Distortion waveform.png

Дисторшн ( англ. distortion - Искажение, искривление) - эффект перегрузки, который чаще всего используется в таких музыкальных стилях, как рок, металл и других.


1. Теория и схемы

Изменение формы сигнала при применении преобразования овердрайв и дисторшн

Срок дисторшн в теории обработки сигналов буквально означает изменение или модификацию сигнала любым устройством или оборудованием. В контексте музыки, дисторшн звука при усилении амплитуды называется клиппинг (отсечение). Клиппинга является нелинейным процессом, который порождает частоты которые не присутствовали в исходном сигнале.

  • "Soft clipping" (мягкий клиппинг), еще известный в музыке как овердрайв, который сглаживает пики высоких гармоник и достигается тем, что коэффициент усиления обратно пропорционален уровню входного сигнала. В типовой схеме это достигается с помощью двух параллельно включенных обратных кремниевых диодов в кругу отрицательной обратной связи усилителя, как показано на схеме:
Овердрайв
дисторшн
  • "Hard clipping" (жесткий клиппинг) - эффект, когда звуки высоких просто отрезаются, что порождает жесткое звучание и шум. Известен как звуковой эффект дисторшн. Ограничение сигнала в заданном диапазоне достигается двумя параллельно включенными обратными диодами подключенными к земле, как показано на следующей схеме:

1.1. Ламповый овердрайв

Эффект дисторшн достигается перегрузкой вакуумных триодов (иногда пентодов, тетродов), полупроводниковых диодов, транзисторов, путем вывода данных элементов с линейных участков их работы. Вследствие этого звуковой сигнал, имеющий структуру синусоидальной волны, искажается.

2. История

Появление этого эффекта имеет достаточно спонтанную историю. В 1950-х годах музыкальные усилители развивались медленно, и поэтому не успевали удовлетворять потребности гитаристов. Поэтому гитаристы были вынуждены постоянно выкручивать ручку громкости на максимальный уровень, и звук становился хрустящим ("crunchy sound"). Впоследствии, уже достаточно популярен, этот эффект применялся на сцене. В рок-музыке этот эффект первым применил Линк Рей. [ ]

Благодаря изобретению этого эффекта стала стремительно развиваться рок-музыка, потому что сразу зародились новые приемы игры. Одним из самых известных и популярных приемов является мьютинг (muting), или приглушение ладонью. [1]


3. Виды гитарного дисторшину

Гитарная педаль для эффекта дисторшину "Boss"

Звуковые эффекты дисторшину можно получить многими компонентами электрического цепи гитары, в том числе с помощью педалей эффектов, предварительного усилителя, усилителя мощности и динамики. Музыканты подбирают свою собственную комбинацию эффектов, чтобы получить свой собственный стиль звучания.


3.1. Педали дисторшин / овердрайв

Поскольку для работы педали от низкого напряжения (например, 9-вольтовые батареи), педали зазсвичай построены на транзисторах изменяющие сигнал. Классические примеры Ibanez Tube Screamer и Electro-Harmonix Big Muff.

Для того, чтобы избежать нежелательного диссонанса, музыканты используют лишь отдельные ноты и чистые квинты (основные тона, пинты и окты) при игре через fuzzboxes, а не триады ( основной тон, терции и квинты) или чотиринотни аккорды (основной тон, терции, квинты и септаккорды).


Примечания

  1. Звучание дисторшину - corpuscul.net / sintez-i-obrabotka-zvuka / obrabotka-zvuka / drugie-preobrazovaniya /