 году взялся за исследование творчества Данте и выступал с публичной лекциями, посвященными "Божественной комедии". Был инициатором первого полного перевода Гомера латинском языке. Последние годы жизни провел в своем поместье Чертальдо, где и умер 21 декабря 1375. 1.1. Гуманистическая деятельностьБоккаччо был первым гуманистом и одним из образованнейших людей Италии. В Андалоне дель Неро он изучал астрономию и целых три года держал в своем доме калабрийця Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все были уничтожены во время пожара в монастыре Санто-Спирито ( 1471). Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомства с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и литературы. Одним из первых он обратил внимание общества на плачевное состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте-Кассино, известном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашел библиотеку, запущенную до такой степени, что книги на полках были покрыты толстыми слоями пыли, у одних рукописей были выдраны страницы, другие были изрезаны и изуродованы, а, например, великолепные рукописи Гомера и Платона были испещрены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что братья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы женщинам. 2. Творчество2.1. Произведения народным языкомВ ранних произведений Боккаччо (неаполитанского периода) относятся: поэмы "Филострат" (ок. 1335 г.), "Тезеида" (ок. 1339-41 гг), роман "Филоколо" (ок. 1336-38 гг), базируются на сюжетах средневековых романов. Поздние произведения (флорентийского периода): "Фьезоланськи нимфы" (1345 г.), навеянные "Метаморфозы" Овидия, "Амето", и повесть "Фьяметта" (1343 г.). Вершина творчества Боккаччо - "Декамерон". Итальянском языке им написаны "Тезеида" ("La Teseide", первое издание, Феррара, 1475 г.), первая попытка романтического эпоса в октавах, "Любовная образ" ("Amorosa visione"), "Филоколо" ("Filocolo"), роман, в котором сюжет заимствован из старофранцузского романа "Флуар и Бланшфлор", "Фьяметта" ("L'amorosa Fiammetta", Падуя, 1472), трогательная история душевных страданий покинутой Фьяметты, "Ameto" (Венеция, 1477 г.) - пасторальный роман в прозе и стихах , "Филострат" ("Il Filostrato", издание 1480 г.), поэма в октавах об истории любви Троил и Крессида, "Il corbaccio о labirinto d'amore" (Флоренция, 1487 г.) - едкий памфлет о женщинах ("Корбаччо ") (1354-1355 гг опубликован в 1487 г.). 2.2. ДекамеронГлавным произведением Боккаччо, обессмертил его имя, был его прославленный и ославленными "Декамерон" (10-дневные рассказы) - сборник 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там теряли время этими рассказами. "Декамерон" написан частично в Неаполе, частично во Флоренции. Сюжеты Боккаччо заимствовал или со старофранцузского фаблио ("Fabliaux"), или из сборника "Cento novelle antiche", а также современных для поэта событий. Рассказы написаны изящной, легким языком, поражающим богатством и подбором слов и выражений. Все рассказы дышат жизненной правдой и пестротой жизни. Боккаччо использовал целый набор схем и приемов. Он изобразил людей всех сословий, любого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная от веселых и смешных и заканчивая трагическими и трогательным. "Декамерон" переведен едва не на всех языках мира (классический украинский перевод Николая Лукаша), из него черпали многие писатели, и больше всего Шекспир. Во французской литературе традиции Боккаччо развила Маргарита Наваррская, создав свой шедевр, близкий по стилю и проникнутый гуманистическим духом французской культуры и неоплатонизма - " Гептамерон ". Говоря о влиянии Боккаччо на европейскую литературу, стоит вспомнить и Рабле и его роман " Гаргантюа и Пантагрюэль ". 2.3. Латинские произведенияБоккаччо - автор ряда исторических и мифологических произведений на латинском языке. Среди них энциклопедический труд "Генеалогия языческих богов" в 15 книгах ("De genealogia deorum gentilium", первая редакция около 1360 г., трактаты ?О горы, леса, родники, озера, реки, болота и моря" ("De montibus, silvis , fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris ", начат около 1355-1357 гг), 9 книг" О несчастье знаменитых людей "(" De casibus virorum et feminarum illustrium ", первая редакция около 1360 г.) . Книга "О знаменитых женщин" ("De claris mulieribus", начатая около 1361) включает 106 женских биографий - от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской. 2.4. Боккаччо о ДантеДанте Боккаччо посвятил два произведения итальянском языке - "Малый трактат в похвалу Данте" ("Trattatello in laude di Dante"; точное название - "Origine vita е costumi di Dante Alighieri", первая редакция - 1352, третья - в 1372) и незавершенный цикл лекций о "Божественную Комедию". Первое произведение содержит биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе произведение является комментарием "Божественной комедии", доказанным только до начала 17-й песни "Ада". 3. Произведения
4. Украинские изданияБоккаччо, Джованни. Декамерон / Перевод Николая Лукаша; предисловие Григория Кочура; примечания О.Кругликовои; иллюстрации Л.Киркач. - Харьков : Фолио, 2003. - 671 с. - Библиотека мировой литературы. Тираж 2 500 экземпляров. ISBN 966-03-1705-0 Литература
Примечания
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |