Дотком

"Дотком" (dotcom, dot-com, dot.com) - компания, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет. Бурное развитие таких компаний начался в конце 90-х гг. XX века. Название происходит от английского dot-com "(" точка-com ") - домена верхнего уровня . Com, в котором зарегистрированы преимущественно коммерческие организации.

После краха "доткомов", вызванного непродуманностью и неэффективностью их бизнес-моделей слово "дотком" стало употребляться в пренебрежительном смысле, как обозначение любой незрелой, непродуманной, или неэффективной концепции бизнеса.


1. Возникновение

Бурное развитие "доткомов" было связано с повышенным вниманием общества к новым возможностям, предоставляемых всемирной сетью. Для периода расцвета "доткомов" также очень характерным была низкая стоимость привлечения заемного и инвестиционного капитала для любых проектов, связанных с интернетом. Не в последнюю очередь именно это и повлекло за собой возникновение огромного количества фирм, которые, используя "Интернет" в качестве магического заклинания, легко получали значительные инвестиции не только от венчурных фондов, но и от традиционных финансовых институтов.


2. Крах сетевых компаний

Закончился бум доткомов в марте 2000 года обвальным падением индекса NASDAQ и банкротством сотен компаний, порожденных инфоекономикою Силиконовой долины. Крах доткомов вызвал масштабный отток финансовых средств из интернет-сектора экономики и потерю доверия к данному типу бизнеса.

3. Возрождение сетевого бизнеса

С 2004 интернет-проекты снова начинают набирать силу, но уже как более взвешенные и продуманные. Немалую положительную роль в этом сыграло наличие ряда сложившихся бизнес-площадок и технологий, которые продолжали эффективно работать несмотря на общий спад индустрии, а также довольно впечатляюще IPO компании Google, продемонстрировавшая в то время капитализацию компании на уровне 27 миллиардов долларов.

В настоящее время, благодаря накопленному опыту и отлаженной системе, сетевой бизнес ничуть не уступает другим более "материальным" отраслях.


4. Позитивные последствия "эпохи доткомов"

Несмотря на впечатляющий крах, "эпоха доткомов" имела и свои положительные последствия.

4.1. Привлечение большого количества людей к интернету

Интернет стал по настоящему массовым социальным явлением.

4.2. Развитие инфраструктуры

Во время этого периода во многих странах (особенно в США) интернет- провайдерами в короткое время были проложены тысячи километров коммуникаций, дали доступ к интернету даже в отдаленных областях.

4.3. Переосмысление методов ведения бизнеса в интернет

Крах "эпохи доткомов", подействовал на интернет-индустрию как "холодный душ". Бизнесмены поняли, что ведение бизнеса в интернет очень отличается от "традиционных" форм бизнеса. Начался активный поиск эффективных способов интернет-рекламы, и др..

4.4. "Естественный отбор"

Из огромного количества фирм-доткомов, после 2001 года остались лишь единицы. Это фирмы, которые, впоследствии, стали ключевыми, системообразующими в интернет-индустрии.

5. Список популярных "доткомов"

п ? в ? р Интернет
Вещание

ТВ ? Радио ? Подкастинг ? СМИ ? Интернет-журналистика ? Гражданская журналистика ? Блог

Общение

Телефония ? Телеконференция ? Мгновенные сообщения ? Почта ? Группа новостей ? Веб-форум ? Чат ?

Троллинг
Информация

Реклама ? Рассылка ? Спам ? Каталог ресурсов ? Желтые страницы ? Поисковая система ? RSS-агрегатор ? Файлообмен

Бизнес
Культура
Другое

Доступ ? Коммуникационный протокол ? Глобальная сеть ? Точка обмена трафиком ? Интернет2 ? Доменное имя ? Онлайн ? Сетевой нейтралитет ? Цензура ? Хостинг ? Портал ? Всемирная паутина ( В ? Вики-проекты ? Семантическая паутина ? Веб-служба ? Веб 2.0) ? Укрнет ? Интернет-время ? Ботнет ? Дотком