Дуговой токоприемник

Трамвай РВЗ-6 с дуговым токоприемником, Хабаровск, фото 2006 года

Дуговой токоприемник (неофициально называется Бугель от нем. B?gel ) - Тип токоприемника рельсового транспорта, наиболее часто применялся в трамваях. Изобретенный Вернером фон Сименсом в 1880 -е годы. Представляет собой пологую дугу, скользящую по поверхности контактного провода. Вся верхняя часть дуги представляет собой контактную планку. Прямые стойки дуговой токоприемника, несущих контактную планку, соединяются с вагоном единственным шарниром.

Создание дуговой токоприемника Сименсом было вынужденным шагом - чтобы избежать патентных споров с Фрэнком жажду, автором штангового токоприемника, Сименсу была необходима патентно-чистая альтернатива. В начале XX века система Сименса стала доминирующей в Европе, в США продолжали использовать штанги.

Во избежание неравномерного износа, провод контактной сети следует подвешивать не строго по осевой линии дороги, а небольшим зигзагом, так, чтобы эффективно использовать всю поверхность контактной планки. На отлично от пантографы, дуговой токоприемник менее требователен к качеству подвеса контактной сети, а при авариях из-за ее дефекты - практически не повреждается. Поэтому, несмотря на то, что в послевоенных конструкциях отечественных трамваев дуговые токоприемники были изменены современными пантографами, трамвайные хозяйства, не способны поддерживать сети на достаточном уровне, нередко заменяют штатные пантографы на живучие дуговые токоприемники.

Недостаток дуговой токоприемник сравнению с пантографом - его направленность. Для того, чтобы начать движение задним ходом, необходимо вручную канатами, перебросить дуговой токоприемник вперед, по ходу движения, но далеко не все конструкции позволяют это сделать. Поэтому трамваи, предназначенные для двусторонней работы, оснащались двумя дуговыми токоприемниками.