Надо Знать

добавить знаний



Донателло



Донателло. Скульптура в Уффици

Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди итал. Donato di Niccolo di Betto Bardi ; У 1386 - 13 декабря 1466, Флоренция) - один из самых известных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета.

Донателло родился в Флоренции или вблизи нее между 1382 и 1387 годом, учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ - мраморный Давид (1404 г.) в соборе Санта Мария дель Фиоре, видно что это работа ученика и имеет много готических рис. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно ищет неприглядные стороны природы.

Изучение памятников греко-римской пластики несколько сдержало его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильници). Это похудела старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone ("умный") и помещенной на фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта - портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову св. Цецилии в профиль, едва отделяется от фона и принадлежит к классическому стилю Донателло (теперь находится в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающая триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонским музее, в Лондоне).

Барельефы Донателло, вризьблени в восьми медальонах и заказные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся по сей день - видимо, просто копии с антиков.

  • Святой Марк

  • Св. Иоанн Креститель

  • Юдифь и Олоферн

Но лучшие работы - те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе находятся во Флоренции. Менее удачная бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй сделано Донателло для фасада флорентийского собора, между теми, сохранившиеся статуя евангелиста Иоанна.

Памятник Гаттамелаты

В 1444 году Донателло был призван в Падую для создания из бронзы конной статуи кондотьера Венецианськой республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи.

Художник остался в Падуе до 1456, и провел там, с помощью своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Замечательные из них - бронзовые барельефы, с эпизодами из жизни названного святого, покровителя Падуи. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы незаконченной ни на чем мысли, и идет вперед, как бы не зная сам куда, его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством изображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, созданный в 1434, изображает полуголых детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморные барельефы, предназначавшиеся для флорентийского собора и находятся теперь в Opera del Duorno. Некоторые детские бюсты Донателло в высокой степени верно воспроизводят действительность и чрезвычайно миловидные. Донателло удавалось с необычайной точностью угадывать впечатление, которое его работы будут производить на том, или ином расстоянии, а также определять степень совершенства своих работ.

Портретные бюсты - отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно заброшенный в Средние - воскресил именно Донателло. Некоторые из его бюстов замечательные по своей индивидуальностью и как не очень характерные. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь человека, которая представлялась им. Таков, например, бюст из раскрашенной обожженной глины Никколо и Уццано (красуется ныне в музее Барджелло). Сочинение Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторой жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, например, барельеф, выполненный из крашеного гипса, находится в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем "Положение во гроб". То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Донателло исполнил также, вместе со своим учеником, Микелоццо Микелоццо, несколько надгробных памятников в церквах, между ними замечательный монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, появившихся в XV и XVI веках во многих церквях Италии. Последние годы своей жизни Донателло провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и похоронен с большими почестями в церкви св. Лаврентия, украшенной его работами.


См.. также

Литература

  • Semper, "D., seine Zeit und Schule" (Вена, 1875);
  • H. Tschudi, "D. e la critica modenia" (Турин, 1887);
  • W. Bode, "Italienische Bildhauer der Renaissance (Б. 1887);
  • E. Muntz, "D. (в серии монографий:" Les Artistes celebres ", 1885).


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам