Драм-энд-бэйс

Драм-энд-бэйс (( англ. drum and bass - [ˌ drʌm.ənbeɪs] ) От drum - "Барабан" и bass - "Бас"; распространены аббревиатуры: D & B, DnB, dnb, d'n'b, drum n bass, drum & bass, Драм-н-бейс) [1] - направление танцевальной электронной музыки, выделившийся в середине 1990-х годов . Появился как ответвление от break dance. Характеризуется быстрым темпом (160-180 bpm) [2], синкопированного партией ударных и глубоким басом.

Сначала драм-н-бейс возник как ответвление британской сцены брейкбита и рейва, когда музыканты стали смешивать бас из регги с ускоренным брейкбитом с хип-хопа. Среди пионеров драм-н-бейс - Fabio, Grooverider, Andy C, Roni Size, DJ SS, Brockie, Mickey Finn, Kenny Ken, Goldie и другие диджеи.

Термин "драм-энд-бэйс" близок со сроком джангл, в его использовании по электронной музыки 1990-х годов, однако во второй половине 1990-х с эволюцией направлении последний срок фактически вытеснил джангл.


1. История

1.1. Зарождение в Британии

Ранний джангл был ответвлением рейва, сосредоточенного на брейкбит, в котором были соединены дабовый бас с быстрым хип-хоповым брейкбитом - это произошло в поздних 80-х, когда культура рейва и экстази достигла успеха в Великобритании. Лондон и Бристоль это два города, которые наиболее ассоциируются с драм-энд-бэйс. В Британии драм-энд-бэйс (как джангл) имеет корни с брейкбит-хардкора, как части Британской эйсид-хауза рейв сцены. Хардкор диджеи обычно играли свои записи в быстром темпе. Брейкбит хардкор обычно выделялся от композиций имевших прямую бочку, такую ​​как в хаусе. Брейкбит хардкор записи, как The Prodigy - "Experience" (1992) Top Buzz 'Jungle Techno! (1991), A Guy Called Gerald's 'Anything (1991), the Ragga Twins - "Spliffhead" (1990) & 18 Inch Speaker (1991), Rebel MC's "Wickedest Sound (1990), Nightmares on Wax's' In Two Minds (1990 ), Genaside II - "Sirens of Acre Lane" (1990), DJ Dextrous - "Ruffneck Biznizz" (1992), Noise Factory - "Be Free" (1992), Demon Boyz - "Jungle Dett" (1992) и LTJ Bukem - "Demon's Theme" (1992) в целом стали первыми, что сделали взпизнаючим звук драм-энд-бейс. [3] Самый запись, возможно, был Meat Beat Manifesto's - "Radio Babylon", который записан в 1989, и создавший первые отголоски звука драм-энд-бейс сегодня. Первый официально выпущенный и записан не как сборник хардкора, джангла и драм-энд-бейс альбом, который был записан во всем мире был "Delirious" - записан изготовлен Алексом Роуман (на данный момент изготавливается для Urban Sunrise) и Назан Робинсона в 1991 / 92 годах и выпущен BMP Records (Бристоль) в 1992 году. С развитием более басового, тяжелого и быстрого звучания, джангл начал проявлять свои собственные отличительные черты. В результате последовательного совершенствования продюсерами-первопроходцами, звук стал более урбанистичным, все еще включая напевы с регги, дабовый бас, но также и все более сложные, быстрые, стремительные ударные иснтрумент.

LTJ Bukem, один из основателей Интелиджент

1.1.1. Интелиджент

К 1995 года появился встречное движение, названный "Интеллиджент драм-энд-бэйс", реализован диджеем LTJ Bukem и его лейблом good Looking. Некоторые считают, что переход к "интеллигентного" джангла был осознанным и согласованным ходом основных диджеев и продюсеров против культуры, которая наполнялась жестокими элементами. Интеллиджент сохранял стремительный брейкбит, но фокусировался на более атмосферный звук, глубокий бас в противоположность жесткому вокалу и сэмплам.


1.1.2. Хардстеп и джамп-ап

Тогда же, когда появился интеллиджент, рагга-джангл перешел в более тяжелый, ударный стиль, хардстеп, а также в джамп-ап, на который воздействовали стили хип-хоп и фанк (примеры - исполнители Mickey Finn и Aphrodite с лейблом Urban Takeover, а также Ganja Kru с лейблом True Playaz), тогда как другие продюсеры продвигали "мягкие" настроения (композиции, выполненные в таком настроении, часто именуют роллерами ( англ. rollers )). В 1996, хардстеп и джамп-ап были очень популярны в клубах, тогда как звучание Интеллиджент было прежде ориентировано на домашнее прослушивание в спокойном окружении. Стили драм-энд-бейс все более расходились, но в то же время смешивались с другими жанрами. В 1997 году фанк -ориентированный, контрабасовый звук вышел на передний план, достигнув успеха в основном музыкальном направлении (пример - исполнитель Roni Size, лейбл Reprazent).


1.1.3. Текстеп

С противоположной стороны популярность стал завоевывать новый, ?темный? техно -звук в драм-энд-бейс, поддерживаемый лейблами Emotif, No U-turn и такими продюсерами, как Trace, Nico, Ed Rush и Optical, Dom & Roland и Technical Itch - стиль, обычно называемый Текстеп ( англ. techstep ). Текстеп взял новые звуки и технологии и применил их к джангла. Этот стиль характеризуется мрачной, фантастической атмосферой и звуками, ?холодными? и сложными ударными, а также ?темным?, сильным басом. На западе 90-х Текстеп занял доминирующую позицию на сцене драм-энд-бэйса с такими заметными коллективами, как и Konflict. Текстеп становился все более ?тяжелым?, и популярность фанк-стиля, представленного Roni Size в 1997 году, спадала. Однако, к 2000 года появилось движение, что провозглашал "поверните фанк в drum and bass". Оформилась тенденция к возрождению рейвов звучание, появились ремиксы классических джангловых треков, тяготеющие к корням жанра.


1.2. С 2000 года

Neuropunk "The Fat pt. 4"

С 2000 сцена стала очень разносторонней, из-за чего сейчас сложно выделить в драм-энд-бэйс ведущую течение.

В 2000 году Fabio стал поддерживать стиль, названный им ликвид-фанк ( англ. liquid funk ), Зкомпилювавшы треки вышли на его собственном лейбле Creative Source. Этот стиль характеризовался влияниями диско и хауса, а также широким использованием вокальных партий. Несмотря на медленное вхождение в моду, стиль стал крайне популярным в 2003 - 2004 годах, а в 2005 был признан самым продаваемым поджанром драм-энд-бэйса с такими лейблами как Hospital Records ( англ.) и Soul: r, и продюсерами High Contrast, Calibre, Nu: tone, Marcus Intalex и Logistics среди других сторонников.

Также произошло возрождение стиля джамп-ап. Упоминавшийся как "nu Jump Up" или клаунстеп ( англ. clownstep ), Он обладает веселым и простым звучанием, сохраняя бас из старого джамп-апа, но с новыми, более тяжелыми элементами. Выдающиеся продюсеры стиля включают Twisted Individual, Generation Dub и DJ Hazard.

В этот период также произошел рост популярности стиля дабвайс ( англ. dubwise ). И хотя звук с влиянием даба ни был новым и в течение уже долгого времени поддерживался продюсерами Digital и Spirit, в 2003-2004 стиль увидел рост популярности с новыми продюсерами (например, Amit, Tactile, The Fix).

Аналогично, пока существовали продюсеры, занятые исключительно детальным программированием и манипуляцией ударных (например Paradox), в первой половине декады произошло возрождение и развитие другого поджанра, известного, как драмфанк ( англ. drumfunk ). Основные лейблы включают Inperspective, 13 Music и Bassbin, а новая волна продюсеров включает Fanu, Breakage и Fracture and Neptune. Остаются активными и востребованными и ветераны жанра - такие, как Alaska (Paradox) и Seba.


1.3. Массовая популярность

Некоторые работы в жанре драм-энд-бэйс достигли высокой популярности в мейнстриме, особенно материал с вокалом. Ранние примеры - Goldie с альбомом "Timeless" 1995 -го года, а также альбом "New Forms" Reprazentьа в 1997 году. В последние годы треки, такие как "Shake Your Body" (Shy FX и T-power) занимали позиции в чарте UK Top 40. Альбом Pendulum "Hold your color" был самым продаваемым уже на 2005 год [4] Трек продюсера Hive, "ultrasonic Sound" попал на саундтрек первой части фильма "Матрица". Трек "goa" московского продюсера Electrosoul System, транслировался в дневном эфире британского ВВС Radio One летом 2005 года.

Драм-энд-бэйс - часто используется в компьютерных саундтреках и видеоиграх. Нередко композиции в этом жанре можно услышать в автосимуляторах, Файтинг и 3d-шутерах. Одним из самых знаменательных проявлений драм-энд-бейс в играх стала вымышленная радиостанция "MSX Fm" в автосимуляторе Grand Theft Auto III. Название станции, равно как и ее репертуар, происходят от одного из известных и старых драм-энд-бэйс-лейблов Moving Shadow (год выхода игры был приурочен к празднованию десятилетия лейбла, поэтому к сокращению ms добавилась римская цифра x).

Также в последнее время поп-музыка начинает использовать некоторые элементы драм-энд-бейс, но в измененной манере. Примеры - Puretone и Girls Aloud. Жанр часто появляется на ТВ и в рекламе.


1.4. Сцена бывшего СССР

За последние годы окрепла и продолжает развиваться сцена драм-энд-бейс постсоветского пространства. Столицей движения считается Санкт-Петербург, поскольку именно в этом городе проходят фестивали "Пиратская Станция" и "World of Drum & Bass". Активно развивается российский лейбл TAMRECORDS, владельцем которого является DJ Bes, лейбл выпускает релизы российских и украинских артистов, таких как: Agressor Bunx, Asphexia, Dyamorph, Engage, Nickbee, Paimon, Paperclip и других. [5] Также DJ Bes выпустил серию из 28 [6] "Neuropunk" подкастов, которая является популярной среди слушателей нейрофанку во всем постсоветском пространстве.


1.4.1. Украинские исполнители
  • Agressor Bunx (Белая Церковь)
  • Bassqueller (Сумы)
  • Derrick & Tonika (Львов)
  • Dj Tapolsky (Киев)
  • Funk Masters (Киев)
  • Infuzoria (Харьков)
  • Kind of Zero (Львов)
  • Max NRG (Львов)
  • Neutral Point (Ровно)
  • Paimon (Запорожье)
  • Purple Unit (Днепропетровск)
  • Sunchase (Днепропетровск)

2. Особенности

Название "drum and bass" не означает, что треки состоят только из этих элементов. Однако, они являются важнейшими элементами и составляют большую часть треков. В жанре большое внимание отводится глубокому басу, который чувствуется физически при прослушивании. Было проведено немало экспериментов с тембром в зоне баса, особенно в Текстеп. Существует множество взглядов на то, что составляет "настоящий" драм-энд-бейс. Мнения расходятся из-за существования большого числа стилей, от "тяжелого" Текстеп, к "мягкого" ликвид-фанка. Драм-энд-бэйс часто сравнивают с джазом, где в рамках одного жанра можно услышать музыку, звучащую совершенно по-разному.

Исходя из вышесказанного, сложно точно описать звучание драм-энд-бэйса, но можно выделить ключевые особенности.


2.1. Определяющие характеристики

2.1.1. Брейкбит

Брейкбит - это главный определяющий элемент. С музыкальной точки зрения брейкбит характеризуется ломаным ритмом, элементом синкопы, в отличие от "прямого" 4-ударного ритма (так называемой ?прямой бочки?) в техно, трансе и хаусе.

Большинство брейкбит непосредственно берутся или состоят из ударных партий в старых записях жанров соул, фанк, блюз и джаз. Собственно "брейк" относится к той части песни, где нет вокала и есть акцент на ритм и бит. Хотя, с середины 90-х множество продюсеров используют тустеп или другие брейкбиты, скомпонованные из отдельных ударных сэмплов, которые похожи на семпловани, но обычно звучат жестче. Также часто брейкбиты создаются с использованием обеих техник.

Наиболее часто используемые брейкбиты в драм-энд-бэйс взяты из треков:

  • "Amen, Brother" The Winstons (амен брейк и его производная - трамен)
  • "Cold Sweat", "tighten Up" и "Funky Drummer" джеймс Браун
  • "Think" лин Коллинс
  • "Apache" Incredible Bongo Band
  • "Assembly Line" the Commodores

2.1.2. Темп

Типичная скорость для драм-энд-бейс составляет обычно 160-190 BPM, в отличие от других форм брейкбита, таких, как брейкс, которые специализируются на скоростях 130-140 BPM. Повышенный темп ни был изначально присущ жанру, а появился при развитии драм-энд-бэйса - первые треки олд-скул-рейва и джангла имели скорость около 155-165 BPM, тогда как материал нового тысячелетия редко опускается ниже 170 BPM, часто достигает 180 BPM и больше. Если трек комбинирует в себе схожие элементы с драм-энд-бейс, но его скорость медленнее (140 BPM), то этот трек является драм-ЕДН-бейсом, а есть драм-энд-бэйс треком, а есть брейкбитом под наплывом драм- энд-бейс. [7]


2.2. Среда

Главным образом, драм-энд-бэйс - это форма танцевальной музыки, предназначенная для прослушивания в ночных клубах. Жанр использует весь частотный диапазон и физичнисть, часто нельзя полностью оценить на домашнем оборудовании при прослушивании на малой громкости. Как следует из названия, элемент баса сильно выделяется, в отличие от других жанров танцевальной музыки. Поэтому для полного восприятия музыки требуется специальное звуковое оборудование, которое, как правило, установлено именно в ночных клубах. Из-за своей "клубную" природу драм-энд-бэйс доносится до публики в первую очередь благодаря диджеям. Поскольку большинство треков пишутся для легкого сведения диджеем, их структура отражает предназначение: присутствуют вступительные и заключительные части ( англ. intro, outro ), Используемые для битметчинга и не предназначены для детального восприятия слушателями. Обычно диджей проводит сведения так, чтобы не потерять непрерывный бит. Кроме того, диджей может использовать типичные для хип-хопа приемы: скретчи, двойные дропы (где два трека сводятся так, что делают дроп в один и тот же момент) и ривайнды.

Goldie и Mc LowQui

Большинство точек сведения начинаются или заканчиваются там, где происходит дроп. Дроп - место, где происходит значительное изменение ритма или баса, а после происходит выход брейкбита. Часто дроп используют для перехода между треками, сводя компоненты различных треков. Некоторые дропы так популярны, что диджей перематывает пластинку и проигрывает дроп снова. Однако, этой техникой не следует злоупотреблять, поскольку она нарушает непрерывность сета.

Выступление диджея часто сопровождается поддержкой одного или более эм си ( англ. MC ). Этот элемент выходит из корней жанра - музыки хип-хоп и регги.


2.3. Направления

  • Рагга-джангл (Ragga-jungle)
  • Джамп Ап (Jump Up)
  • Олдскул Джангл (Oldschool Jungle)
  • Техноид (Technoid)
  • Даркстеп (Darkstep)
  • Джазстеп (он же Джаз-н-бейс) (Jazzstep / jazz 'n'bass)
  • Драмфанк (Drumfunk)
  • Атмосферики, он же Интелиджент (Atmospheric / intelligent)
  • Ликвид фанк (Liquid funk)
  • Нейрофанк (Neurofunk)
  • Текстеп (Techstep)
  • Хардстеп (Hardstep)
  • Соулфул (Soulful)
  • Текмосферик (Techmospheric)
  • Самбасс (Sambass)
  • Нью Джамп Ап, неуважительно "Клоунстеп" (Nu Jump Up / "clownstep")
  • Електростеп (Electrostep)

Этот список классифицирует драм-энд-бэйс полностью, и многие продюсеры в своих продукциях затрагивают многие перечисленных подстилей.



2.4. Связь с другими жанрами

Драм-энд-бэйс появлялся примерно в то же время, как джангл, брейккор и диджитал хардкор. Разделяют многие элементы драм-энд-бейс и для обычного уха, следы от выского питча в драм-энд-бейс, могут показаться идентичными с брейккор благодаря скорости, сложности, импульсам и максимальной звуковой плотности в сочетании с музыкальными экспериментами. Немецкий драм-энд-бэйс DJ Panacea также является одним из ведущих продюсеров жанра хардкор. Raggacore напоминает быструю версию рагга, которая включает в себя джангл 1990-х годов, похожий на брейккор, но денсхольнимы танцевальными ударными (ДэнсХолл важно влияние на драм-энд-бэйс) [8]. Жанр оказал влияние на многих других жанров, как хип-хоп, биг-бит, хаус, трип-хопа, эмбиента, техно и поп, с такими артистами, как Incubus, Pitchshifter, Linkin Park, The Roots, MIDIval Punditz, Missy Elliott, Freestylers , Nine Inch Nails. В США есть жанр, который называется геттотек, имеющий синтезированные тона и басы похожи на драм-энд-бейс. [9] [10] [11] [12] [13]

  • Drill and bass, поджанр intelligent Dance Music ("IDM"), популяризованний Aphex Twin 'ом, включает большинство ритмов, используемых в драм-энд-бейс, и фокусируется на сложном программировании и инструментах. Сторонниками направления является Squarepusher, Amon Tobin, Animals on Wheels, Venetian Snares, Hrvatski и многие другие.
  • Breakcore ( укр. брейк-кор ), Поджанр хардкора, нередко использует искаженные ритмические конструкции драм-энд-бэйса. Композиции брейк-кора экстремально зашумлены, агрессивные, гораздо хаотично по структуре. Сейчас поджанр представлен такими исполнителями, как Bong Ra, Enduser, Shitmat, Belladonnakillz, Oxygen, Venetian Snares, Teknoist и другими.

3. Драм-ЕДН-бейс сегодня

Pirate Station, Москва, 2009

После 2000 года драм-энд-бэйс получил широкое распространение в географическом плане - что сначала плотно развивался только в Великобритании, сейчас [14] жанр разворачивается во всем мире. Многочисленная сцена в других англоязычных странах, включая США (артисты Dieselboy, Evol Intent, Gridlok, Hive, Submerged, Temulent) Канаду (Psidream, Ben Sage, John Rolodex) Австралию ( Pendulum) Новую Зеландию (Concord Dawn, The Upbeats, State Of Mind) и ЮАР (Counterstrike). Драм-энд-бэйс популярен в Европе, особенно в Бенилюксе (Black Sun Empire, Noisia) Германии (Phace, Typecell, Panacea), скандинавских странах (Teebee, Simon V, Polar, Future Prophecies, Rawthang, Pyro, Phono) Венгрии (Tactile, SKC, Mindscape) и Польши (Ostro, Wax), Хорватии (Lekke, Gekko), Беларуси (T-trider, Walder, Yabol, Sidewalk, Io, Subway Funk, Sworm, Vertical Movement), в Украина (Neutral Point, Sunchase, Rolar, Stereotype, Redko, Fade, Nickbee, Dead Phantoms, Infuzoria, Funk Masters, Paimon) и в России (Gvozd, Paul B, Bes, Subwave, Dissident, Electrosoul System, Implex, Paperclip, Nphonix, Enei, Receptor, Asphexia, Proket). Он также популярен в Южной Америке с артистами DJ Marky и XRS из Бразилии. Сан-Паулу иногда называют Ибицей драм-энд-бейс.


4. Исполнители

  • Pendulum
  • Netsky
  • Chase & Status
  • High Contrast
  • Sub Focus
  • Noisia
  • London Elektricity
  • DJ Fresh
  • Black Sun Empire
  • Logistics
  • Camo & Krooked
  • The Qemists
  • Spor
  • Photek
  • Aphrodite
  • Nero
  • Concord Dawn
  • Kosheen
  • B-Complex
  • LTJ Bukem
  • Danny Byrd
  • Future Prophecies
  • Nu: Tone
  • Roni Size
  • Adam F
  • Ed Rush & Optical
  • Goldie
  • Dillinja
  • Evol Intent
  • Rudimental
  • TeeBee
  • Matrix & Futurebound
  • Cyantific
  • EZ Rollers
  • Amon Tobin
  • Current Value
  • Klute
  • Bachelors Of Science
  • John B
  • Mistabishi
  • Omni Trio
  • Seba
  • Roni Size & Reprazent
  • Muffler
  • DJ Zinc
  • TC
  • Blame
  • DJ Hazard
  • RAM Trilogy
  • Shapeshifter
  • Alix Perez
  • Limewax
  • Sigma
  • Dom & Roland
  • Calibre
  • Drumsound & Bassline Smith
  • Audio
  • NOHA
  • Peshay
  • Bad Company
  • 4hero
  • Phace
  • Enter Shikari
  • Wilkinson
  • Counterstrike
  • Break
  • Total Science
  • Kryptic Minds & Leon Switch
  • Apex
  • Feint
  • Loadstar
  • Telemetrik
  • Konflict
  • Dieselboy
  • Alex Reece
  • Baron
  • HIVE
  • Delta Heavy
  • Bcee
  • Unknown Error
  • Squarepusher
  • Breakage
  • Xilent
  • Syncopix
  • Shimon & Andy C
  • DJ Marky & XRS
  • Shock One
  • Plug
  • SPY
  • Icicle
  • Tantrum Desire
  • Technical Itch
  • Commix
  • Blu Mar Ten
  • State of Mind
  • Big Bud
  • The Prodigy
  • Brookes Brothers
  • Dirtyphonics
  • Calyx & Teebee

