Надо Знать![]() | ВведениеДжорджо Вазари (* 30 июля 1511 - 27 июня 1574) - итальянский архитектор, (архитектурный ансамбль Уфицци), художник, теоретик и историк искусства. Рисовал фрески, алтарные картины, портреты. Славу Вазари принесла книга "Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов" ( Рим, 1550). 1. Биография
Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизы, и там он снова обратился к живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начались ряд его путешествий Италией и поисков работы, при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и получил от своего покровителя заказ написать картину "Венера и грации". Когда Карл V ( 1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большого поклонника живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Одна из первых возможностей проявить свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим ( 1536), когда нужно было составить различные декоративные сооружения. В это время Вазари написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину "Благовещение". В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть "Благовещение" из Ареццо. В 1537 году Александр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на свой юный возраст, Вазари уже приобрел большую популярность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной "Трапеза св. Григория". По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины - портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге. 1.1. Вазари-живописецЖивопись Вазари является ярким образцом тосканского маньеризма. Первая картина Вазари, дошедшая до нас, - "Погребение Иисуса" (1532, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В своем жизнеописании он описывал все свои работы в подробных деталях. Несмотря, что Вазари был неплохим художником, в его фигурах встречаются недостатки. Его картины написаны в холодной цветовой гамме, перегружены фигурами, лица мало индивидуализированы, композиции - загромождены лишними подробностями. 1.2. Вазари-архитекторУспех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но имел неудачи в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий составили Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое. 1.3. "Жизнеописания"Крупнейшей заслугой Вазари считается его монументальный труд " Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов ( Le Vite de'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti "), который был закончен в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в "Жизнеописаниях" в истории итальянского искусства был бы большой пробел, пустота. Вазари в своей книге подробно повествует о собственном творчестве и не стесняется отдавать должное своему таланту живописца и архитектора. Поздние издания, снабженные комментариями разных авторов, неоднократно выходили за последующие десятилетия. В 1878 г. произведение Вазари вышел во Флоренции под редакцией Миланези, позже переведен на французский и немецкий языки. До своего монументального произведения о современных ему деятелей искусства, Вазари посоветовали написать, он отнесся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал ее Аннибале Каро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца. Позднее монах Маттео Фаэтано, обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была закончена только в 1550 г. Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения о жизни и творчестве художников-современников. Только через 18 лет после первого издания, его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени. Это второе издание украшено портретами художников. 1.4. Грехи Вазари автораНаука не стояла на месте. И в 20 веке произведение Вазари пересмотрели критически и с позиций современных требований. Оказалось, что автор пытался белетризуваты жизнеописания, представить их как интересные рассказы, украсил или, наоборот, унизил авторитет тех, кого не полюбляв.Так, Вазари сообщил ужасную историю, якобы художник из Флоренции Андреа дель Кастаньо с завистью убил своего учителя. К сожалению, современники даже байки Вазари считали документальные свидетельства. Авторитета талантливого Кастаньо задали сокрушительное удара, его фрески закрасили, имя вычеркнули из памяти. Проверки установили полную невиновность Кастаньо, закрашены фрески расчистили. Чтобы спасти ценные произведения Кастаньо, во Флоренции создан музей Кастаньо, а его авторитет, оскверненный Вазари, посмертно реабилитирован. Вазари был патриотом Флоренции и подал в книге всех известных флорентийских мастеров. Этого ему стало мало, и он подал даже биографии второстепенных и малоизвестных мастеров, только потому, что они Флорентийцы. Ученые с поливом изучили эти страницы, отметив - ну, раз есть, то пусть будут. Еще большее удивление вызвала биография художника Тинторетто, нефлорентийця. Вазари испытывал к нему неприязнь и даже отказал Тинторетто в праве на отдельную биографию в своей книге. Жизнеописание Тинторетто - Вазари разместил в биографии Баттиста Франко, который никак не равнялся в одаренности Тинторетто. К счастью, тот долго жил и своими поздними произведениями доказал и свою гениальность, и причастность к лучших мастеров Италии. Обнаружились значительные расхождения между фактами, что подал Вазари, и документами той эпохи. Понятно, что Вазари не мог по разным причинам пересмотреть архивы и необходимые документы, поэтому сприрався на расспросы свидетелей, легенды, предания. В случаях недостачи свидетельств и свидетелей, писал по собственным воображением. Но он не жил в 20 веке и не мог укладываться в требования науки (искусствоведения 20 века), которое только начинало свое развитие в 16 столитти.Тому произведение Вазари желательно читать как беллетристические биографии с включением лишь некоторых документов. А комментарии к изданиям читать обязательно и также внимательно, как и текст Вазари, понимая, что он лишь документ культуры 16 века, и частично научный документ. 2. Галерея3. Вазари и ШевченкоТарас Шевченко был хорошо знаком с книгой "Жизнеописания .." со времен учебы в Петербургской Академии художеств в Петербурге, где, кроме итальянского оригинала, был и французский перевод ( 1839 - 1842). Тарас Шевченко вспоминал "Жизнеописания ..." в повести Художник как истинный документ эпохи и выразил сожаление, что тогда не было русского перевода. В "Дневнике" 23 июля 1857 поэт дал высокую оценку произведению "Вазари переживет Целые Легионы Либельтов". Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |