Джованни Джироламо Савольдо

Джованни Джироламо Савольдо ( итал. Giovanni Girolamo Savoldo ок. 1480, Брешия - 1548, Венеция) - итальянский художник эпохи Возрождения. Имел воздействия художественной манеры Лоренцо Лотто и Джорджоне.


1. Жизнеописание. Начальный период

Точной даты и месяца рождения художника не найденный. Появление на свет и первые художественные навыки связывают с Ломбардией и городом Брешия. Практически не известно, где и у кого учился, а также, какими были первые произведения. К первоначальному периоду творчества относят труд в городах Парма и Флоренция, а в последнем по 1508 год найдена запись о принятии художника в гильдию художников. Имел изучать произведения Леонардо да Винчи и Микеланджело, потому что они были бесспорными авторитетами того времени во Флоренции.


2. В Венеции

Savoldo, busto di giovane.jpg

В Тоскане не удержался и около 1520 года поселился в Венеции. Практически все житя работал в Венеции, оставаясь чрезвычайно индивидуальным художником, несмотря на влияния Тиор Лоренцо Лотто и Джорджоне, особенно в колористических гаммах собственных картин.

В первые годы венецианского периода не терял внимания и интереса к произведениям фламандьких художников, картины которых так цепляли венецианских вельмож через присущую им незичнисть сюжетов, художественную манеру и яркие, "глубокие" краски. Сторонником фламандских художников был еще Антонелло да Мессина, что некоторое время работал в Венеции и чье влияние на местных художников был весьма значительным. О знакомстве Савольдо с произведениями фламандских художников свидетельствуют две ранние композиции "Искушения Святого Антония", где художник достаточно мастерски соединил художественные находки венецианских и фламандских (или немецких) художников.

Но влияния местной художественной школы преобладали, прежде всего - картины Джорджоне и Лоренцо Лотто. Популярный в то время Джорджоне привил венецианским художникам поэтическую недосказанность, тяга к своеобразного, местного идеала красоты и к поискам собственных колористических гамм. На время быть популярным художником в Венеции значило писать картины в стилистике Джорджоне, что и делали на раннем этапе Себастьяно дель Пьомбо, Тициан, Пальма Веккьо старший, сам Савольдо.

Венецианцы отличались настоящим увлечением тканями и коврами арабского востока. Особым спросом пользовались ткани красного цвета, а венецианский пурпур стал характерной местной приметой. Интересы тканями, особенно необычных цветов и с эффектами бликов, было присуще и Савольдо. Часто главные персонажи его картин выделены в произведении именно роскошными одеждами экзотических тканей - белая накидка Марии Магдалины ( Национальная галерея (Лондон)), "Святой Матвей" ( Музей Метрополитен, Нью-Йорк), ангел в картине галереи Боргезе, даже аскет Святой Антоний в варианте композиции из Москвы.


3. В Милане

"Товия и ангел"
"Крестьянин с флейтой"
"Искушения Святого Антония", вариант в Сан Диего, США

По свидетельству Паоло Пино художника пригласили на работу в Милан, где тот исполнил четыре картины. Одна из них - Евангелист Св. Матвей. Последнее полотно удивляет двумя центрами освещения и необычным освещением самой фигуры Матфея, позднее подхватят Караваджо и его последователи в 17 веке.


4. Последние годы

Вероятно, последние годы художника прошли в Венеции, но продолжал работать и в близких территориально к ней провинциальных городах. 1533 года выполнил "Мадонну с четырьмя святыми" для церкви Санта Мария ин Органо в городе Верона. В 1537-1538 гг работал в родной Брешии. К последнему периоду творчества относятся необычная по колориту "Мария Магдалина" и композиции на тему "Поклонение пастухов".

Венецианцы 16 века не отличались ни благодарностью, ни памятью о местных мастеров. Эпидемии чумы, гибели в море или на войне, сироты дети и политические проблемы - не способствовали ни мемуарной литературе, ни благодарной памяти. Среди забытых художников оказались Марко Базаити, Джорджоне, Лоренцо Лотто. Горку судьбу забытых мастеров разделил и Савольдо, точной даты смерти которого сохранено.


5. Избранные произведения


Источники

  • A. Boschetto, Giovanni Gerolamo Savoldo, Milano, 1963.
  • Giovanni Gerolamo Savoldo tra Foppa, Giorgione e Caravaggio, catalogo della mostra tenuta a Brescia nel 1990, Milano, 1990.
  • F. Frangi, Savoldo. Catalogo completo, Firenze, 1992.
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari, I tempi dell'arte, volume 2, Bompiani, Milano 1999. ISBN 88-451-7212-0
  • Stefano Zuffi, Il Cinquecento, Electa, Milano 2005. ISBN 88-370-3468-7
  • альбом "Музеи Рима. Галерея Боргезе. Национальная галерея", М., "Изобразительное искусство", 1971