Надо Знать

добавить знаний



Друзы



План:


Введение

О минералогический термин смотрите статью Друза.


Друзы ( арабский : درزي, множество, دروز,; ивр. דרוזים ) - Религиозная община, расположенная прежде всего в Ливане, Израиле, и Сирии, традиционная религия которой начала ответвления от исмаилитского секты ислама, но уникальная в сочетании гностицизма, неоплатонизма и других философий. Теологически, друзы считают себя "исламской сектой". [1] Друзы называют себя Ахль Аль-Тавгид ("Люди Единства") или аль-Муваххидун (сторонники объединения).

Религия друзей откололась в 11 веке от шиитской секты исмаилитов, но, в дальнейшем, значительно изменилась. Друзских вера возникла в начале 11 века под влиянием проповеди миссионера Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази (и названа по его имени) среди исмаилитов Египта и Южного Ливана. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово "друзы", как самоназвание не употребляют (часто воспринимают его, как оскорбительное) [2].

Переход друза в другую религию невозможно, поскольку он означал бы и потерю национальной принадлежности. Друзом считается только тот, чьи мать и отец - друзы. Принять вероисповедания друзей невозможно, поскольку не существует института перехода в друзских веру. Сами друзы, веря в переселение душ, утверждают, что каждой душе человеческой была представлена ​​возможность принять друзской вероисповедания в период так называемых "открытых ворот" (до 15 века христианского летоисчисления, по некоторым другим сведениям - до 12-13 века). Все души, которые приняли решение о переходе к друзский веры, перерождаются в друзей, остальные душ отказалась от перехода в друзских веру.

Друзы принимают доктрину такийя ("мнимая оговорка", которая может использоваться для сокрытия подлинных взглядов), согласно которой верующий, живущий во враждебной среде, может внешне принять ее условности, сохраняя в душе истинную веру. Ложь и дезинформация иноверцев ради выгоды общины не является плохим. Друзских общество замкнутой организацией, возглавляемой уккаль (умные, зная, множественное число от Акил), которые управляют массой верующих (джуххаль - необразованные, множественное число от джахиль). Считается, что существует достаточно сложная иерархия уккаль. [3]

Флаг друзский общины

Есть также высшие духовные авторитеты, которых называют "аджавид" (множественное число от джеййид) - совершенны. Уккаль можно стать только по достижении 40 лет, пройдя серию специальных многолетних курсов и программ религиозного и философского учения. Принято считать, что, например, ни Камаль Джумблат, ни Валид Джумблат уккаль не были, да и не могли ими быть. Ряд специалистов отмечает наличие конфликтов между уккаль и светским руководством друзский общины.


1. Язык

Ближневосточные друзы говорят сиро-ливанским и палестино-иорданским диалектами Арабский языка. Численность друзей в наше время [ Когда? ] превышает три миллиона. Многочисленная их община в Сирии (район Джебель-Друз, административный центр - город Сувейди) - более 800 тысяч человек. Более полумиллиона друзей проживает в Ливане, главным образом в горных районах южной части страны. Около 120 тысяч друзей живет в Израиле.

Значительное количество друзей продолжает эмигрировать в США, Канаду, Западную Европу, где существуют многочисленные друзские общины. Значительная часть друзских эмигрантов забывает родной язык и уже во втором-третьем поколении начинает разговаривать только на языке страны пребывания (чаще английском, французском, испанском и т.д.).


2. История

Женщина-щепки в традиционной одежде, 1870

Самая известная из шиитских сект - исмаилиты возникла в VIII веке. В ее основе лежало, по не вполне достоверным данным, учение о "инкарнацию" (Хулуле) - "воплощение Божества в человеке", якобы общее для крайних сект шиизма, которых обвиняли в том, что они обожали пророка Мухаммеда, халифа Али как его преемника и последующих имамов из рода Алида.

В 996 - 1021 годах в Египте руководил Исмаилитское фатимидских халиф Аль-Хаким, который начал крупномасштабную программу административных реформ и готовил большую кампанию против византийцев в Сирии и Малой Азии, а также независимо от нее против Аббасидов в Месопотамии. Вместе с тем, по свидетельствам его противников, он был эксцентричным и даже психически больным человеком. В общем, ряд востоковедов считает, что его правление было отмечено упадком халифськои власти (например, эта точка зрения отражена в Большой советской энциклопедии).

