Донато Браманте

Донато Браманте ( итал. Donato Bramante ; 1444 - 11 марта 1514) - настоящее имя Донато Лаццаро, итальянский архитектор эпохи Возрождения. Сначала успешно работал маляр. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества ( 1499 - 1514) - в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. Эти архитектурные произведения отличаются выразительностью композиции и гармонией изящных пропорций. Выдающееся искусство Браманте повлияло на дальнейшее развитие архитектуры Италии и других европейских стран.



1. Биография

Родился Браманте в Кастелло - Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. С детства он учился читать и писать, и еще много времени отдавал счете. Скоро отец, видя его любовь к рисованию и желая, что он получил полезное ремесло, посылает его учиться сексопатологии к Фра Бартоломео из Урбино, известного под именем Фра Карновале, что рисовал картину "Санта Мария делла Белла в Урбино". Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии. Там он путешествует из города в город, зарабатывая на жизнь мелкими и незначительными работами. Тогда его имя было еще не известно.


2. Милан

Фреска Браманте.Антична фигура

Осматривая славные памятники, он спешит посетить Миланский собор. В Милане жил Чезаре Чезарини, хороший геометр и выдающийся архитектор, комментировал Витрувия. Браманте встретил также в Милане Бернардино да Тревио, миланца строителя и архитектора собора, великого рисовальщика, которого Леонардо да Винчи считал умелого живописца.

Браманте и сам начинал как художник. Сохранилось его "Христос у колонны" и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита ( Брера, Милан). Но интерес к архитектуры перевесила и он отправился в будивничи.Серед его работ в Милане - алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие, патроном которой был Лодовико Моро, сакристия в Санта Мария прессо Сатиро.В это время начались Итальянские войны Франции.Милан захватили и ограбили воины короля Франции.Браманте спасает жизнь переездом в Рим.


3. Рим

Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески - гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Папа Юлий II, избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Этот первосвященник задумал придать форму прямоугольного театра маленькой долине, тянувшейся между бывшим папским дворцом и зданиями, возведенными папой Иннокентием VIII - они отделяли Бельведер от старого дворца Ватикана. Юлий хотел двумя галереями, проложенными склонами маленькой долины, сочетать Бельведер и дворец, чтобы можно было лестнице с двойными маршами подняться из долины дна Бельведер.

Чтобы осуществить этот замысел, Браманте проложил сперва одну галерею поперек. Он подражал в пропорциях своих ордеров галереи Колизея где Савелий. Аркады низших этажей имели свои подпорки для пяти арок, украшенные дорийскими пилястрами. Этаж выше составляли портики и пилястры ионийские. Четвертый этаж образовывал лоджию, более 400 локтей, и вел с первых ступеней папского дворца к ступеням Бельведера. Эта галерея выходила в сторону Рима, а вторая - в сторону сада.

Долина, замкнутая между двумя крыльями и сделана Эспланадной, доставала воду из Бельведера, что ее должен был поставлять очень хороший фонтан. Браманте кончил только первую галерею; уже заложили фундамент второй, когда смерть поразила Юлия II и его архитектора. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. Вторую галерею почти полностью завершил папа Пий IV, который украсил Бельведер нишами, где помещены Лаокоона, Венеру и Аполлона - к ним Лев Х и Климентий VII добавили от других еще древние скульптуры Тибра, Нила и Клеопатру, наконец, папы Павел III и Юлий III сделали в этом сооружении значительную и ценную реставрацию.

Браманте украсил Бельведер лестнице дорийского, ионийского и коринфского ордеров. Можно еще вспомнить - они принесли ему столько же уважения, как и его лучшие работы - пышные винтовые лестницы, опирающиеся на дорийские, ионийские и коринфские колонны. Каждый из этих ордеров чередуется в поворотах подъема, такого полого, что им легко могли бы сбегать лошади. Он заимствовал это изобретение в Сан Никколо из Пизы, как мы об этом говорили в биографии Джованни и Никкола, пизанцы.


4. Характер Браманте

Мастер карадоссо, медаль в честь Браманте, 1506 Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Браманте был нрава веселого и доброжелательной, он любил художников и делал им все возможные услуги. Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Заняв своими заслугами и гением принадлежащее ему высокое место, он тратил благородно свое богатство и жил всегда достойно и пышно. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. Петра, продолжалось много лет. Прожил он 70 лет.


5. Галерея

  • Алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие, Милан

  • Проект собора Св. Петра в Риме.

  • Маленький храм Браманте Темпьетто, двор церкви Сан Пьетро ин Монторио, Рим

  • Монте Кассино (Monte Сassino)


Источники