5. Лейблы

  • AudioPorn Records
  • Bad Sekta
  • Beatservice Records
  • Black Sun Empire Recordings
  • Breakbeat Kaos
  • Breakbeat Science
  • Brownswood Recordings
  • Cause 4 Concern
  • Celestial Recordings
  • Critical Music
  • Cut & Run
  • Dance Concept
  • Dom & Roland Productions
  • Formation Records
  • Freak Recordings
  • Freskanova
  • Ganja Records
  • Good Looking Records
  • Green Label
  • Grid Recordings
  • Hospital Records
  • Hostile Recordings
  • Human Imprint
  • IF? Records
  • Infrared
  • Kinematic320
  • Lifted Music
  • Liquid V
  • List of Ninja Tune artists
  • Mechanikal Element Foundation
  • Metalheadz
  • Metro Recordings
  • Moonshine Music
  • Moving Shadow
  • Music of Life
  • Never Say Die Records
  • Ninja Tune
  • Obsessions
  • Offkey Recordings
  • Offshore Recordings
  • Palm Pictures
  • Planet Mu
  • Pneuma Recordings
  • Production House Records
  • Protogen Records
  • Quarantine
  • Ram Records (UK)
  • Renegade Hardware
  • Santorin
  • Spymania
  • Subtitles Recordings
  • Suburban Base
  • Synaptic Plastic
  • Tilt-Recordings
  • True Playaz
  • Uprising Records (New Zealand)
  • Urban Takeover
  • V Recordings
  • Virus Recordings
  • XL Recordings

6. Танец

7. СМИ

Известны журналы о драм-энд-бэйс: ежемесячный Knowledge Magazine и ATM Magazine.

Всего драм-энд-бэйс-радиошоу в Великобритании - это шоу Fabio и Grooveriderьа на BBC Radio One. Станция 1xtra также сильно поддерживает этот жанр вместе с диджеями Bailey и crissy Criss. В России среди джанглистов пользуется популярностью программа Пиратская Станция, выходящая на Радио Рекорд (http://www.radiorecord.ru/) ( Санкт-Петербург - 106,3 FM) с неизменным ведущим DJ Gvozd, а также программа Шторм, впервые появившаяся в эфире "Станции" ( рус.), а ныне выходит на DFM (http://www.dfm.ru/) ( Москва - 101,2 FM) с ведущими DJ Грувом и Дэном. В 2006 году в эфир вышло радио-шоу Blazin на радио Megapolis FM, ведущий DJ Profit ( Москва - 89,5 FM). Также существует множество интернет-радиостанций.


музыка Это незавершенная статья о музыку.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

См.. также


8. Источники и ссылки


Примечания

  1. "" Cambridge Dictionaries "". Архив оригинала по 2012-05-31.
  2. IMO Records "The History of Drum and Bass", IMO Records, London, 8th November 2011.
  3. "" Top Buzz - Jungle Techno! ". Listing on Discogs"" . Проверено April 5, 2010 .
  4. "The Pop Life", New York Times, 17 сентября 1997.
  5. Официальный сайт TAMRECORDS: Список артистов
  6. На 8 января, 2013г. - 28 подкастов
  7. "Remix Mag интервью с Rob Playford, пионер днб на remixmag.com".
  8. "Raggacore article on lfodemon.com". Архив оригинала по February 17 2007.
  9. "Red Bull Academy Interview Fabio - The Root To The Shoot".
  10. "A Guy Called Gerald feature at knowledgemag.co.uk" . Проверено September 6, 2006 .
  11. "Remix Mag Interview with Rob Playford, drum and bass pioneer at remixmag.com".
  12. "" Popular Musicology On Line Article "Big Tings Ah Gwan": Junglist Music Takes Centre Stage, An Introduction to Jungle Music And An Enquiry Into Its Impact On The London Jazz Scene "".
  13. "Pitchshifter biography".
  14. (На 2013 г.)
Викискладе по теме: Драм-энд-бэйс