Надо Знать

добавить знаний



Джон Толанд



John Toland.jpg

Джон Толанд ( англ. John Toland , 30 ноября 1670 - 11 марта 1722) - ирландский философ.

Ученик и последователь Локка, Джон Толанд продолжил и углубил критику религии с позиций деизма и материализма, способствовал дальнейшему развитию свободомыслия. В своих антирелигиозных выступлениях он критиковал религиозный нетерпение, отвергал идею бессмертия души, загробной жизни. Основой происхождения религиозных верований Толанд считал ложные представления о душу как самостоятельное нематериальное начало. В основных философских произведениях - "Письма к Серены" (1704), "Пантеистикон" (1720) - Толанд развил материализм и приблизился к атеизма, хотя остался в целом в пределах деизма.

Материализм Толанда примыкал к учению Б. Спинозы. В Вселенной существует только одна материя, считал он. Она является вечной, никем не созданной, руководствуется объективными законами, состоит из элементарных частиц. Пустоты не существует. Вселенная единственный, бесконечный и состоит из множества миров, представляет собой систему вихрей или коловоротов материи.

Значение философии Толанда в развитии материализма состояла в том, что он, признавая движение атрибутом материи, начал преодолевать ограниченность метафизического толкования движения. Вне движения, по его мнению, материя лишается каких-либо качеств. От движения зависят формы всех телесных существ, их рождение, развитие и гибель. При этом Толланд не сводил все формы движения к механическому, понимая его шире - как общую внутреннюю активность материи. Внутренняя активность является источником и механического движения как пространственного перемещения, которое является лишь частным случаем движения. Необходимо иметь в виду различие между внутренней энергией, самодвижением или существенной активностью любой материи и теми пространственными движениями или перемещениями, которые представляют собой лишь различные модификации существенной активности. Здесь Толанд подходит к проблеме самодвижения материи, но его учению хватало идеи саморазвития. В процессе движения, Толанд, ничего нового не возникает, движение во Вселенной - круговерть.

Исходя из понимания внутренней активности материи, Толанд критиковал идеи духовной субстанции и нематериальной души.

Радикально решал Толанд вопрос о соотношении веры и разума. Он не только провозглашал первичности разума перед верой, как это делал, например, Локк, но и пытался доказать, что "истинная вера" ничем принципиально не отличается от знания, поскольку предполагает понимание. Однако вера знанием, то "ум важнее, чем откровения". И хотя Толанд отрицал вывод, что такое понятие веры делает ненужным откровения, не трудно заметить, что философ, действительно, приходил к отрицанию значения веры и откровения, провозглашая безусловный приоритет разума.

Материализм Толанда и его критика религии оказали значительное влияние не только в Англии, но и во Франции - на французских материалистов XVIII в.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам