Надо Знать![]() |
Введение![]() Джованни Больдини. Джузеппе Верди. 1886 Джузеппе Фортунино Франческо Верди ( итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi , * 10 октября 1813, Ронколе - ? 27 января 1901, Милан) - выдающийся италийских композитор, дирижер. Творческое наследие композитора очень велика: более 26 опер, квартет и реквием. Крупнейшие оперы Верди - " Бал-маскарад "," Риголетто "," Травиата "," Трубадур "," Аида "," Отелло "," Фальстаф ". Его оперы считаются одними из величайших всех времен и по сегодняшний день не сходят со сцен оперных театров всего мира. 1. Биография1.1. ДетствоДжузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, входившей в то время в состав Наполеоновской империи. Его отец держал винный погреб и бакалейную торговлю, мать - Луиджи Уттини, была пряли. Детство Джузеппе было тяжелым. Семья жила бедно. В сельской церкви он помогал видслужуваты мессу. Музыкальной грамоте и игре на органе учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот довольно несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни. На музыкально одаренного мальчика обратил внимание Антонио Барецци - богатый торговец из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци в 1823 десятилетнего Джузеппе Верди, который получил начальные знания от деревенского священника, отправили в школу в Буссето. Так началась новая, еще более тяжелая полоса жизни - годы отрочества и юности. В воскресные дни Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции - Фернандо Провоз, директор "Филармонического общества" Буссето. Провоз занимался не только контрапунктом, он подарил Верди интерес к серьезной литературе. Джузеппе заинтересовали Шекспир, Данте, Гете, Шиллер. Один из любимых его произведений - роман "Обрученные" итальянского писателя Алессандро Мандзони. 1.2. Начало композиторской деятельностиВ 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным с В. Лавинье, который дал ему основы композиторской техники. Оркестровкой и оперным письмом Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо ( итал. Oberto, conte dи san Bonifacio '), Которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но через внутренние церковные интриги получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир), в это время он написал ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 "Оберто" был выполнен в театре "Ла Скала" с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. 1.3. Расцвет творчестваВ 1840 году композитор пережил личную трагедию - в короткий срок умирают его двое детей и женщина. Написанная в этих обстоятельствах комическая опера Король на день ( итал. Un giorno dи regno ') Провалилась, немилосердно освистана публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше писать опер и попросил директора расторгнуть заключенный с ним контракт. Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему опомниться, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносора. При чтении внимание Верди заполонил хор евреев в вавилонском плену, и его воображение ожила. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора. После Набукко были Ломбардцы ( итал. И Lombardi ' 1843), опера, тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани ( итал. Ernani , 1844) по романтической драме В.Гюго - достижение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В последующие годы композитор, по его собственным словам, работал как каторжник. Опера писалась за оперой - Двое Фоскари ( итал. И due Foscari ', 1844), Жанна д'Арк ( итал. Giovanna d'Arco ', 1845), Альзира ( итал. Alzira , 1845), Аттила ( итал. Attila , 1846), Разбойники ( итал. И masnadieri , 1847), Корсар ( итал. Иl corsaro , 1848), Битва под Леньяно ( итал. La battaglia dи Legnano , 1849), Стиффелио ( итал. Stiffelio , 1850). В этих произведениях поверхностная, а иногда и легкомысленная ремесленная музыка прилагается к слабому либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет ( итал. Macbeth , 1847) - первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер ( итал. Luisa Miller , 1849) - выдающееся произведение камерного стиля. В 1848 году Верди продал свою недвижимость в Ле Ронколе, и за эти деньги он купил большую собственность в Санто-Агата, недалеко от Буссето. С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцы, названную Иерусалим ( итал. Jerusalem ). Здесь композитор встретился с Джузеппина Стреппони, певицей, участвовала в миланских постановках Набукко и Ломбардцы и уже тогда сблизилась с Верди. В конце концов, через десять лет они поженились. В период 1851 - 1853 приходятся три зрелые шедевры Верди - Риголетто ( итал. Rigoletto , 1851), Трубадур ( итал. Иl trovatore , 1853) и Травиата ( итал. La traviata , 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В.Гюго "Король забавляется" демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму - более связную, с меньшими контрастами между речитативом, достигающий характера поющего ариозо, и арией, которая отклоняется от установленных схем. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте - выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей. Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по ?семейной драмой" Дюма-сына "Дама с камелиями" завораживает пафосом чувств. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберивському стиле - Сицилийская вечерня ( итал. Les vpres siciliennes ). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета ( 1865), а также создал Дона Карлоса ( 1867) для петербургского Мариинского театра написал Силу судьбы ( итал. La forza del destino , 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском манериnbsp, - Симон Бокканегра ( итал. Simon Boccanegra , 1857) и Балом-маскарадом ( итал. Un ballo in maschera , 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более-менее правдивых исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют рост мастерства музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегра и Доне Карлосе). ![]() Дж. Верди изображен на банкноте 1000 лир После создания популярной трилогии Верди стал искать нового в Париже. Однако его отношения с французским зрителями складывались нелегко, и оперы в Париже оказали меньшее влияние, чем в Италии. Это были годы тяжелой работы: Верди, возможно, наконец писал не спеша, впрочем музыкальный мир менялся медленно, даже в Италии. Этот период завершился эксперимент в 1871 - Аидой, оперой, действия которого разворачивались в древнем Египте. Верди явно нуждался в литературном партнере и он нашел его в лице А.Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды ( итал. Aida , 1871) - шедевра в стиле французской ?большой оперы?, заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи. 1874 года Джузеппе Верди написал Реквием, толчком к написанию этого произведения стала смерть поэта Алессандро Мандзони, творчеством которого композитор увлекался. Впервые Реквием был выполнен в кафедральном соборе Милана и впоследствии получил мировую известность, правда католической церковью это произведение признан "очень театральным", и поэтому долго не допускался к выполнению в церкви. 1.4. Поздние годыЕще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842-1918), автором оперы "Мефистофель" и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегра (1881). Затем он превратил шекспировским трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в "Ла Скала" в 1887, когда композитору было уже 74 года. Музыка этой оперы "непрерывная", она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы. Некоторые современники Верди считали, что на формирование его позднего стиля оказал влияние Вагнер. Но в действительности Верди пришел к нему сам. Он почти не был знаком с творчеством Вагнера. После Отелло в 1893 был создан Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии "Король на час". Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. Когда его поразил паралич, он все еще мог внутренним слухом читать партитуры опер "Богема" и "Тоска" Пуччини, "Паяцы" Леонкавалло, "Пиковая дама" Чайковского, но то, что он думал о оперы, написанные его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Умер Верди в Милане рано 27 января 1901 года. 2. СтильПредшественники Верди, повлиявшие на его творчество - Россини, Беллини, Мейербер и самый важный - Гаэтано Доницетти. За возможным исключением "Отелло", Рихард Вагнер на Верди не имел влияния. Уважая Шарля Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди, однако, не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в "Аиде" указывают на знакомство композитора с произведениями Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России. На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое до в тенорових партіях, посилаючись на те, що можливість проспівати саме цю ноту перед повним залом відволікає виконавців до, після, і під час виконання ноти. Несмотря на то, что порой оркестровка у Верди искусное, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и действия. Действительно, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпаниаторской инструмент - например гитара. Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то: "Из всех композиторов я самый невежда". Но поспешил добавить: "Я это серьезно говорю, но под" знаниями "я подразумеваю вовсе не знание музыки? (источник?). Однако, было бы несправедливым утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать ее до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктно новаторство (например, струнные, что вилитаеть по хроматической гамме в сцене Монтероне, в ?Риголетто?, чтобы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в ?Риголетто? - хор, который поет на "ммм .." за кулисами, весьма эффектно передавая приближения урагана) - характерно для творчества Верди - характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приемы из-за их мгновенной узнаваемость. Верди был первым композитором, который специально занимался поиском сюжета для либретто, что лучше отвечал особенностям его композиторского дара. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистом и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался исключить из сюжета "ненужные" детали и "лишних" героев, оставляя лишь персонажи, в которых клокочут страсти, и сцены, богатые драматизм. 3. Произведения![]() Афиша премьеры "Травиаты" в Teatro la Fenice, 1853 год 3.1. Оперы
3.2. для хору
3.3. духовна музика
3.4. Камерна, інструментальна і вокальна музика
4. Композитор-политикВ свое время Верди писал оперы более-менее "обычные". Позже, однако, создал искусно три работы, которым он обязан своей мировой известностью: Риголетто (1851), Трубадур, и Травиата (1853). Теперь он был на пике своего творчества. В течение двадцати лет (1851-1871) он написал оперы, одна лучше другой, которые до сих выполняют во всем мире. Многие итальянских патриотов, которым был также вовлечен Верди находились в движении Рисорджименто, который направлен был на возрождение Италии как нации единой культурно и политически. Новые идеалы исповедовал и Верди. В 1859 году он был членом нового парламента Пармы и Модены, в 1861 - первым членом итальянского парламента. Однако в парламенте он хоть и был, но очень редко: "Членов 450, но в действительности является лишь 449, поскольку Верди в качестве члена не существует", - пишет в Пиавуго, один из его биографов. После двух лет политической жизни Верди мудро вернулся к своей музыке. Опера Верди будоражила патриотические чувства у людей. После премьеры оперы Бал-маскарад в 1859 году, его имя стало синонимом свободной Италии. 5. Библиография
5.1. Украинских вокальные переводы
6. Музыкальные примеры7. Источники и ссылки
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |