Достопримечательности Византии (Эрмитаж)

Достопримечательности Византии (Эрмитаж) - музейная коллекция исторических и художественных памятников Византийской империи, что собирает, исследует и демонстрирует Эрмитаж.


1. Общая вера. Культурные связи.

Мозаика из Св. Дмитрия Солунского, (когда-то Михайловский Златоверхий собор). Сейчас - Третьяковская галерея, Москва.

Западную Европу, Древнерусское государство с центром в Киеве и Византию объединяет прежде общность религии. Раскол церкви не коснулось основы христианства, хотя есть свои отличия:

  • богословские - католическая церковь придерживается догмата о том, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына, а православная - только от Бога-Отца;
  • православие отвергает веру в чистилище и проч.; культовые - католичество запрещало перевод Библии, богослужение велось на латыни
  • обет безбрачия давали все католические священники (что предотвращало перехода церковного имущества в собственность священства и их семей), а в православии использовались национальные языки, приходские священники имели семью, а приход увеличивала имущество церкви и священников. В Российской империи священник получал жалованье как государственный чиновник.
  • В отличие от католиков Рима, православной церкви никогда не принадлежала политическая власть. Патриарх Константинопольский по отношению к императору занимал подчинено положения. Всего же в Византии, как и в Западной Европе, христианство приобрело всеобъемлющий характер: стало и философией, и основой искусства, и моральной доктриной.
  • Православие не последовало западноевропейскую систему образования ( университеты). Ее заимствования произошло слишком поздно и из светских источников.


По внедрению христианства сложились тесные религиозные и культурные отношения между Древнерусским государством и Византией. На первоначальном этапе в Киев были приглашены византийские мастера для создания храмов - священники, архитекторы, строители, иконописцы, художники по созданию мозаик и фресок. Иностранцы-греки годами работали в новой родине и оседали здесь навсегда. Похожие формы имели и первые христиански храмы Византии и древнерусских центров (единственный план византийского храма Дере-Агзы и собор Спаса Преображения в городе Чернигов и др.).

Накоплению памятников византийской культуры способствовали и дипломатические, и торговые связи, вывоз товаров на Украину-Русь (серебряные изделия, драгоценные византийские ткани, иконы, посуда), и эмигранты-греки. Достопримечательности византийской культуры разошлись миром и хранятся как в российских или украинских музеях ( Русский музей, Петербург, Третьяковская галерея, Москва, Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев, музеи Одессы, Севастополя), так и в зарубежных музеях Германии, Испании, Италии, Франции, США.

  • Вышгородская Богоматерь (Владимирская), Третьяковская галерея

  • Византийская капитель, рисунок 1889

  • Спас Яре Глаз, 12 в., Третьяковская галерея

  • Богородица, золота панель Музей Виктории и Альберта


2. История формирования коллекции

Целенаправленное коллекционирование памятников византийской культуры началось в 19 веке, когда в моду вошло коллекционирование средневековых памятников. Чрезвычайно ценным была коллекция артефактов средневековья российского дипломата в Париже Александра Базилевського, которую тот собирал сорок лет. Уникальная сборка была приобретена царем для Императорского Эрмитажа в декабре 1884 года. Вместе с большинством памятников средневековых государств Западной Европы коллекция дипломата Базилевського имела значительную долю памятников Византийской империи чрезвычайной художественной ценности или уникального характера.

Отвоевание земель Северного Причерноморья позволило представителям Российской империи (любителям - дикарям чаще, ученым - меньше) начать хищнические раскопки античных городищ, прежде всего в Севастополе на городище Херсонес Таврический. С раскопок в Херсонесе в Эрмитаж были вывезены -

  • средневековые капители византийских храмов
  • византийский металлический и керамическая посуда
  • архитектурные фрагменты
  • надгробия
  • керамика, изделия из камня, бронзы
  • мозаичные полы.

Вывоз памятников эпохи византийского средневековья с Херсонеса (несмотря на его малоприхований грабительский характер) вполне способствовал сохранению этих памятников от разрушений или уничтожения. Ибо руинах античного и средневекового города работали печи по обжигу извести из камней городских сооружений.