Оппоненты Хакима утверждали, что он якобы объявил себя инкарнацией бога, не подтверждается перепиской Хакима, которое сохранилось до наших дней. Вероятной представляется точка зрения, что некоторые "чрезмерно приближении" придворные распространяли это утверждение против воли Аль Хакима. Нельзя исключать, что самым известным пропагандистом этой точки зрения был Дарази.

Очевидно (но строго не доказано), что Дарази сыграл решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам минимум в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными провинциями Фатимидами. С. Гафуров предполагал, что оппонентами Дарази выступало консервативное руководство христианских церквей, "вписались в фатимидских истеблишмент".

Христиане разных конфессий и евреи были основой административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на образованные христианские и еврейские слои, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями : православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями - армянской и эфиопской. Однако ко времени правления Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу коптов и частично православных-мелькитив, занявшие ведущие административные должности.

На первом этапе реформ Хаким поддержал Дарази, нанося удар по традиционным христианских конфессиях и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями. Однако, по мнению Гафурова, в дальнейшем представителям консервативной христианской элиты удалось взять победу, что привело к опалы (и, возможно, казни) Дарази.

Распространенная (с исмаилитского источников) версия, Дарази попал в опалу после того, как провозгласил (очевидно против воли самого халифа) аль- Хакима инкарнацией бога. По одной версии он бежал в Ливана, где начал проповедовать учение о божественности Хакима, по другой - был казнен.

Его учеником и, вероятно, продолжателем его дела был Хамза Ибн Али ибн Ахмад, хотя по версии, распространенной среди друзей, Хамза сильно расходился во взглядах с Дарази и фактически был его оппонентом. Наконец распространена в кругах, близких к друзских шейхов, версия, не Хамза был учеником Дарази, а, наоборот, Дарази был учеником Хамзы, что исказил волю и мысли своего учителя. Эта версия дает не понятную картину о якобы существующем триумвирате единомышленников - Аль Хакима, Хамзы и Дарази, которая вряд ли может быть принята из-за различия статуса этих трех деятелей и известных нам более-менее достоверных фактах.

Реформаторская деятельность Аль-Хакима вызвала раскол среди его приближенных.

Радикальные исмаилиты после перехода Аль Хакима к более взвешенной политики и достоверной опалы и даже казни Дарази покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность. В 1021 году Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, наверное был убит своими приближенными, которые немедленно начали кампанию по обвинению Хакима. С учетом времени, необходимого для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, прото-друзы верили, что он не умер, а ушел "в сокрытие" (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола). Позже это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в день Страшного суда как Махди. Мнения Дарази, принявших племена и кланы, которые составили основу друзей.

Базили отмечает, что вместе с ними были и "другие раскольники ислама, бежавших из Месопотамии", которые вместе со сторонниками Дарази из Египта и Леванта и "составили в Ливане независимое племя друзей". Базили считал, что "в самом начале своего политического существования это племя появляется разделенным на две партии - Йемен и кейсы ... Семейства Танух, Джамаль эд-Дин, Алям эд-Дин были Йемене. Эмиры Маан были во главе оппозиционной партии кейсы . Они были утешатся прибытием новых союзников в соседней Антиливана, потому Шигабы, по происхождению из Хиджаза, принадлежали к партии кейсы. Мааны из своих родословных открыли старинные связи и родство своего рода с предками Шигабив в Аравии. Родственные связи возобновились между двумя семействами, подкрепили политический союз, неразрывно существовал около шести веков, среди борьбы двух народных партий, а затем узаконили переход к Шигабив наследия Маанов после уривання рода последних в конце XVII в. "

В XII и XIII вв. друзы принимали деятельное участие в борьбе с крестоносцами, а после их изгнания продолжали составлять конфедерации с другими господствующими эмирами, вести войны и распространять свое влияние на другие области Сирии, признавали тогда над собой власть египетских султанов. При вторжении монголов под руководством Хулагу, и при нападении Тимурленга, Шигабы, княжество которых находилось в Антиливанському позвоночнике по соседству с Дамаском, было покорено и разорено дикими завоевателями, и они искали убежища на Ливанских хребтов, в неприступном округе Шуф, где устояли эмиры Мааны.

"При завоевании Сирии турками (в 1516 г.) и после разбиения султаном Селимом Халебского эмиров и войск египетского эмира Южного Ливана и Антиливана, между которыми особенно славился Фахр эд-Дин Маан, основатель величия друзей, перешли на сторону победителя, помогли ему своим оружием и были им утверждены в своих наследственных долях ". Обладатели северных отрогов Ливана, эмиры Танух и Джамаль эд-Дин оставались верными египетскому правлению, а потому были вынуждены спасаться бегством от турецкого вторжения.

Таким образом, на протяжении средних веков и нового времени друзы имели свою наследственную землевладельческую аристократию, династии правящих эмиров Мааны, сменившие их Шигабы и др..). Наибольшего подъема власть друзских эмиров в Ливане достигла при Фахр-ад-Дыни (Фахраддини) II Маан (правил в 1590-1633 годах) и Башир II Шигаби (правил в 1788 или 1789-1840 годах). Основным занятием населения было земледелие; ремеслом и торговлей друзы к началу 20 века почти не занимались.

Турецкое правительство систематически разжигал конфликты между алавитами и друзами для противодействия феодальной вольницы, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны, хотя алавитськи шейхи Хамади и эмиры Харфуш из округов Джубейль и Баальбек по собственному желанию признавали над собой власть Фахреддина и добивались его заступничества. (Племена алавитов также занимали окраине Сайды и городок Сур), а также алавиты и друзы многократно объединялись в борьбе с турками и египтянами.

В начале XVIII века в результате войны между кланами Джумблат и Арслан, с одной стороны, и аль-Атраш, которые являются потомками Фахраддина Маана, и Хамдан, с другой, часть друзей (аль-Атраш, и Хамдан) переселилась в Хауран (современная Сирия ), район, получивший название Джебель-Друз (горы друзей).

В XVIII веке алавитськи феодалы и племена в Леванте стали сильнее, чем друзы. В этот период друзы часто поддерживали алавитов, несмотря на происки турецких специальных служб, пытались решить конфликты между друзами, алавитами и исмаилитами, последние же, выступив против алавитов, были практически полностью вытеснены со своих территорий в Леванте. (Алавитський шейх Насиф Нассар помимо прочего выступил союзником российского Средиземноморского флота во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг, когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержания антитурецкого движения греков и славян. После поражения турецкого флота в битве при Чесме 26 июня 1770 русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база российского флота находилась на о-ве Паросе в порту Ауза, откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота). При Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акки. После капитуляции французского экспедиционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, мамелюков и местных феодалов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагов друзей, но те отказали в помощи, главным образом, из-за неопределенности своего собственного статуса и историческим связям с Британией. Однако, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы, которая не приняла формы геноцида, но ограничилась ликвидацией большой части феодальной верхушки и резкого сокращения территорий под контролем алавитських шейхов.

В 40-60-х годах 19 века в Ливане происходили вооруженные столкновения между различными общинами, особое ожесточенность принял затяжной конфликт между друзами и христианами-маронитами (наибольшие вспышки боевых действий в 1841, 1845, 1860 годах). На самом деле религиозный антагонизм играл меньшую роль, чем проблемы эксплуатации крестьян и проблемы оттоманского административного деления в Леванте. Как правило, культовые сооружения сторонами не уничтожались, а покушения на христианских клириков и аджавидив рассматривались обеими сторонами как крайне плохо вещи. Решающую роль сыграл тот факт, что конфликт разгорался интригами тех, которые соревновались в Сирии и Ливане европейскими государствами, причем Великобритания поддерживала друзей, Франция - маронитов, а Россия - православных.

Попытки правительства Османской империи во 2-й половине 19 в. положить конец друзских "вольности" (отсутствие воинской повинности, право ношения оружия, неограниченная власть друзский шляхты над остальными друзей) вызвали частые антитурецкие выступления (1869, 1888, 1894-1897, 1904, 1910 и др.)..

После первой мировой войны по соглашению Сайкс-Пико друзские территории в Ливане и Сирии вошли в состав французского мандата (1920-43), однако британские внешнеполитические и секретные ведомства продолжали интенсивные контакты с левантийской друзами. Джебель-Друз был центром загальносирийського национального восстания в 1925-27 годах. В 1921-1936 годах автономная друзских государство существовало в рамках французского мандата.

В годы II мировой войны после кровопролитного освобождения Ливана войсками Воюющей Франции (позже Свободная Франция) и Великобритании в 1941 году от вишитських войск генерала тенденций, британцы попытались сформировать друзские кавалерийские эскадроны под своим руководством и заняли французское представительство в Сувейди. Это привело к острому конфликту режима Де Голля и Правительства Черчилля. По словам Де Голля это был "острый конфликт" между Британией и его режимом. Кроме того, британцы монополизировали торговлю Ливана и получили право на строительство железной дороги без согласования с Де Голлем.

При формировании первых независимых, но подмандатных правительств Ливана друзы получали в них одну-две министерские должности. В настоящее время [ Когда? ] друзья обычно предоставляется три министерские должности, причем всегда им отдается пост министра по делам перемещенных лиц.


3. Верования друзей

Все сведения, которыми располагает западное востоковедение о религии друзей, следует считать вполне достоверными. Это положение ухудшается применением принципа такийя (воображаемая оговорка), который позволяет друзьям публично отказываться от своей религии, сохраняя ей верность в душе, а также тем фактом, что среди друзей-уккаль практически не было вероотступников, раскрывающих секреты своей религии. Разглашение же секретов уккаль карается смертной казнью. Блаватская отмечала: "То, подаренный французскому королю Наср-Аллахом как часть Писаний друзей и переведенное" Petis de la Croix "в 1701 году, - это явная подделка. Ни одна из копий, содержащихся в Бодлеанской, Венской или Ватиканской библиотеках, не является настоящим, и кроме того все они являются копиями друг друга. Велика была всегда интерес путешественников, и еще больше - усилия упрямых и назойливых миссионеров проникнуть за покров друзских культа, но все они закончились безрезультатно ".

Вероятно, религию друзей систематизировал как самостоятельную парадигму, Хамза Ибн Али - современник Ад-Дарази (за друзских легендами - оппонент Дарази; по сведениям противников друзей, единомышленник и ученик Дарази). Крупнейшим идеологом друзский религии был ас-Сайида Абдалла ат-Танухи (умер 1480).

Друзских религия совмещает принцип единобожия с признанием последнего божественного воплощения в фатимидских халифе Аль Хакима.

Религиозные собрания проходят в домах для собраний (хальва) (в современных друзей эти здания форме напоминают маленькие стадиончике) по четвергам после захода солнца. Некоторые обряды культовой практики друзей, вероятно, уккаль проводят в малодоступных местах, в строгой тайне.

Основным достоинством для человека считается истина. Друзы вероятно верят, что Бог раскрывает себя в последовательных инкарнации. Первым его проявлением был Универсальный Разум, воплотился в Хамза Ибн Али. Уважая Ветхий Завет, Новый Завет, а так же Коран, друзы читают собственные священные книги в домах для собраний (хальва). В европейском востоковедении считается, что основной культовой книгой друзей есть "Расаиль аль Хикма" (Письма о знаниях), копия которого находится в завернул состоянии в местах паломничества друзей, однако прикасаться к ней имеют право только друзы, прошедших специальную подготовку. Вместе с тем, друзы в беседах с иноверцами часто подчеркивают, что единственной религиозной книгой в их доме есть Коран, давая понять, что друзские тексты не являются сакральными, представляют собой лишь ученые комментарии на святые тексты.

Для друзский религиозной практики характерно наличие большого количества мест для паломничества, посещающих (обычно семьями) друзы из разных стран. Такие места часто служат местом знакомств друзский молодежи, где происходит большое количество браков друзей с разным гражданством.

Ряд европейских эзотерических мыслителей (например, Блаватская) считает религию друзей (а заодно и алавитов) видоизмененным наследником "платонических", "гностических", эзотерических древних культов. Однако серьезные востоковеды со следующими положениями относятся со скепсисом и редко принимают дело к рассмотрению.


3.1. Религия друзей и ислам

Вопрос о том, является ли религия друзей самостоятельной или частью ислама, остается дискуссионным. Помимо прочего оно несет и политическое значение, поскольку в ряде стран (например, Сирии, Израиле или Ливане) некоторые высшие должностные посты могут занимать по учредительными или конституциональными актами только мусульмане, евреи или христиане. В связи с этим важной является классификация религии друзей.

С формальной точки зрения мусульманином является тот, кто в присутствии двух свидетелей произнесет символ веры, состоящий из двух положений: (1) о том, что бог един и (2) что Мухаммед является пророком бога. По исламскому законодательству это необходимо и достаточно для признания человека мусульманином. Друзских религиозная практика признает оба положения. Однако ряд мусульманских юристов (самый известный - Ибн Таймийя) выдавали фетвы о том, что друзы не могут быть субъектами правоотношений с мусульманами по законам, регулирующих отношения между мусульманами. Положение усугубляется практикой "такия", которая позволяет, например, друзьям, произносить шагаду, делая в уме воображаемую оговорку, которая с их точки зрения, лишает клятву сакрального смысла. Отмечалось, что в Сирии друзы в разговорах с иноверцами предпочитают называть себя мусульманами, а в Израиле - самостоятельной религией.

Для друзей обязательна моногамия, молитва может быть заменена медитацией и не является обязательным, пост заменен периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвященным, закят (милостыня в пользу бедных) не регламентирован и воспринимается как взаимопомощь. Друзы отмечают только два праздника: загальномусульманське праздник жертвоприношения и траурный день общего шиитского Ашура.


3.2. Учение о переселении душ (танассух)

Друзы принимают учение о переселении душ. По мнению друзей, существует ограниченное количество душ, которые переходят из одного тела в другое в момент смерти. Для души определены понятия, близкие к детерминированной и отсутствия свободы воли, сама душа при этом, возникнув от искры вечной свободы, бессмертна. Все деяния души в течение всех ее перевоплощений будут учтены на Страшном Суде.

Учение о переселении душ служило важным фактором в морально-психологической подготовке известной друзский кавалерии (британские вооруженные силы настаивали на формировании друзских эскадронов для своей армии даже во время II мировой войны). Поскольку душа возрождается в новом теле, то смерть не пугает друзских бойцов, которые шли в атаку с известным восклицанием "В чреве матери" (я вновь появлюсь), наводившего ужас на противников (начиная от крестоносцев и заканчивая маронитскими феодалами).

Под вопросом остается наличие души у женщины. Ряд источников утверждает, что согласно друзских верованиями у женщин бессмертной души нет, однако достоверные источники сообщают, что друзы считают, что душа по своей сути бесполое, а следовательно, может возрождаться как в мужском, так и в женском теле. Это нашло отражение в ливанской школе психоанализа.

Доктрина Танассух находит своей отражение в друзских литературе и фольклоре, где, как литературный прием часто используются воспоминания о предыдущих жизнь лирического героя. Очень часто описывается лирический герой, проживает множество жизней, при этом получается рациональный, но очень эмоциональный, очень тонкий, такой, что "рвет душу" текст.


4. Сноски

  1. Al-Ma?hab at-Tawḥīdī ad-Durzī p. 66 by Najib Israwi, cited in Samy Swayd 1998, The Druzes: An Annotated Bibliography, ISBN 0-9662932-0-7
  2. С.Гафуров объяснял это отношение друзов к Дарази по аналогии: "Представьте себе, что существует группа в мировом коммунистических движении, исторически разделявшая взгляды Григория Зиновьева, но после его самооговора на Московских процессах, осудившая малодушие Зиновьева. Тем не менее, остальные коммунисты называют их "зиновьевцамы", хотя сами они предпочитают Называть себя "левыми коммунистами". Так же и с друзами. Дарази Сыграл роль в их становлении, но относятся они к его деятельности негативно и называют себя "объединившимися единобожникамы", хотя для своих врагов они навсегда останутся связанными с Дарази "
  3. С.Гафуров отмечал, что "иерархия уккаль просто обязана существовать, хотя бы потому, что уккаль в исламский (да и колониально) правое выполняли судебные функции, что порождает необходимость в аппеляционных инстанциях. Очевидно, классификацию уккаль ввел Ас-Саййид Танухы".

Источники

Поэтическая работа об израильско Друзей


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам