Дом М.Пидгорського

Дом Подгорского - также известный под названием "Замок барона", усадьба на углу Театральной (ныне ул.Лысенко) и Ярославова Вала в г. Киеве.


1. История строительства

В 1857 году этот участок (тогда еще не спланированную) получила Анна Герасимовна Калита жена генерал-лейтенанта Тараса Калиты, начальника артиллерийских гарнизонов Киевского военного округа. Землю предоставила городская управа в обмен на их застроенную усадьбу на Печерске по ул.Рыбальский, подлежащего уничтожению из-за строительства новой Киевской крепости.

В 1858-1861 годах был возведен двухэтажный угловой дом, ориентированный удлиненным фасадом с парадным подъездом к улице Театральной, с крыльцом и балконом под ним (ныне ул. Лысенко, 2). Считается, что дом спроектировал архитектор Ф. Голованов. На первом этаже было 12 комнат, на втором - 10. Во дворе усадьбы стояли одноэтажные жилые флигели, каменная кухня, каретный сарай, состоянии, ледник. Был и непременный сад, в котором росли 25 фрутових деревьев и 30 кустов.

После смерти владелицы усадьбе, генеральши Калиты, эта недвижимость за духовным завещанием перешла по наследству ее детям, а по купчей от 17 ноября 1892 - в собственность помещика Михала Подгорского.

В те времена на город надвигалась знаменитая "строительная лихорадка". Новый владелец в феврале 1895 и в январе 1897 года оформляет в Киевском земельном банке две долгосрочные ссуды под залог недвижимости на сумму 117 тыс. руб. Поэтому рядом со скромным краеугольным особнячком поднялся экзотический четырехэтажный доходный дом, построенный 1896-1897 гг по проекту инженера Н. Н. Добачевского.


2. Архитектура

Сложный план участка на изгибе улицы, ограниченность имеющимися на время сооружения двухэтажными довольно скромными соседними домами обусловили необычность архитектурного образа, казалось, обычного по структуре секционного жилого дома. Однако эта неординарность происходила и от личности зодчего, высоко творческого дарования, художественного вкуса и, возможно, желанием продемонстрировать свои творческие возможности между пестрого киевского архитектурного общества, где неординарность мышления была довольно редким явлением.

Поэтому даже в начале третьего тысячелетия нельзя не отметить, что дом поражает сказочной романтичностью, архитектурной выразительностью, пластичностью объемов и фантастическим сочетанием романо-готических и ренессансных форм и деталей. Парадный вход устроено не просто с улицы, а через ворота франковану фигурами крылатых демонов, держащих эркер. Проезд на двор учитывал габариты конных экипажей, поэтому видим вдоль повышение, ограничивавшие движение колес относительно ворот. Привлекает внимание артистическое лепное своды в проезде и тяжелые наборные створки ворот и парадной двери. На пороге гостей встречает приветственный надпись "Salve", сделанный в мозаичном полу в технике "терацо". Широкий просторный объем парадной лестницы раскрыто на всю высоту. Бросается в глаза отделки лестниц из алебастровыми фигурными балясинами. Таких лестниц, как и второго такого дома в Киеве просто не существует.

На втором и третьем этажах размещались десятикомнатная квартиры. Их потолки украшала лепнина. Особой же украшением квартир были кафельные печи производства киевской фабрики И. Анджейовский. В сторону двора выходили помещения для прислуги, сгруппированы в двух уровнях, с невысокими потолками и маленькими окошками. Эти "службы" с кухнями имели отдельные черные лестницы, которыми заносили продукты, дрова для отопления и кухонных плит, выносили мусор и золу. С этой стороны дом имеет семь этажей.

  • Крылатые демоны держат эркер

  • Ворота дома Подгорского


3. Дореволюционный этап

Помещение на первом этаже дома Подгорского сдавались под коммерческие заведения. Реклама кондитерской "В Золотых ворот" ("A la porte d'Or") размещена в газетах 1898, может оказать определенное представление об уровне тогдашнего сервиса: Английские бисквиты и вафли собственной фабрики. Вскоре откроется булочная, кондитерская и кафе в роскошном, специально устроенном (по образцу столичных городов) помещении с электрическим освещением. Большой и разнообразный выбор всевозможных печений к столу и чая. Сырые продукты собственных мельниц и заводов. На чистоту приготовления и доброкачественность материалов обращаю особое внимание. Продажа и прием заказов на различные кондитерские изделия как для городских, так и для иногородних заказчиков в специальной упаковке. Развозка продуктов постоянным заказчикам. Дом Подгорского.

В 1907 году усадьбу приобрел за 200 тыс. рублей в дворянин Карл Ярошинский, который намеревался значительно расширить владения, для чего прикупил соседние участки по Театральной, 4 и 6. В 1910 году ему принадлежали уже 2300 кв. саж. (1,05 га). Видимо, владелец планировал новое строительство.

На первом этаже "дома-замка" 1912 чех Йозеф Петраш открыл кинематограф "Уникат" на 100 мест.

Весной 1915 года, в разгар мировой войны, усадьбу приобрел один из киевских "сахарных королей" Лев Бродский. Как и предыдущий владелец. Он не жил по этому адресу (у него был собственный особняк на Липках), а сдавал свою недвижимость в аренду.

В начале 1918 года семь комнат снимала редакция газеты "Наше мнение". На втором этаже находилась меблированные комнаты г. Лисневичах, а в подвале - пекарня Первого Еврейского потребительского общества.

В конце того же года усадьба находилась в общей собственности И. Дунаева и Х. Гительмахер.

После национализации квартиры становятся коммунальными, а в угловом двухэтажном здании размещается окружная милиция, городская военная комендатура и другие учреждения.


4. Современный этап

Здание на ул. Ярославов вал, 1 согласно решению Киевского горисполкома N49 от 21 июня 1986 находится на государственном учете как памятник архитектуры и градостроительства, а также как памятник искусства местного значения (охранный N152).

Сейчас дом выселен и ожидает реставрации. Его владелец, депутат Киеврады Александр Лойфенфельд, хотел провести внутри реконструкцию, но из-за кризиса решил дом продать. В 2011 году появились слухи, что его могут снести, но власти официально пообещала этого не делать.


Литература

  • "Прорезная. Ярославов Вал: культурологический путеводитель" Галайба В.В., Грузин В.М., Кадомский М.А., Малаков. Д. В. Киев 2010. - 156 стр.