Надо Знать

добавить знаний



Дзен



План:


Введение

Дзэн ( яп. 禅?, ぜん , "Медитация", санскр. ध्यान дхьяна) - направление в буддизме махаяны в Японии, аналог китайского "Чань". Представлен несколькими школами - Риндзай (Линьцзи) Сото (Цаодун), ОБАК (Хуанбо) и т.д..


1. История

Традиционно считается, что учение Дзен было принесено в Китай из Индии патриархом Бодхидхармой (кит. Дамо). Обогащенная идеями даосов, буддийских школ разных направлений - мадхьямика, йогачара - китайская система Чань попадает в Японии в конце 12 ст. Всего в Японии существовало 50 различных ответвлений Дзен. Два главных направления дзэн в Японии - Риндзай-сю и Сото-сю распространили, соответственно, два патриарха - Эйсай и Догэн. Многие японцы уходило в Китай для изучения философии чань, а китайские миссионеры, в свою очередь, распространяли свои идеи в Японии. По китайскому образцу была создана система "пяти гор и десяти храмов" - годзан дзисацу, в которую включены почти все храмы и монастыри Риндзай. Храмы Сото, расположенные в провинциях, не входили в систему, и поэтому имели большую степень свободы. Наивысший расцвет Дзен в Японии приходится на 14-15 вв., Когда дзенский монахи были советниками и наставниками сегунов и императоров. Монастыри годзан были крупными культурными центрами, там возникла литература годзан бунгаку - огромный массив дзэнских сочинений на китайском языке. В традиции Сото впервые стали распространять литературу Дзен японском языке, чтобы сделать ее доступной для народных масс.

В эпоху сегуната Токугава (1603 - 1868) шло активное переосмысление идей дзэн, который влияет на формирование культурно-эстетических традиций Японии. Эстетические принципы дзен: простота, минимализм, естественность, спонтанность, гармония - стали неотъемлемыми чертами японского искусства. Монохромную живопись, икебана, японская чайная церемония, искусство устройства садов, боевые искусства (кемпо), поэзия хокку и драма театра Но - это далеко не полный перечень искусств, на которые имеют непосредственное влияние идеи дзэн. В 20 в. благодаря усилиям Дайсетсу Тэйтаро Судзуки (1870-1966) дзэн стал достоянием западной культуры. Многие западные философов, теологов, писателей, психологов, музыкантов проявили интерес к дзэн. Происходит настоящий "бум" дзен на Западе в 60-70-е годы 20 в. Сегодня дзен не является наиболее массовой школой японского буддизма, но сохраняет свои позиции. Школа Сото-сю насчитывает около 7 млн. сторонников, Риндзай-сю - около 3 млн. Монастыри и центры изучения дзен за пределами Японии очень многочисленны, прежде всего, в США и Западной Европе (Франция, Великобритания, Германия). Есть Дзенский сообщества и центры в странах СНГ, в частности в Украине.

Деятели культуры, на творчество которых дзен повлиял в той или иной степени: Г. Гессе, Дж. Сэлинджер, Дж. Керуак, Г. Снайдер, А. Гринсберг, В. Ван Гог, А. Матисс, Г. Малер, А. Швейцер, К. Г. Юнг, Е. Фромм, Чандра Мохан Раджниш


2. Философские основы

Дзен признает реальность мира, но воспринимает его как не-истинный, иллюзорный, "ничто" (яп. "м"). Только с помощью медитации можно постичь собственную истинную природу, которая является ничем иным, как "сущность Будды" (яп. "Бусь"), достичь пробуждения (яп. "сатори"). После этого открывается истинная природа вещей. Большое внимание дзен уделяет практике психотренинга, особенно - практикам дзадзэн (сидячая медитация) и коан (парадоксальные загадки упражнения для остановки спекулятивного мышления). С китайского учения Хуаянь дзен заимствует идею о тотальном взаимосвязь общего и единичного, что выражено в принципе все в одном, одно во всем". Дзен не признает существование всемирного Будды, но считается, что природа будды есть в каждом индивидууме, который, в свою очередь, является тождественным абсолюта и источником неограниченных возможностей. Существование каких-либо противоположностей является фиктивным, порождением несовершенной сознания, которая является "загрязненной". В реальности нет разницы между жизнью и смертью, субъектом и объектом, знанием и невежеством, Сансара и Нирваной. Пробужденный сознание, м-нен, является отсутствием мыслей, поэтому мир для нее лишен двойственности. Вместе с тем, дзен подчеркивает важность активного отношения к миру, реализации творческой энергии, не принимает крайностей аскетизма. Человеческие желания не должны подавляться, а должны быть сублимированные в духовные, творческие сферы. Так же, как и в кит. традиции Чань, сохраняются принципы передачи учения непосредственно, "от сердца к сердцу", избегая письменного изложения положений.


3. Краткое содержание учения

Считается, что Дзэн невозможно научить. Можно только подсказать путь достижения личного просветления. Дзен - это способ почувствовать свою природу, ход и желание своей души. Стать самим собой, чтобы быть самим собой каждый день - цель усилий. У каждого человека есть способности, данные ему природой при рождении. Это совсем не обязательно способности к какой-то профессии или умению что-либо делать в обычном смысле. Это может быть способность чувствовать, понимать и воспринимать, которую без понимания своей природы человек не хочет проявлять, проживая чужую для себя жизнь.

Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать, как неким устойчивым состоянием ежедневно. Поэтому дзенский наставники ("мастера") чаще говорят не достичь просветления", а "увидеть собственную природу". Просветление - это состояние. Это способность почувствовать то, к чему рожден душа. Это ощущение очень индивидуально, и не поддается никаким формулировкам. Слова сразу искажают те чувства, которые мы пытаемся словами выразить или передать другому человеку. Это похоже на изменение свойств микрочастиц в квантовой механике при появлении наблюдателя за ними. Кроме того, путь к видению собственной природы - для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений. Поэтому говорят, что в дзен нет определенного пути, нет одного определенного входа. Эти слова должны помочь практикующему дзен не подменять свою природу механическим выполнением какой-то практики или идеи. Именно поэтому учиться можно только у природы, а не у книг или учителей. Учителя и книги - лишь возможность сравнить свой опыт с опытом других людей, но ни при каких обстоятельствах они не могут быть высшим авторитетом.

Считается, что дзенский наставник должен сам видеть свою природу, ибо тогда он может правильно видеть состояние "ученика" и давать ему подходящие именно для него указания или толчок. На разных этапах практики "ученику" могут давать разные, "противоположные" советы, например:

  • "Медитируй, чтобы успокоить ум; прилагай больше усилий";
  • "Не пытайся достичь просветления, а просто принимай все, что происходит" ...

По обще буддистским мировоззрением, есть три основных яда, из которых возникают все страдания и ошибки:

  1. незнания своей природы (затуманивание рассудка, тупость, замешательство, беспокойство),
  2. отвращение (к "неприятному", представление о чем-то как самостоятельное "зло", вообще жесткие взгляды),
  3. привязанность (к приятному - неутолимая жажда, цепляние) ...

Поэтому пробуждению способствуют:

  1. успокоения ума
  2. освобождение от жестких взглядов
  3. освобождение от предпочтений.

Два основных вида регулярной дзэнской практики - это сидячая медитация и простой физический труд. Они нацелены на успокоение и объединение ума. Когда прекращаются само-взбалтывания, "муть оседает", незнание и беспокойства уменьшаются. Просветленный ум может легче увидеть свою природу.

На определенном этапе, когда практикующий успокоил ум, хороший наставник, видя "препятствие" в уме практикующего: жесткие взгляды или привязанность, может помочь от нее избавиться. Таким образом, путь дзэнского практикующего - это и раскрытие "своей" мудрости, и не закрытие от "чужой". Скорее, это уборка ложного барьера между "моей" мудростью и "чужой". Это ощущение единства человека и природы, как того, что живет по одним и тем же законам. Природа тут - понятие гораздо более глубокое, чем цветы, камни и деревья. Это скорее силы, рождающие бытия и пронизывают бытие. При этом здесь нет никакого символизма: эти силы существуют всегда в конкретном, осязаемом виде. Мысль не сравнивается в дзен с волнами на воде: волны на воде и мнение в одном из своих бесчисленных проявлений, данных нам в ощущении.

Многие дзэнских мастеров утверждают, что практика может быть "постепенной" или "внезапной", но именно пробуждение всегда внезапно - точнее, непоследовательно. Это просто отбрасывание лишнего и видение, что есть. Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то достигается. Или в этом есть "ученики" и "наставники". Наставники могут передавать Дхарму учений - есть, идеи и методы дзен. Дхарма Ума, есть сущность просветления, уже присутствует. Она не требует никаких достижения.

Итак, практика и учение дзэн нацелены на успокоение души, на то, чтобы освободить душу от второстепенных желаний, освобождение от жестких взглядов и угасание ненужных привязанностей. Это облегчает видение собственной природы, которая сама находится вне всякой практики и всяких путей.

В целом, это справедливо и для других буддийских традиций, школа дзэн нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.

Дзен-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний вместе с интуицией верными помощниками.


4. Смотрите также

Источники

  • Кабанов А. Н. Дзен. / / Буддизм от А до Я. - М.: "Республика", 1992. - С. 115 -116. (Рус.)
  • Буддизм в Японии. М., 1993 (Рус.)
  • Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998 (Рус.)
  • Мумонкан. Залог без ворот. Сорок восемь классический коанов Дзэн с комментариями Р. Х. Блайса. СПб., 1997 (Рус.)
  • Буддизм, государство и общество в Центральной и Восточной Азии в Средние века. М., 1982 (Рус.)
  • Главева Д. Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003 (Рус.)
  • Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987 (Рус.)
  • Игнатович А. Н. Чайное действо. М., 1997 (Рус.)
  • Ла Флер В. Карма слов. Буддизм и литература в средневековой Японии. М., 2000 (Рус.)
  • Судзуки Д. Т. Лекции по Дзэн-буддизма. М., 1990 (Рус.)


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам