Надо Знать

добавить знаний



Диззи Гиллеспи



Диззи Гиллеспи 1955
Диззи Гиллеспи 1988
Диззи Гиллеспи 1991

Диззи Гиллеспи, настоящее имя Джон Биркс Гиллеспи (John Birks "Dizzy" Gillespie, 21 октября 1917, Чиро, шт. Южная Каролина - 6 января 1993, Инглвуд, шт. Нью-Джерси) - американский джазовый трубач, певец, руководитель ансамблей и оркестров и композитор.

В детстве играл на многих инструментах, но в 12 лет остановил свой выбор на трубе. Изучал теорию музыки в Лоринбурзькому институте ( Северная Каролина), в 1935 приехал в Филадельфии, играл с различными бендами и через полтора года заменил в оркестре Тедди Хилла своего кумира - Рея Элдриджа. 1938 года появился в Нью-Йорке, очень быстро зарекомендовал себя профессиональным исполнителем и написал первые аранжировки для оркестров Вуди Германа, Джимми Дорси и Эрла Хайнза. В 1939-41 играл в биг-бэнде Кеба Келлауея, 1943 провел два месяца в оркестре Дюка Эллингтона, сотрудничал также с Эллой Фицджеральд, Бенни Картером, Коулменом Хокинсом, Чарли Барнетом, Лаки Миллиндером. С 1942 регулярно приходил на джем-сейшнз в Minton's Playhouse, весь следующий год играл с различными составами на 52-й улице, где его партнерами были Чарли Крисчиен, Телониус Монк, Кенни Кларк, Оскар Петтифорд и прежде всего - Чарли Паркер. В 1944 вместе с Паркером, с которым познакомился в 1940 году в Канзас-Сити, работал в бэнде Билли Екстайна (был также музыкальным руководителем оркестра).

Вместе со своими партнерами настойчиво утверждал новый стиль джаза - "Бибоп", не связан с танцевальной музыкой, основанный на виртуозных импровизациях солистов и нередко на достаточно сложных (к тому времени), угловатых темах. Многие были записаны в 1945 году квинтетом Паркера-Гиллеспи (во многих случаях авторство приписывается обоим). Того же года собрал первый в истории джаза биг-бенд в стиле "бибоп". В композициях и аранжировках отмечал не на звучании инструментальных групп, а на игре импровизаторов, таких, как Милта Джексон, Рей Браун, Джеймс Муди, Сесил Пэйн, Джей Джей Джонсон, Юзеф Латиф (позже присоединились Джон Колтрейн, Джимми Хит, Пол Гонсалес). К тому же Гиллеспи добавил в ритм-группу нескольких ударников (известным стал чаной Позо), чем хотел подчеркнуть афро-американские корни джаза. В 1946-48 оркестр несколько раз гастролировал в Европе и 29 сентября 1947 выступил в Карнеги-холле с большой концертной программой, в которой впервые прозвучали "Токката для трубы с оркестром" Джона Льюиса, " Good Bait "Теда Дамерона и сюита Джорджа Рассела" Cubana Be, Cubana Bop ".

После 1950 Гиллеспи выступал с квинтетом, регулярно записывал пластинки (с 1951 у него своя фирма грамзаписи), в 1953 сотрудничал с антрепризой Нормана Грэнца "Jazz At The Philharmonic". Его партнерами чаще всего становились Дон Байес, Эл Хейг, Лео Райт, Джуниор Манс, Лало Шифрин, Стэн Леви, Лес Спан и другие. В 1955-59 вновь руководил бэндом, с которым ездил от имени Госдепартамента на гастроли в Азию, Африку и на Ближний Восток.


В 1962-68 собрал новый оркестр - Reunion Big Band (англ.), а в 1981 - Dream Band (англ.). Параллельно не прекращал играть в малых бендах, выступал на многих фестивалях, три раза представлял джаз в Белом доме. В 70-е годы входил в различные звездные составы, в следующем десятилетии выступал с ансамблем, в который входили трубачи Артуро Сандоваль и Клаудио рожайте, саксофонист Пакито Дьривера, ударник Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Сотрудничал с молодыми коллегами, которых по праву считал своими учениками - с Джоном Феддисом, Артуро Сандовал или Винтон Марсалисом. Самые известные композиции Гиллеспи - Night In Tunisia, Manteca, Con Alma, Bebop, Salt Peanuts, Dizzy Atmosphere, Groovin 'High, Woody'n You, Blue N'Boogie.


Еще 1961 года журнал Down Beat привлек Гиллеспи к символическому "Пантеона славы". В конце 70-х Гиллеспи стал почетным доктором нескольких университетов. По своему значению он считается вторым человеком в джазе после Луи Армстронга. Течение многих десятилетий он был великолепен как джазовый виртуоз и сумел повлиять на многих музыкантов последующих поколений (не только трубачей). Гиллеспи удалось завоевать признание широких масс как шоумена, он был одним из мастеров скэт, есть вокально-слогового пения (сам термин "бибоп" считается его выдумкой и является производным от скэт), законодателем новой сценической моды (экстравагантные костюмы и головные уборы пришли на смену Фрак, типичным для эпохи свинга). Он был остроумным конферансье и часто шокировал общественность своими выходками. В 1953 году его трубу случайно помяли, и у него возникла идея изготовить специальный инструмент, после чего раструб его трубы всегда был направлен вверх под углом 45 ?. В 1969 Гиллеспи объявил себя независимым кандидатом на выборах президента США.


Записи

  1. Shaw Nuff (1945-46)
  2. One Bass Hit (1946)
  3. Dizzy Gillespie. Vol.1-2 (1952)
  4. Dizzy Gillespie In Paris (1953)
  5. The Dizzy Gillespie-Stan Getz Sextet. Vol.1-2 (1954)
  6. Roy And Diz. Vol.1-2 (1955)
  7. Groovin 'High (1955)
  8. Dizzy At Home And Abroad (1957)
  9. Dizzy Gillespie At Newport (1958)
  10. Dizzy Gillespie And Count Basie At Newport (1958)
  11. Diz 'N' Bird In Concert (1959)
  12. Have Trumpet, Will Excite (1959)
  13. Gillespiana: The Carnegie Hall Concert (1960)
  14. Trumpet Giants (1962, с Майлзом Дэвисом и Фэтс Наварро)
  15. Dizzy Gillespie And The Double Six Of Paris (1964)
  16. A Night In Tunisia (1966)
  17. Reunion Big Band (1968)
  18. Dizzy Gillespie's Big Four (1974)
  19. Afro-Cuban Jazz Mood (1975)
  20. New Faces (1984)
  21. Dizzy's Diamonds: The Best Of The Verve Years. 1950-64 (1993)
  22. "Оскар Питерсон и Диззи Гиллеспи" (1978)
  23. "Диззи Гиллеспи" (1988)
  24. "Вокалисты бибопа" (1991)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам