Джон Кейдж
Джон Кейдж ( англ. John Cage , 5 сентября 1912, Лос-Анджелес - 12 августа 1992, Нью-Йорк) - американский композитор и теоретик музыки, сделал колоссальное влияние на развитие музыкальной культуры 20-го века, связано с использованием "случайных" элементов ( алеаторики).
1. Биография
Сын изобретателя, он довольно рано обнаружил самостоятельность: в двенадцать лет Джон уже вел программу на радиостанции KNX, иллюстрируя рассказ исполнением произведений на фортепиано.
В 1928 году Кейдж поступил в Помона-Колледж, но через два года уехал в Париж, где много рисовал, писал стихи, сочинял музыку и одновременно работал у архитектора, который сотрудничал с художником-дадаистов Марселем душам.
В 1931 году возвращается в Калифорнию, где продолжает занятия музыкой с с А.Вейссом, Г.Кауеллом, а также знакомится с додекафонии под руководством Шенберга, который в 1934 году переехал в Лос-Анджелес, скрываясь от нацистского преследования.
В 1937 году Кейдж на время переехал жить в Сиэтл. Там он работал концертмейстером в танцевальном классе Школы искусств, где познакомился с танцором и хореографом мерс Каннингемом. Это стало судьбой Кейджа - их творческий и личный союз получил своеобразный титул "самого красивого гомосексуального союза в мире". В 1940-е годы Кейдж активно изучает философией дзен-буддизма, который сыграет важную роль в развитии его творческой индивидуальности.
В 1951 Кейдж собирает сообщество музыкантов и звукоинженеров для создания первого магнитофонной записи своей музыки, а в 1952 в Блэк Маунтин Колледж организует первый музыкальный перформанс. С этой поры музыканта называют революционером в музыке: весь свой творческий путь он посвящает поиску и выработке новой концептуальной музыкального языка.
В 1949 Кейдж получил премию Гуггенхайма от национальной Академии искусств и литературы за расширение границ музыки, работу с оркестром ударных инструментов и изобретение препарированного фортепиано. Был принят в Американскую Академию искусств и театра в 1978, и в Американскую Академию искусства и литературы в 1988. В 1982 Франция наградила Кейджа орденом Почетного легиона, присвоив ему звание командора искусства и литературы. Он также лауреат Киотской премии фонда Инаморы 1989 года.
Умер Джон Кейдж в Нью-Йорке, не дожив несколько недель до 80-летнего юбилея
2. Творчество
Еще с 1930-х годов Джон Кейдж показал себя изобретательным экспериментатором - он начал создавать композиции с включением звуков, источниками которых были не музыкальные инструменты, а разные предметы, окружающие человека в повседневности - погремушки, хлопушки, а также звуков, порождаемых такими необычными процедурами , например, погружением вибрирующих гонгов в воду. За эту приверженность экспериментов Арнольд Шенберг назвал Кейджа "не композитором, а гениальным изобретателем", чем сам Кейдж наслаждался.
В 1938 Кейдж впервые использовал т.н. подготовленное фортепиано, в котором под струны подложены различные предметы, которые кардинальным образом меняют тембр звучания инструменты, превращая его в своеобразный ансамбль ударных. Среди самых известных произведений для препарированного фортепиано - Sonatas and Interludes (1946-48) и The Perilous Night (1943).
Джон Кейдж. "Cartridge Music", один из ярких примеров
алеаторичного направления в музыке. Фрагмент партитуры
В начале 1950-х годов Кейдж начал вводить в свои композиции алеаторику, используя при этом разного рода манипуляции с игральными костями, картами, древней китайской книгой для гадания. Другие композиторы и раньше эпизодически использовали "случайные" элементы в своих композициях, но Кейдж первым начал применять алеаторику систематически, сделав ее главным принципом композиции. Он также одним из первых стал использовать специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном.
Кульминацией периода экспериментов Кейджа стало знаменитое "4 '33''" для фортепиано ( 1952, существуют также версии для других составов исполнителей). Течение указанного времени музыкант просто садится перед роялем и неподвижно сидит в течение четырех с половиной минут, а содержанием пьесы являются различные случайные звуки - скрип стульев в зрительном зале, покашливание и т. д. Это произведение иногда сравнивают с "черным квадратом" Малевича, он является предметом бесконечных дискуссий среди музыкантов и философов.
Другой ярко-алеаторичний композитора - "Воображаемый ландшафт № 4" (Imaginary Landscape # 4) написан для 12 магнитофонов, каждый из которых случайным образом настраивается на разные частоты.
Начиная с 1940-х годов Кейдж сочинял и исполнял музыку для танца. Его танцевальные композиции не связаны с хореографией: музыка и танец разворачиваются одновременно, сохраняя свою собственную форму. Большинство подобных композиций (в которых иногда используется декламация в "хепенинговий" манере) были созданы в сотрудничестве с танцевальной труппой М.Каннингема, в которой Кейдж был музыкальным руководителем.
Философ и композитор, Кейдж также был писателем и оставил несколько работ, среди которых "Тишина" (Silence, 1961), "Год после понедельника" (A Year from Monday, 1968), "Пустые слова" (Empty Words, 1979), Для птиц (For the Birds, 1981), "Тема и вариации" (1982) и "X" (1983). Джон Кейдж не только стал основателем нового течения в музыке, повлияв на целое поколение композиторов, но привнес элементы своей космогонии в живопись, танец и поэзию.
3. Список произведений по годам
1932 | Piano Etudes (1931 или 1932) Greek Ode First Chapter of Ecclesiastes (The Preacher) |
1933 | Three Songs for Voice and Piano Three Easy Pieces Sonata For Clarinet Sonata For Two Voices |
1934 | Duet for Two Flutes Composition For 3 Voices Music for Xenia Six Short Inventions-редакция 1958 Solo with Obbligato Accompaniment of Two Voices in Canon, and Six Short Inventions on the Subjects of the Solo Allemande |
1935 | Quartet Quest Two Pieces for Piano - (Редакция 1974) Three Pieces for Flute Duet |
1936 | String Quartet Trio |
1938 | Music for an Aquatic Ballet Metamorphosis Five Songs for Contralto Music for Wind Instruments |
1939 | 25 Ballets in 1 act for a solo dancer Ho to AA Marriage at the Eiffel Tower Imaginary Landscape No.1 First Construction (in Metal) |
1940 | A Chant With Claps (1940/1947?) America Was Promises Four Songs of the Moment Spiritual Dance Music: for Elfrid Ide Second Construction Bacchanale Imaginary Landscape No. 2 first version Fads and Fancies in the Academy Living Room Music |
1941 | Opening Dance for Sue La [ub] (1940-41?) Third Construction Double Music |
1942 | Dance to the West Forever and Sunsmell Opening Dance Totem Ancestor Jazz Study Imaginary Landscape No.3 Fourth Construction Imaginary Landscape No.2 (March) The City Wears a Slouch Hat Credo in Us And The Earth Shall Bear Again The Wonderful Widow of Eighteen Springs Primitive In the Name of the Holocaust Shimmera |
1943 | Ad Lib Chess Pieces Lidice Our Spring Will Come A Room She Is Asleep Amores Four Dances What So Proudly We Hail Meditation Tossed As It Is Untroubled Triple-Paced nr.1 |
1944 | Arrangement of "Socrate" (Erik Satie) Four Walls Prelude for Meditation Root of an Unfocus Spontaneous Earth The Unavailable Memory of Triple-Paced nr.2 The Perilous Night A Valentine Out of Season A Book Of Music Crete (1944/1945) Dad (1944/1945) |
1945 | Party Pieces Mysterious Adventure Soliloquy Experiences I The Feast Thin Cry Three Dances Daughters of the Lonesome Isle |
1946 | Encounter Foreboding Ophelia Prelude for Six Instruments in A Minor Two Pieces for Piano |
1947 | Arrangement of "Socrate" (Erik Satie) (1944 or | bgcolor = # FFEEDA | 1947 Music for Marcel Duchamp Nocturne for Violin and Piano The Seasons, Ballet in One Act |
1948 | Dream Experiences II In a Landscape Orestes (1948/1946?) Sonatas and Interludes Suite for Toy Piano Triple Music |
1950 | A Flower Music for "Works of Calder" Six Melodies for Violin and Keyboard String Quartet in Four Parts |
1951 | Concerto for Prepared Piano and Chamber Orchestra Haiku Imaginary Landscape No.4 (March No.2) Music of Changes Seven Haiku (1951-52) Sixteen Dances |
1952 | Black Mountain Piece For MC and DT 4'33 " Imaginary Landscape No.5 Music for Carillon No.1 Music for Piano 1 Two Pastorales Water Music Waiting Williams Mix |
1953 | 1 '? "For a String Player 1 '14 "For a String Player 1 '18 "For a String Player 1 '5 ? "For a String Player 57 ? "For a String Player 59 ? "For a String Player Music for Piano 2 Music for Piano 3 Music for Piano 4 - | bgcolor = # FFEEDA | 1953 Music for Piano 20 Unfinished Work for Voice Unfinished Work for Magnetic Tape |
1954 | Music for Carillon No.2 Music for Carillon No.3 34ь46 .776 "For a Pianist 31ь57 .9864 "for a Pianist |
1955 | 26ь1 .1499 "For a String Player Music for Piano 21-36; 37-52 Speech |
1956 | 27ь10 .554 "For a Percussionist Music For Piano 53-68 Music For Piano 69-84 Radio Music |
1957 | Concert for Piano and Orchestra (1957-58) For Paul Taylor and Anita Dencks Solo for Piano (1957-58) Solo for Violin (s) (1957-58) Solo for Viola (s) (1957-58) Solo for Cello (1957-58) Solo for Double Bass (1957-58) Solo for Flute (1957-58) Solo for Clarinet (1957-58) Solo for Bassoon (1957-58) Solo for Trumpet (1957-58) Solo for Sliding Trombone (1957-58) Solo for Tuba (1957-58) Winter Music |
1958 | Adaptation of 'Ixion "(Morton Feldman) Aria Fontana Mix Haiku Music Walk Six Short Inventions (revision of | bgcolor = # FFEEDA | 1934 work) Solo for Voice 1 TV K?ln Variations I |
1959 | Sounds of Venice Water Walk |
1960 | Cartridge Music Duet for Cymbal Music for Amplified Toy Pianos Music for "The Marrying Maiden" Piano Duet Solo for Voice 2 Theatre Piece WBAI Where Are We Going? And What Are We Doing? |
1961 | Atlas Eclipticalis (1961-62) Music for Carillon No.4 Variations II |
1962 | Music for Piano 85 Variations III (1962-63) 0ь00 "(4'33" No.2) |
1963 | Variations IV |
1964 | Collage of some 'Studies for Player Piano "(Conlon Nancarrow) Electronic Music for Piano |
1965 | Rozart Mix Variations V |
1966 | Variations VI Variations VII (1966) |
1967 | Music For Carillon No.5 Music for "Museum Event No.5" Musicircus Newport Mix |
1968 | Arrangement of "Socrate" (Erik Satie) Assemblage Reunion 0ь00 "No. 2 |
1969 | Adaptation of some "Studies for Player Piano" (Conlon Nancarrow) Cheap Imitation (piano) HPSCHD Mewantemooseicday Program (KNOBS) for the listener Sound Anonymously Редакция (1969/1978?) 33 1/3 Untitled (work for Antoinette Vischer) |
1970 | Dialog (ue) (1970 - 1977?) First Week of June Mureau Song Books (Solos for Voice 3-92) Untitled (work for Joao Mir?) |
1971 | Demonstration of the Sounds of the Environment Les chants de Maldoror pulv?rises par l'assistance m?me WGBH-TV |
1972 | Bird Cage Cheap Imitation (orchestra) 52/3 |
1973 | Etcetera Exercise (1973-84) |
1974 | Etudes Australes (1974-75) Music for "Westbeth" Score (40 Drawings by Thoreau) and 23 parts Two Pieces for Piano - редакция версии 1935 |
1975 | Child of Tree (Improvisation I) Lecture on the Weather Renga (1975-76) |
1976 | Branches Imitations II Quartets I-VIII 24 players Quartets I-VIII 41 players Quartets I-VIII 93 players Apartment House 1776 |
1977 | Address Alla Ricerca del Silenzio Perduto Cassette Cheap Imitation violin Dialog (ue) (1970? | Bgcolor = # FFEEDA | 1977 49 Waltzes for the five boroughs Freeman Etudes (1977-80/1989-90) Il Treno Inlets (Improvisation II) Quartets I, V and VI Telephones and Birds |
1978 | A Dip in the Lake: Ten Quicksteps, Sixty-two Waltzes, and Fifty-six Marches for Chicago and Vicinity Chorals Etudes Boreales I-IV Pools Sound Anonymously Received (1969/1978?) Sounday Some of "The Harmony of Maine" (Supply Belcher) Variations VIII |
1979 | __, ____ Circus on __ Concerto Grosso Hymns and Variations Paragraphs of Fresh Air Roaratorio: An Irish Circus on Finnegans Wake Silent Environment |
1980 | Furniture Music Etcetera Improvisation III Litany for the Whale |
1981 | Ev?ne / Environne METZment Thirty Pieces for Five Orchestras |
1982 | Alphabet Dance / 4 Orchestras Fifteen Domestic Minutes A House Full of Music Improvisation IV Instances of Silence Postcard from Heaven |
1983 | ear for EAR (Antiphonies) (| bgcolor = # FFEEDA | 1983 HMCIEX (1983-84) R/13 (where R = Ryoanji) Ryoanji (1983-85) Souvenir Thirty Pieces for String Quartet |
1984 | A Collection of Rocks Eight Whiskus (voice) Exercise (1973/84) Haikai Mirakus2 Music For ________ (| bgcolor = # FFEEDA | 1984-87 Musicircus for Children Nowth Upon Nacht Perpetual Tango Selkus2 The first meeting of the Satie society the socie satiety (1984-85) |
1985 | ASLSP But What About the Noise of Crumpling Paper Eight Whiskus (violin) Etcetera 2/4 Orchestras Sonnekus2 Voiceless Essay (1985-86) Thirteen Harmonies |
1986 | Haikai Hymnkus Improvisation A + B Rocks Vis-?-vis Wishing Well |
1987 | Essay Europeras 1 & 2 One Organ2/ASLSP Truckera Two |
1988 | Five Five Stone Five Stone Wind Four Solos for Voices 1O1 Seven Twenty-Three |
1989 | Four One2 One3 Sculptures Musicales Sports: Swinging Three Two2 |
1990 | c Composed Improvisations Europeras 3 & 4 Four2 Fourteen One4 One5 One6 One7 Scottish Circus Seven2 The Beatles |
1991 | Eight Europera 5 Five2 Five3 Five4 Five5 Five Hanau Silence Four3 Four4 Four5 Lullaby Mozart Mix One8 One9 103 108 Six Ten Three2 Twenty-Six, Twenty-Eight and Twenty-Nine Twenty-Six Twenty-Eight Twenty-Nine Two3 Two4 Two5 |
1992 | Eighty Fifty-Eight Four6 Muoyce II One10 One11 One12 One13 Otte Seventeen Seventy-Four Sixteen Sixty-Eight Thirteen Two6
|
4. Использованные источники
5. Аудиозаписи музыки Джона Кейджа