Доля памятников эпохи византийского средневековья пришла в Императорский Эрмитаж с раскопок за рубежом (Археологический институт в Стамбуле). В музей прейшлы также частные коллекции, в том числе историка Михаила Погодина. Полезными для музейного собрания были и экспедиции Петра Севастьянова и Василия Георгиевского в монастыри на Афон. Научно стоимостную коллекцию греческих, критских, балканских икон передал в музей Николай Лихачев.

В первые годы господства большевистской власти в Государственный теперь Эрмитаж передали достопримечательности Византии из разоренного Музея барона Штиглица и непрофильные вещи из Русского музея. Ермитажникы утверждают, что коллекция не имеет работ из национализированных большевистской властью храмов в русской православной церкви.


3. Выдающиеся образцы коллекции

Григорий Чудотворец (Эрмитаж)
    • Икона "Григорий Чудотворец".

Именно иконы Византии связаны в памяти широких слоев с искусством Византийской империи. Коллекция византийских икон музея небольшая и из-за малого количества сохранившихся образцов дийслы к современности, и через рассеянность произведений по монастырям, церквям и мировым музеям. Среди византийских икон музейного собрания как традиционные изображения на досках, так и изделия в других ремесленных техниках -

  • "Преображение Господне" (живопись)
  • "Святой воин Федор" (эмаль)
  • "Четыре святителя" и "Теодор Стратилат" (мозаика)

Уникальным произведением монументального искусства 11 - 12 веков является икона "Григорий Чудотворец" как за сохранностью, так и по художественной ценности.

    • Серебряная тарелка епископа Патерна.

Найдена случайно на территории Украина в 1912 году в Полтавской губернии. Мальчик - пастушок провалился в ямку под ча выпаса скота. Ямка оказалась древним неограбленным погребением. Были проведены раскопки, давшие российским ученым целый погребальный комплекс вещей различного происхождения. Вещи из захоронения обогатили несколько современных отделов музея (серебряные изделия и посуда - в отделе Византии, золотые изделия, конская сбруя, холодное оружие - в Особенной кладовой, доля вещей - в отделе стран востока).

Внимание ученых привлекло несколько повреждена серебряная блюдо. Изделие минимум дважды переработан. Первоначально - это античная блюдо с растительным узором. Трусах донце украшенное четырьмя клеймо. Точно датировать блюдо позволил надпись "Из древнего восстановлено повжним архиепископом паттернов. Аминь." Изделие датировано 491 - 518 гг годы правления императора Анастасия. Внутреннее донце тарелки украшен большой хризмою - монограммой Христа и двумя буквами греческого алфавита - Альфа и Омега. Это распространенные символы христианского Бога, олицетворение начала и конца бытия.

    • Диптих костяной с цирковыми сценами.

Среди ценных изделий Константинопольского мастеров - резные вещи из слоновой кости. Получили распространение диптихи - пластины с рельефами, заказывали известным мастерам с приводом избрания нового консула. Вновь консул рассылал во дар подобные пластины вельможам, чем извещал их о своем избрании на должность. Одна сторона пластин имел рельеф, трусах - оставляли плоским. Эта сторона натирали воском и диптих служил заменителем карманной книги, устройством вроде маленького справочника. Эрмитажная коллекция имеет образец подобного диптиха с цирковыми сценами. Рельефы созданы по единому образцу и единственной композицией, но не запрещались различные детали. Эти детали и отступления от утвержденного образца показали, что диптих делали два разных ремесленники.

В экспозиции также - керамика, ранние образцы византийской скульптуры "Добрый пастырь", текстиль, монеты и медальерное искусство Византии, изделия из резного дерева и камня, бронза и т.д..


Источники

  • Белов Г. Херсонес Таврический. - П., 1948
  • Якобсон А. Средневековый Херсонес XII-XIV вв. - П., 1950
  • Пятышева Н. Ювелирные изделия Херсонеса. - М., 1956
  • Лихачева В. "Искусство Византии IV - XV вв.", Издательство "Искусство", 1981 г. (рус.)
  • "Эрмитаж. Путеводитель по залам музея" (автор Персианова А.Н.), Л, "Аврора", 1972

См.. также